Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

Васильева Светлана Геннадьвна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........3

Теоретическое обоснование………………………………………………...….5

Технология опыта ………………………………………………………..….…8

Заключение ………………………………………………………………..…..12

Список литературы …………………………………………………………...13

Приложения ……………………………………………………………………14

Введение

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленое и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у старших дошкольников чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны. Многим родителям просто неизвестно что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Одной  из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Воспитание нравственно-патриотической личности показывает, что самым слабым звеном сегодняшней деятельности является семья. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности созданные предками.

Таким образом, в процессе взаимодействия с семьёй необходимо повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, обучение практическим приемам взаимодействия с детьми, формирование осознанного отношения к их воспитанию.

Актуальность опыта

Выбор темы продиктован актуальностью решения вопросов нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через тесное взаимодействие с семьёй, социальными институтами.

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики  проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением учёных. В.Ф.Шкель утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации».

Прежде всего, в процессе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

В разное время к проблеме патриотизма подрастающего поколения особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали  на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.

Современные  исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли своё отражение в работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой, которые посвящены проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него к Отечеству

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашей группы анкетирование, а также теоретический анализ литературы по данной проблеме  показал ряд противоречий:

- между необходимостью формирования нравственно- патриотических чувств у дошкольников и недостаточными возможностями взаимодействия между родителями и педагогами;

- между необходимостью вовлечения дошкольников в социально-значимую деятельность и недостаточным применением развивающих технологий в данном направлении;

- между воспитательным потенциалом семьи и отсутствием условий для его реализации в полном объеме.

В разное время к проблеме патриотизма подрастающего поколения особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали  на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.

Из вышесказанного следует, что   необходимо проводить специальную работу, направленную на воспитание патриотических чувств, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих качеств.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

На первоначальном этапе  в сентябре 2011 года мною был проведен  отбор и анализ литературы по проблеме исследования, сбор информации, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, предварительная диагностика, анкетирование родителей. Диагностика детей показала, что у 8% детей – высокий уровень, у 65% дошкольников  средний уровень сформированности нравственно-патриотических чувств; у 27 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края. По результатам анкетирования было выявлено, что 60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 25% родителей затрудняются в знании истории города, края; 15% родителей не знают и не хотят знать историю города и края.                                            

На втором этапе были проведены практические занятия, индивидуальная работа, экспериментирование в различных видах деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс.

На третьем  этапе в мае было проведено обобщение результатов исследования, создание системы мероприятий по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, разработка методических рекомендаций по проблеме взаимодействия с семьёй, подведён итог работы, обобщён опыт.

Теоретическое обоснование

Теоретическую базу опыта составляют исследования в области нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования  психологов доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры или базовой личности ребенка-дошкольника.

Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В.Запорожец, А. Н. Монтоев, О. М.Дьяченко, , Н. Н.Поддъяков), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, я увидела целесообразность внедрения предложенной модели проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками. Базируясь на психологических исследованиях,  пришла к выводу, что старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи ( Х. Литтон, В.А.Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Но самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, одной из которых является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и даёт возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.    

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

2. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей их эмоциональный отклик.

3. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

4. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

5. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со  всеми участниками.

В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование проектного метода для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.

Новизна опыта заключается в использовании инновационных педагогических технологий и открывает новые возможности в  воспитании у дошкольников нравственно- патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

Технология  опыта

Основной  целью педагогического опыта является создание  оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через использование технологий проектирования.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:                  - создание культурно – образовательной среды в группе;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице городу;

- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

- расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

-воспитание нравственно - эстетических норм поведения и моральных качеств ребенка.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

-учет интересов каждого ребенка;

-деятельность детей без принуждения;

-предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

-тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение.

Использование технологии проектирования помогает мне  в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, акциях.

Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко использую метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.

Мною были реализованы следующие проекты:

«Моя семья»,

«Космическое пространство»,

«Этот День Победы»

Цель проекта «Моя  семья»: способствовать закреплению интереса к формированию патриотических качеств личности через приобщение детей к членам семьи и  семейным традициям.  В ходе проекта  решались задачи по формированию у детей интереса к своей семье, воспитанию уважения к членам семьи, формированию и развитию у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями. Дети с интересом отбирали вместе с родителями фотографии членов семьи, увлечённо  рассказывали о происхождении фамилии, о семейных традициях, составили своё семейное генеалогическое древо, заучивали пословицы и поговорки о семье, приготовили семейные  газеты, участвовали в выставке творческих работ на тему «Я и моя семья».

Заключительным этапом провела совместное с детьми родительское собрание с видеопросмотром НОД. Этот проект помог родителям  лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

В рамках проекта  «Космическое пространство» был проведён ряд мероприятий, направленных на формирование представлений о космосе, о роли человека в космическом пространстве. Во всех формах и методах работы решались задачи:

- уточнение знаний детей о празднике «День космонавтики»;

- ознакомление детей с планетами Солнечной системы;

- способствование формированию ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса;

- воспитание чувства гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала.

Проведённые мероприятия по познавательному развитию «Необъятный космос», «Полёт в космическое пространство», «Космос» по образовательной области «Познание» и «Художественное творчество», «Путешествие во вселенную», по развитию речи «Экскурсия в Планетарий» решали задачи:

- уточнение знаний детей о празднике «День космонавтики»;

- ознакомление детей с планетами Солнечной системы;

- способствование формированию ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса;

- воспитание чувства гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала.

Дети узнали много нового и интересного об истории освоения космоса, первых полётах на  космических кораблях, об их устройстве, о первых космонавтах, их предшественниках-животных-покорителях космоса, с  увлечением слушали рассказы, стихотворения, загадки, считалки о космосе, с интересом играли в игры «Звездочёт», «Цепочка слов».  Совместно с родителями  организована выставка творчества «Космический центр», в которой были представлены макеты ракет, элементы костюмов космонавтов.

Участвовали  в выставке творческих работ на тему «Этот загадочный космос»; создали мини-библиотеку по теме «Космос»; макет «Планеты солнечной системы». Итогом проекта стало спортивное развлечение «Подготовка в космонавты».

Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить  родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

Проект «Этот день Победы» был разработан в преддверии празднования Дня Победы.   В рамках реализации  проекта   я осуществляла следующие задачи:

  • сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне;
  • расширить знания о защитниках отечества, о функциях армии;
  • воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ;
  • обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне;
  • формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Проект включает в себя ряд мероприятий:

- проведение блиц- опроса по выявлению знаний и представлений о ВОВ;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок  о героизме;

- создание  альбомов «Пионеры-герои ВОВ», «Памятники детям героям», «Хроники первых дней войны»;

- слушание песен военных лет;

- просмотр диафильмов «Рассказы разведчика», «Отважные»;

- экскурсия в комнату боевой славы при Тарском музее;

- экскурсия в парк боевой славы;

- рисование «Памятники и обелиски», «Салют Победе»;

- составление рассказов  по теме.

Итоговым мероприятием стало развлечение «Этот День Победы».

В процессе реализации проекта у детей формировались чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Таким образом, в результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

При сравнении результатов исходной (старшей)  и итоговой  подготовительной группы) диагностики были сделаны следующие выводы:

- значительно повысился высокий уровень развития и понизился до минимума низкий показатель:

70% - высокий уровень;

28% - средний уровень;

2% - низкий (дети, которые остаются по возрасту в детском саду)

Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем поработать в дальнейшем. Думаю, что  буду и дальше изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Заключение

             

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.                          Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, научились составлять родословное древо, пополнили знания о традициях и обычаях семьи, о родном  городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о героях ВОВ жителях Тары и района, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Список литературы

1.  Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2.  Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

3.  Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного  возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

4.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

5.  Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 1999 г. – 144с.

6.  Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.// «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).

7.  Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е. В.Соловьёва, Л. И. Царапенко – М.: Обруч, 2011, - 144с.

8.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С.Комаровой, О. А.Соломенниковой; художник М. В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с.: ил.

9.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»...