Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сысоева Надежда Петровна

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_po_nravstvenno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию

 « Малая Родина»


Сроки реализации: в течение года.
Вид проекта: информационно – творческий, познавательный.
Участники проекта: воспитанники подготовительной  группы №2, родители воспитанников,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность темы:

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта:
Дать знания детям о родном городе: история, достопримечательности, люди, природа. 
Познакомить с именами тех, кто основал город. 
Расширить знания детей о флоре и фауне Воронежского края.
Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
Познакомить с культурой и традициями Воронежского края.
Предполагаемый результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Обеспечение проектной деятельности:
1. Интернет- ресурсы
2. Подбор исторической литературы.
3. Подбор произведений русского народного творчества.
4. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
5. Подготовка разного вида бросового материала
6. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
7. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.
8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
Обсуждение идеи проекта педагогами ДОУ.
Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
Разработка перспективного плана.
Ознакомление с проектом родителей..
Подготовка детей к выполнению проекта
II. Организационно-практический
Познакомить детей с историей родного края. Постановка проблемы изучения родного края
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – Воронежский край»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “История моего города”, «Природа моего края»
Чтение познавательной литературы
Рисование: «Мои впечатления о природе родного края»
Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улицы», частушки о родном крае.
Выставка «Лето в родном крае», «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы нашего края»
Экскурсии и фото- экскурсии по городу, области
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Оформление стенда «История моего города»
Обустройство мини – музея (побуждать детей пополнять музей фотографиями, поделками, рисунками…)
III. Презентационно - завершающий
Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта
Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя, мой край родной»
Выставка детских рисунков и фотографий в детском саду, детской библиотеке
Отчет о выполнении и результатах работы
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Анкетирование родителей, педагогов. Анализ проведенной работы. 
Методы проекта:
1. Наблюдение
2. Совместные игры
3. Анкетирование
4. Познавательные игровые занятия
5. Беседы.
6. Экскурсии.
7. Досуги
8. Конкурсы
Вывод:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям,
мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем
черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе
прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, -
народ без будущего.


Содержание проектной деятельности


Время проведения.
 Тема. Цели .Форма проведения.


Сентябрь

1.«Знаешь ли ты свой город?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Беседа, анкетирование .
2. «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дидактическая игра .
3. «Где я отдыхал летом» 
«Лето в родном крае» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке. 
4.Занятие :«Центральная улица города» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную.

Октябрь

1.« Поверхность нашего края. Растительный и животный мир».Расширять и систематизировать  знания о родном крае .Занятие

2. «.Водоёмы нашего края. Жизнь пресного водоёма» продолжать знакомить детей с водоёмами  нашего края и их обитателями .Интегрированное занятие

3. «Что даёт наш край стране?» Домашнее задание, работа вместе с родителями.

4.Охрана окружающей среды в Воронежской  области. Воспитывать в детях бережное отношение к природе Беседа.

Ноябрь

1.«История и достопримечательности моего города» Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Занятие
2.«Быт русской деревни»
Знакомить детей с бытом предков
Изготовление мини-музея

3.Творческое задание : 
«Придумай названия будущим улицам города» Придумать названия улицам и объяснить ,почему ты их так назвал?

4. «Мой любимый уголок в нашем городе» Учить детей отображать на бумаге свои впечатления. Рисование

Декабрь

1.«Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии села. Дидактические игры
2.«Все профессии важны» … Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда .Сюжетно-ролевые игры.
3.«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора Конкурс пословиц и поговорок.

4 « Кем я стану, .Профессии» Развивать у детей фантазию и отображать это в рисунке. Рисование.

Январь

1. «Флора и фауна Воронежского края» Углублять и конкретизировать представления о родном крае. Занятие.

2.«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Акция .
3.«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Занятие. 

4.« Зимняя природа нашего края»  Учить детей передавать в рисунке красоту природы родного края. Рисование.

Февраль

1. «Откуда хлеб пришел» Познакомить с историей выращивания хлеба ,с профессией –хлебороб . Занятие.

2.. «Что где растёт?» Расширять знания о растительности Воронежского края. Дидактическая игра.

3. Сравнение колосков ржи и пшеницы, ржаного и пшеничного хлеба. Расширять знания  о хлебе. Занятие, исследовательская деятельность.

4. « Колоски», «Хлебное поле» Учить рисовать колоски и передавать в рисунках красоту хлебного поля. Выставка работ по рисованию.

Март

1.«Моя Родина – Воронежский край»

Обобщить знания о крае, городе. Беседа.

2.«Поэзия родного края». Расширять знания о поэтах и писателях нашего края ,прививать  любовь к поэзии. Занятие. Литературная викторина.
3.«Веселые старты» 
Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья воспитанников.
Спортивные соревнования .

4. «Дом, в котором я живу». Прививать любовь к родному дому, дорожить им. Аппликация с элементами рисования.

Апрель

1.«Русская изба».Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Виртуальная экскурсия в музей.

2.Фольклор - русские народные сказки, пословицы, поговорки .Приобщение детей к народному творчеству .Беседы, чтение.
3. «Домашняя утварь»Расширять знания и умения о росписи домашней утари. Декоративное рисование. Выставка рисунков.

4.«Предметы быта» Развивать творчество и фантазию. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями.

Май
1.«Этих дней не смолкнет слава!». Сформировать представления о празднике  «День Победы», познакомить с ветеранами ВОВ. Утренник.

2.«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме и подвиге солдат, которые защищали наш город и Родину..Занятие.

3. «Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми

4.Диагностика.

Примерные вопросы:

1. Название страны, где ты живёшь?

2. Название города.

3.Название своего района.

4. Твой домашний адрес.

5.Достопримечательности твоего города.

6.Название площадей, проспектов.

7.Столица России.

8.Символика.

9.Флаг России.

10.Герб России.

11.Герб Воронежа.

12. Народные праздники.

13.Кто такой Пётр 1?

14. Природные богатства нашего края.

15.Отношение к природе?

16.Что такое РОДИНА?

Список используемой литературы:

1. Программа «Развитие +» Венгер Л.А., Дьяченко.
2.В.В.Будаков Путеводная нить/ В.В. Будаков-Воронеж: Центр возрождения Чернозёмного края 2010-512с..
3. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Г.Н. Калайтанова, Агуреева Т.И., Муравьева О.Ю.
4. «Социально-личностное развитие дошкольников» Загуменная Л.А., 
изд. «Учитель».

5. «Патриотическое воспитание в д/с» под ред.Кондрыкинской Л.А. Москва: Сфера, 2006-192с.

6. О.П.Князева, М.Д. Маханева  Приобщение детей к  истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие-С.П.: «Детство»-Пресс.,2004г.