картотека
материал по теме

картотека литературы по ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_literatury_po_zpr.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Автор, название статьи

       Название журнала, год

       издательства, страницы

                       Краткая аннотация

   1.

Мальцева Е.В.

«Особенности нарушения речи у детей с ЗПР».

Дефектология 1990г. №6,

С.10

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение распространенности и особенностей нарушений речи у младших школьников с ЗПР. Исследование показало, что нарушение речи у детей с ЗПР проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной  деятельности и обусловлены особенностями из психофизического развития. Материалы данного исследования имеют значение для дифференциальной диагностики ЗПР.

   2.

Кондрашин В.И.

«Влияние особенностей развития детей сирот с ЗПР на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната»

Дефектология 1991г. №1,

С.49

   3.

Рахмакова Г.Н.

«Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР»

Дефектология 1991г. №2,

С. 10

   4.

Екжанова Е.А.

«Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с ЗПР (объяснительная записка)

Дефектология  1991г. №5,

С.20

   5.

Тригер Р.Д.

«Подготовка детей с ЗПР к изучению грамматической темы «Части речи».

Дефектология 1991г. №6,

С. 30

   6.

Марковская И.Ф., Красильщикова Т.М.

«Клинико-катамнестический анализ ЗПР соматогенного генеза»

Дефектология 1993г. №1,

С.16

   7.

Переслени Л.И., Фотекова Т.А.

«Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи с ЗПР».

Дефектология 1993г. №5,

С.3

   8.

Лалаева Р.И., Бойков Д.И.

«Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и ЗПР».

Дефектология 1994г. №1,

С.6

Используется метод анализа структуры высказываний, который дает возможность установить смысловую структуру как отдельного, так и связного речевого высказывания, определить степень его смысловой сложности, позволяет судить об особенности внутреннего программирования текста у различных групп детей. Выделены некоторые качественные особенности структурирования текста детьми с ЗПР.

   9.

Шевченко С.Г.

«К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР».

Дефектология 1994г. №1,

С.15

В статье ставятся коррекционные задачи умственного и речевого развития в школе. Предлагается продолжать исследования в направлении дальнейшего поиска средств коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР.

  10.

Королевская Т.Г.

«Опыт индивидуальных занятий в классе для глухих детей с ЗПР»

Дефектология 1994г. №1,

С.37

В статье приведен опыт проведения индивидуальные занятий в классе для глухих детей с ЗПР. Приведены изменения, внесенные в методику проведения индивидуальных занятий.

  11.

Тригер Р.Д.

«Примерное тематическое планирование уроков русского языка по программе начальных классов для детей с ЗПР»

Дефектология 1994г. №3,

С.34

  12.

Капустина Г.М.

«Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР»

Дефектология 1994г. №4,

С.56

  13.

Капустина Г.М.

«Примерное тематическое планирование уроков математики по программе начальных классов для детей с ЗПР»

Дефектология 1994г. №5,

С.24

  14.

Цыпина Н.А.

«Примерное тематическое планирование уроков чтения в начальных классах выравнивания и специальных школах для детей с ЗПР»

Дефектология 1994г. №6,

С.17

  15.

Нестерович Т.В.

«Развитие речи у глухих детей 1 класса, имеющих ЗПР»

Дефектология 1995г. №2,

С.45

  16.

Волкова Л.С., Голубева Г.Г.

«Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР»

Дефектология 1995г. №2,

С.83

В статье приведены рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР. Приведена адаптированная методика обследования фонетической стороны речи для дошкольников с ЗПР.

  17.

Фишман М.Н.

«Функциональная  ассиметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью»

Дефектология 1996г. №4,

С.3

Проводились исследования по функционированию асимметрии полушарий головного мозга. Эти исследования позволили лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавательной деятельности детей страдающих различными формами аномалий развития. Были выявлены различия в характере отклонений от нормы функционирования систем левого и правого полушарий у детей с ЗПР и с умственной отсталостью отражают особенности нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих деятельность мозга.

  18.

Сиотис Е.Й.

«Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР»

Дефектология 1996г. №6,

С.24

  19.

Сиотис Е.Й.

«Формирование приема графического моделирования текстов у младших школьников с ЗПР»

Дефектология 1997г. №2,

С.14

В статье говорится о том, что наглядные модели с учетом  возрастных и типологических особенностей детей с ЗПР могут быть применены в их обучении. С целью проверки этого предположения был предпринят обучающий эксперимент (изучалась тема: «Предложение»). Приведены результаты эксперимента и сделаны выводы.

  20.

Тимофеева Ж.А.

«О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы»

Дефектология 1997г. №2,

С.41-49

Было проведено  сравнительное исследование  степени сформированности умения извлекать информацию из общения у разных категорий аномальных детей одного и того же возраста: у детей с ОНР, С ЗПР и умственной отсталостью. Использовалась коррекционно-диагностическая среда (КДС) «Мир за твоим окном» блок «Диалоги о погоде». Приведены результаты этого исследования и дано заключение.

  21.

Фишман М.Н., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И.

«Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР»

Дефектология 1998г. №1,

С.24

  22.

Капустина Г.М.

«Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста».

Дефектология 1998г. №2,

С 22-29

В статье рассматривается готовность детей с ЗПР 5-6 летнего возраста к обучению математике; основные направления коррекционно-развивающей работы; выявление имеющихся у детей элементарных математических знаний и умений; основные разделы программы, специфика работы в пропедевтический период; подготовка к письму цифр.

  23.

Кузьмичева Т.В.

«Формирование общетрудовых умений у младших школьников с ЗПР в условиях организации групповых форм обучения».

Дефектология 1998г. №4,

С.24

  24.

Медведева Е.А.

«Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх»

Дефектология 1998г. №4,

С.32

В статье приведены результаты исследования, направленного  на изучение особенностей воображения старших дошкольников с ЗПР и определение возможности активизации и развития творческого компонента данной психической функции и личности детей изучаемой категории в целом, посредством формирования предпосылок творческого воображения в театрализованных играх.

  25.

ШевченкоС.Г.

«Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР»

Дефектология 1998г. №5,

С.16

  26.

Чуркина М.Л.

«Особенности преподавания математики детям с ЗПР»

Дефектология 1998г. №5,

С.21

  27.

Винникова Е.А., Слепович Е.С.

«О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР»

Дефектология 1999г. №1,

С.18

В статье рассматриваются особенности становления морального поведения у младших школьников с ЗПР, воспитывавшихся в разных социальных условиях. Описывается оригинальная методика исследования особенностей вербального и реального поведения детей.

  28.

Медведева Е.А.

«К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх».  (сообщение II)

Дефектология 1999г. №4,

С.32

В статье анализируются различные подходы к оценке детского творчества и уровня развития творческих процессов. Предлагается методика определения уровня развития воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх.

  29.

Медведева Е.А.

«Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх».  (сообщение III)

Дефектология 2000г. №1,

С.53

В статье обучение рассматривается как комплексный процесс, включающий специально организованные театрализованные игры. Определены основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ЗПР  в театрализованных играх. Представлены серии игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей.

  30.

Брайтфельд В.Н.

«Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР».

Дефектология 2000г. №3,

С.23

Рассматривая вопросы формирования мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР, автор подчеркивает, что наиболее эффективным является обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности.

  31.

Сурина О.Е., Лупандин В.И.

«Особенности восприятия времени у детей с ЗПР»

Дефектология 2000г. №4,

С.32

Исследовалось восприятие времени у детей 4-10 лет с ЗПР. В работе использовался метод кросс-модального подбора, избавляющий ребенка от необходимости давать численную оценку деятельности. Полученные результаты показали, что спектр категориальных оценок у детей с ЗПР сужен по сравнению с таковым у их здоровых сверстников и смещен в сторону крайних категорий.

  32.

Павлий Т.Н.

«Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР»

Дефектология 2000г. №4,

С.36

В статье развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР рассматривается как приоритетная коррекционная задача. Описывается опыт организации изучения и коррекции эмоционального недоразвития детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста.

  33.

Ульенкова У.В., Васильева Е.Н

«Изучение и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении.

Дефектологии 2001г. №5,

С.35

Представлены результаты изучения специфических особенностей эмоциональных контактов педагога и 5-7 летних детей с ЗПР как  важнейшего условия их полноценного личностного развития в диагностико-коррекционных группах в дошкольном учреждении. Показаны подходы к организации коррекционно-педагогического воздействия на детей.

  34.

Митрякова Л.Г.

«Динамика изменений чувства ритма у школьников с ЗПР от 7 до 16 лет»

Дефектология 2001г. №6,

С.19

В работе обобщены результаты эксперимента, проведенного с целью изучения в возрастной динамике особенностей чувства ритма, типичных для школьников с ЗПР, проявляющихся при воспроизведении ритма, предъявляемого в разной сенсорной модальности (слуховая, зрительная, тактильная, кинестетическая и при полисенсорном восприятии) Автором использовалась методика  В.А.Кручинина.

  35.

Веснина Е.В.

«Из опыта работы с учащимися речевой школы, имеющими вторичную ЗПР»

Дефектология 2001г. №6,

С.24

В статье предложены конспекты занятий, направленных на развитие высших психических функций в процессе изучения программного материала, мобилизацию механизма компенсации и усиление мотивационной направленности учебного поведения.

  36.

Горбунов Н.П., Безусова Н.Н., Хамаднярова Т.А.

«Особенности динамики показателей вегетативного гомеостаза и психоэмоционального напряжения у подростков с ЗПР»

Дефектология 2002г. №1,

С.26

Динамика показателей сердечного ритма у подростков с ЗПР в течение дня и недели имеет существенные особенности по сравнению  с их здоровыми сверстниками. Для дошкольников с ЗПР характерны значительные колебания показателей мощности спектра во всех частотных диапазонах с выраженным снижением активности центрального контура регуляции к концу дня и уменьшением тонуса симпатической нервной системы к середине недели на фоне отсутствия адаптационных изменений уровня психоэмоционального напряжения.

  37.

Бабкина Н.В.

«Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР».

Дефектология 2002г. №5,

С.40

В исследовании впервые проведен сравнительный анализ  сформированности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, находящихся в специально организованных психолого-педагогических условиях и в массовых дошкольных группах, и их нормально развивающихся сверстников.

  38.

Мамайчук И.И., Мороз М.П., Чубарова Е.В., Чубаров И.В.

«Нейропсихологическая диагностика ЗПР у детей младшего школьного возраста».

Дефектология 2002г. №6,

С.17

Показано, что у детей с ЗПР церебрально-органического генеза 7-10 лет нейропсихологические показатели и уровни интеллекта значимо ниже аналогичных показателей у детей того же возраста. Наибольшие отличия выявлены по показателям, характеризующим интегративные психические процессы, такие как память и зрительно-пространственный анализ, что является следствием задержки формирования структурно-функциональных систем мозга. Обсуждаются механизмы ЗПР у детей и необходимость использования психокоррекции как способа информационной стимуляции нейрональных структур для развития морфофункциональных предпосылок формирования высших интегративных психических функций.

  39.

Коваленко О.Н.

«Антонимические связи и отношения в структуре лексикона младших школьников с ЗПР».

Дефектология 2002г. №6,

С.26

Рассматриваются проблемы речевого развития детей с ЗПР, а именно вопросы лексикона как одного из компонентов речевой деятельности.

  40.

Фотекова Т.А.

«Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и ЗПР».

Дефектология 2003г. №1,

С.23

В статье представлены результаты сопоставительного нейропсихологического исследования высших психических функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и ЗПР церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлении этих состояний были выявлены различия в нейропсихологических синдромах.

  41.

Хохлина Е.П.

«Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями»

Дефектология 2003г. №2,

С.25-34

Статья содержит результаты теорико-экспериментального исследования проблемы  коррекционно-развивающей работы в специальных образовательных учреждений. Она разрабатывается на основе системного изучения психолого-педагогических условий обеспечения коррекционной направленности трудового обучения детей с ограниченными умственными возможностями (с ЗПР и  умственной отсталостью).

  42.

Певзнер М.С.

«Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальных классах или школах».

Дефектология 2003г. №6,

С.3

В статье четко определены функции всех членов приемно-отборочной комиссии и обозначены основные критерии отграничения ЗПР от сходных состояний. Работа написана в 1970 году, и по сей день не утратила научной и практической ценности.

  43.

Бабкина Н.В.

«Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения»

Дефектология 2003г. №6,

С.46

В статье приведены результаты сравнительного анализа формирования саморегуляции  познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста, находящихся в различных условиях обучения (классы КРО и массовые классы), и их нормально развивающихся сверстников.

  44.

Ульенкова У.В., Кондратьева Н.П.

«Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях».

Дефектология 2004г. №1,

С.29

Приводятся результаты сравнительного анализа особенностей личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в специально развивающихся сверстников. Определяются возможные направления профилактики и коррекции личностной тревожности школьников с ЗПР.

  45.

Винокурова Г.А.

«Психологическое сопровождение учащихся с ЗПР на этапе перехода в среднее звено школы».

Дефектология 2004г. №6,

С.32

В статье рассмотрены основные задачи в работе с детьми с ЗПР на этапе перехода в среднюю школу и результаты экспериментального исследования, свидетельствующие об эффективности психологической готовности к обучению в средней школе у данной категории детей.

  46.

Годовникова Л.В.

«Психолог в классе коррекционно-развивающего обучения: показатели эффективности работы»

Дефектология 2004г. №6,

С.35-40

В статье представлена система изучения мотивационной сферы школьников с ЗПР различной этиологии, включающая изучение познавательных интересов, самооценки и эмоционального благополучия.

  47.

Ульенкова У.В., Князева Т.Н.

«Изучение самостоятельности мышления младших школьников с ЗПР».

Дефектология 2005г. №2,

С.19

Выделены критерии развития  самостоятельности мышления в младшем школьном возрасте. На этом основании определены пять уровней самостоятельности мышления школьников с ЗПР. Представлены элементы программы коррекции и развития этого качества в процессе учебной деятельности.

  48.

Иванов Е.С, Борисова Ю.В.

«Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с ЗПР»

Дефектология 2005г.№2,

с.27

В статье изложены результаты экспериментального исследования, в ходе которого изучалась картина жизненного пути подростков сирот. Выявлена специфика восприятия ими наиболее важных событий в жизни, определена иерархия событий прошлого и будущего.

  49.

Вильшанская А.Д.

«Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР».

Дефектология 2005г. №2,

С.57

Выделены уровни сформированности умственной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза. Определены психолого-педагогические условия и разработаны методы коррекционного обучения, направленного на формирование приемов мыслительной деятельности детей в ходе индивидуальных и групповых занятий учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.

  50.

Инденбаум Е.Л., Трушкова А.А.,

Коваленко С.В., Соловьева В.С.,

 Кирилкина И.Г., Коростелева О.И.

«Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А.Домишкевича «Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии»)

Дефектология 2005г. №4,

С.41

Авторами используется в качестве основы диагностической и коррекционно-развивающей работы функционально- уровневый подход к диагностике и коррекции отставания в темпах формирования познавательной деятельности детей с ЗПР, сформулированный С.А Домишкевичем (приведены фрагменты статьи). Полученные данные доказывают значительную неоднородность потенциальных возможностей детей с ЗПР, а также подтверждают информативность функционально-уровневого подхода.

  51.

Удилова И.В.

«Развитие мелкой и ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР».

Дефектология 2005г. №4,

С.88

Было проведено исследование по определению уровня развития мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР. Приведены результаты тестирования детей и анкетирования учителей и родителей этих детей.

  52.

Кукушкина О.И.

«Использование информационных технологий в области развития представлений о мире (сообщение 1)

Дефектология 2005г. №5,

с.83-92

В этой статье анализируются роль и место информационных технологий в процессе развития представлений и мире у младших школьников с нарушениями слуха, речи, ЗПР. Рассматривается уникальная компьютерная модель «Калейдоскоп картин».

  53.

Киселева В.А.

«Влияние предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР»

Дефектология 2005г. №6,

С.41

Автор статьи исследует речевые и неречевые психические функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи у старших дошкольников с ЗПР, выделяет уровни развития данных функций, намечает направления коррекционной работы.

  54.

Кукушкина О.И.

«Использование информационных технологий в области развития представлений о мире» (сообщение 2).

Дефектология 2005г. №6,

С.64-70

Статья продолжает цикл публикаций о роли информационных технологий в процессе развития представлений о мире у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями: слуха, речи, ЗПР. Предметом рассмотрения становится «Калейдоскоп картин и описаний», помогающий привлечь внимание детей  к связи между образом и словом, упражнять их в умении передавать одно и то же предметное содержание в наглядной и словесной форме.

  55.

Волкова С.И., Сироткина Э.Ю.

«Динамика показателей сердечнососудистой системы у дошкольников с нарушениями в развитии в процессе учебной деятельности»

Дефектология 2006г. №2,

С.14-17

В статье представлены результаты исследования частоты сердечных сокращений, систолического, диастилического и пульсового давления после занятий по русскому языку у дошкольников с ЗПР и с общим недоразвитием речи (III уровень). У испытываемых выявлены низкие адаптационные возможности к умственной нагрузке, сниженная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, высокая утомляемость.

  56.

Марковская И.Ф.

«Типы регуляторных нарушений при ЗПР»

Дефектология 2006г. №3,

С.28

В статье анализируется история изучения особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы детей с ЗПР, приводятся результаты собственных исследований автора по данной теме. Статья написана по материалам доклада на конференции, приуроченной к юбилею К.С.Лебединской.

  57.

Ульенкова У.В., Самойленко Е.В.

«Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР»

Дефектология 2006г. №4,

С.29

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей материнского воспитания мальчиков-подростков с ЗПР в условиях депривации отцовского влияния. Намечены пути преодоления негативных последствий в становлении их личностей.

  58.

Бабкина Н.В.

«Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе»

Дефектология 2006г. №4,

С.38

В статье описано содержание основных направлений работы психолога в школе – диагностического, коррекционно-развивающего, консультативно-просветительского, профилактического и организационно-методического.

  59.

Косымова А.Н.
«Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями

интеллекта»

Дефектология 2006 г. №5,

С.30-35

В статье представлена диагностико-коррекционная методика, направленная на развитие представлений детей об окружающем мире. Описаны варианты конструирования картины «Мир» в зависимости от уровня познавательной деятельности ребенка, а также результаты коррекционной работы. (В процессе исследования методика была предъявлена ученикам начальных  классов с ЗПР, умственной отсталостью и нормально развивающимся школьникам)

  60.

Гончарова Е.А.

«Лента времени»: специализированная компьютерная программа.

Дефектология 2006. №5,

С.52-57

Данная статья продолжает цикл публикаций о роли информационных технологий в развитии представлений о мире у детей с нарушением речи, слуха с ЗПР.

В статье описана структура и функциональные возможности компьютерной программы «Лента времени». Представлены некоторые методические приемы работы с ней.

  61.

Растягайлова Л.И.

«Методическое пособие по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР» (автор пособия З.М. Дунаева)

Дефектология 2006г. №5,

С.83

Автор рассказывает о новом методическом пособии, посвященном проблеме формирования пространственных представлений и конструктивного мышления у детей.

  62.

Семенова Л.Э.

«Специфика основных желаний детей-сирот с ЗПР»

Дефектология 2006г. №6,

С.23

В результате исследования, посвященного изучению содержательных аспектов желаний дошкольников-сирот с ЗПР, были выявлены особенности их внутренних переживаний, определена иерархия значимых мотивационных предпочтений, прослежена зависимость качественных характеристик желаний от возраста и уровня развития ребенка.

  63.

Лапп Е.А.

«Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР»

Дефектология 2006г. №6,

С.34.

В статье представлены результаты изучения сочинений по картине, выполненные учащимися 3-4 классов с нормальным интеллектом и с ЗПР. Получены данные, касающиеся цельности и связности текстовой продукции, а также использования языковых средств детьми указанных категорий.

  64.

Локтева Е.В.

«О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети».

Дефектология 2006г. №6,

С.81

Автор рассказывает об опыте организации специального факультатива для дошкольников с ЗПР. Его программа включает в себя ознакомление детей с различными видами театра, их особенностями, с профессиями людей, создающих спектакли, обучение детей умению поддерживать беседу на заданную тему.

  65.

Киселева В.А.

«Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение?»

Дефектология 2007г. №3,

С.3

В статье приводятся и интерпретируются данные многоаспектового изучения речевой деятельности дошкольников с ЗПР. Методика исследования позволяет объективно оценить состояние речевой функции указанной категории детей и выбрать наиболее адекватные пути коррекционных воздействий.

  66.

Павленко Т.П.

«Развитие самостоятельной познавательной активности учащихся с ЗПР с использованием технологии модульного обучения».

Дефектология 2007г. №3,

С.22

Для преодоления недостатков мыслительной деятельности учащихся с ЗПР при организации образовательного процесса была использована технология модульного обучения. Модульное обучение является одновременно банком информации, технологией и конкретной программой преподавания и учения. Модульная технология позволяет выстроить траекторию освоения всей учебной программы, отвечающую как общим требованиям, так и индивидуальным особенностям отдельного ученика, развивает его самостоятельную познавательную активность.

  67.

Медведева Е.А.

«Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с ЗПР средствами искусства» (сообщение I)

Дефектология 2007г. №3,

С.49

В статье раскрываются особенности социокультурного становления личности ребенка с ЗПР (познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного компонентов) средствами искусства. Предлагаются диагностические подходы к их определению у старших дошкольников и младших школьников 5-9 лет с легкими формами психического недоразвития.

  68.

Медведева Е.А.

«Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с ЗПР в условиях взаимодействия с искусством» (сообщение II)

Дефектология 2007г. №5,

С. 10

В статье рассказываются диагностические подходы к выявлению особенностей творческого компонента личности детей 5-9 лет в художественных видах деятельности. Показываются направления коррекционной работы и компенсаторные возможности детей в преодолении незрелости творческого компонента в развитии личности с помощью искусства.

  69.

Зеленина Н.Ю.

«Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (сообщение 1).

Дефектология 2007г. №5,

С.19-26

Статья посвящена проблеме выбора методики для сравнительного изучения самоотношения у детей с различными нарушениями развития (в том числе с ЗПР). Представлен опыт адаптации и описаны стратегии организации диагностической процедуры по методике стандартизированного наблюдения И.Т.Димитрова.

  70.

Морозова И.Л.

«Особенности нейропсихологической структуры задержки психического развития дошкольников из экологически неблагополучной зоны Забайкалья (г.Балей)

Дефектология  2007г. №5,

С.27-32

В статье представлены результаты нейропсихологического исследования психической деятельности детей дошкольного возраста, проживающих в условиях экологического неблагополучия. Полученные данные, верифицируемые результатами нейрофизиологической и нейроиммунной диагностики, указывают на выраженную дефицитарность двигательных функций (преимущественно их динамической организации). Показана эффективность применения специального блока приемов нейропсихологической коррекции в системе комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации исследованных детей.

  71.

Зеленина Н.Ю.

«Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (сообщение 2)

Дефектология 2007г. №6,

С.21-27

В статье представлены данные применения методики стандартизированного наблюдения И.Т.Димитрова в группах детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

  72.

Киселева В.А.

«Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР»

Дефектология 2007г. №6,

С.28

В статье рассматривается готовность младших школьников с ЗПР к формированию навыка чтения и его состоянию на этапе обучения. Автором представляются к обсуждению  вопросы, связанные с нарушением формирования навыка чтения у детей данной категории, рассматриваются факторы, влияющие на формирование процесса чтения.

  73.

Вильшанская А.Д.

«Дефектологическое сопровождение учащихся с ЗПР в условиях системы корркеционно-развивающего обучения».

Дефектология 2007г. №2,

С.50

В статье раскрыто содержание работы специального педагога (учителя-дефектолога) с учащимися с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы. Подробно описаны направления коррекционно-педагогической работы специалиста, обоснована необходимость комплексного подхода к содержанию деятельности специального педагога.

  74.

Нодельман В.И., Шевченко А.В.

«Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с ЗПР».

Дефектология 2007г. №3,

С.31-39

В исследовании путем пролонгированного изучения определены психолого-педагогические условия становления и развития элементов самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР. Разработана и апробирована программа последовательного и целенаправленного формирования элементов самосознания у данной категории детей в процессе их психолого-педагогического сопровождения в условиях детского сада компенсирующего вида.

  75.

Шичанина О.В.

«Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР».

Дефектология 2008г. №1,

С.20

В статье приводятся новые данные о развитии лексико-сематической стороны речи у дошкольников с ЗПР. С учетом онтогенетического принципа выделяются уровни развития значения слова у детей данной категории, намечаются основные направления коррекционно-развивающей работы.

  76.

Ткачева И.А.

«особенности развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки»

Дефектология 2008г. №1,

С.61

В статье представлены результаты изучения игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы включают в себя методики изучения игровой  деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей  с ЗПР, воспитывающихся в различных социальных условиях.

  77.

Сычевич И.В.

«Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения».

Дефектология 2008г. №3,

С.31

Статья посвящена проблеме развития когнитивного аспекта самооценки младших школьников с ЗПР. Излагаются результаты исследования представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР, обучающихся в интегрированных классах общеобразовательных школ и специальной школе для детей с трудностями в обучении. Описываются возможные механизмы развития когнитивного компонента самооценки в сравниваемых группах детей.

  78.

Семенова Л.Э.

«Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов».

«Дефектология» 2008г. №4,

С.25

В статье представлены результаты исследования содержательных аспектов процесса вербальной самопрезентации детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста с ЗПР. Показана роль дифференцированной гендерной социализации в этом процессе. На основе сравнительного анализа используемых детьми с ЗПР и НПР самохарактеристик выявлена общая логика развития ребенка как гендерного субъекта в условиях онто - и дизонтогенеза при наличии ряда особенностей, обусловленных темпом психического развития в период детства.

  79.

Пронина Л.В.

«Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии».

«Дефектология» 2009г. №1,

С 69-76

В статье рассказывается научно-методический подход к изучению особенностей взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Описываются разные уровни взаимодействия со сверстниками у детей с умеренными (ЗПР) и выраженными отклонениями в умственном развитии.

  80.

Серова В.В.

«Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с ЗПР – воспитанников детского дома».

«Дефектология» 2010г. №3,

С.64

В статье представлены экспериментальные данные о специфике формирования навыков социального поведения во взаимоотношениях со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР – воспитанников детского дома, показана роль целенаправленного психолого-педагогических взаимодействий в оптимизации процесса их социализации.

  81

Шевченко С.Г.

«Обучение детей с задержкой психического развития».

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1, с.3-9

На вопросы редакции журнала в рубрике «Взгляд на проблему» отвечает  С.Г. Шевченко. Рассматриваются современные подходы к проблеме обучения детей с ЗПР.

  82

Борякова Н.Ю.

«Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития».

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1,

 с.10-17

В статье описаны психологические особенности детей раннего возраста и определены основные задачи коррекционно-педагогической работы  с этими детьми, а также раскрыты особенности

познавательной деятельности детей 5-6 лет с ЗПР.

  83

Вильшанская А.Д.

«Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития».

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1,

 с. 18-22

В статье рассказывается об организации и содержании педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР.  В статье определено основное содержание работы  учителя-дефектолога: цель работы, задачи, направления работы, диагностическая работа, коррекционное направление работы.

  84

Гудина Т.В.

«Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР».

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2006г. №1,

 с.28-31

В статье рассказывается о роли музыкального воспитания в работе с младшими школьниками с ЗПР и его влиянии на  формирование предпосылок развития творческой активности и музыкальных способностей ребенка. А также дети получают дальнейшее развитие мыслительной способности, сосредоточенности, концентрация памяти и внимания, улучшается положительная мотивация поведения.

  85

Локтева Е.В.

«Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР».

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2007г. №3,

с. 27-35

В статье представлены результаты экспериментального исследования старших дошкольников, целью которого являлось определение содержания и направлений педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Представлены коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации, а также коррекционно-

педагогическая работа с использованием театрализованных игр, работа со взрослыми (педагогами и родителями).

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...