Сенсорное развитие детей.
статья на тему

Роль игровых развивающих занятий по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rod.sobr_.2011._-_kopiya.doc57.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

     В детском саду ребёнок обучается  рисованию, лепке, конструированию, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так , для того чтобы получить в рисунке сходство с образцом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности формы, цвета, величины предмета. Всё это он может сделать, если у него будут  сформированы представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются и в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения ), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

     Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Поэтому, задача нашего кружка «Волшебный мир»  – помочь сформировать у детей знания об основных  сенсорных эталонах и научить использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.  

     Хочется отметить, что занятия в кружке «Волшебный мир» позволяют стимулировать развитие восприятия детей, от которого в свою очередь будет зависеть успешное обучение в детском саду, в школе. Исследования, проведённые психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Не менее важно иметь в виду и то, что чем лучше будет у ребёнка развито восприятие, тем выше будет его уровень развития творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшии нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки таких способностей лежат раннем периоде детства.

     О важном значение сенсорного воспитания в развитии детей с самого раннего возраста говорили ещё видные отечественные педагоги и психологи: А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева.. В настоящее время используется система  сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л.А.Венгером и его школой. В основу этой системы положены некоторые идеи М.Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т.е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

     Перечислю основные группы сенсорных материалов, предложенных М.Монтессори и используемых нами в играх с детьми:

  1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:

- для различения размеров и развития глазомера ( цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги )

-для различения цветов и их оттенков ( цветные таблички 1-4 )

-для различения формы ( геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и триноминальный кубы )

  1. материалы для развития осязания ( доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани )
  2. материалы для развития слуха ( шумящие коробочки, шумовые цилиндры )
  3. материалы для развития чувства тяжести ( весовые таблички и цилиндры )
  4. материалы для развития чувства тепла ( тепловые таблички )
  5. материалы для развития обоняния ( коробочки с запахами )
  6. материалы для развития вкуса ( вкусовые баночки )
  7. материалы для развития стереогнастического чувства ( сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела )

В качестве дополнительного оборудования  в сенсорной комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы подобранные и сделанные руками наших педагогов.

Таким образом, все материалы для проведения  кружка «Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие  всех видов восприятия детей.

      Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребёнка.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...