Значение игры для развития слепого ребенка.
план-конспект на тему

Кобцева Елена Анатольевна

Значение игры для развития слепого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specializirovannyy_dom_rebenka_-_kopiya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированный дом ребенка № 19

для детей с органическим поражением центральной нервной системы

и нарушением психики города Москвы.

ДОКЛАД.

Иполнитель: воспитатель

  Кобцева Елена Анатольевна.

Значение игры для развития слепого ребенка.

Игра является главной частью в жизни ребенка, как зрячего, так и слепого. С ее помощью

он знакомится с окружающим миром. Игра помогает малышу ознакомиться со многими

свойствами и качествами окружающих его предметов. Во время игры ребенок избавляется

от страхов, боязни и внутренних проблем.

В игровой роли малыш подражает не только действия, но и чувствам, отношениям.

Играя, он учится переживать, сочувствовать у ребенка закрепляются формы поведения

и отношения к близким ему людям.

Все это происходит в том случае, если игры малыша находятся под наблюдением

взрослого, так как он сам не знает, во что и как он должен играть. Взрослый помогает

ребенку в игре, но больше всего глаза самого ребенка. Слепому ребенку отказано в этих

возможностях. Его игры носят «характер слуховых игр». Без чуткой поддержки взрослого

он не сможет научиться различным формам игр.

Ребенку может понадобиться помощь для того, чтобы привыкнуть к звукам, которые

его окружают. У него должна быть возможность испробовать широкую гамму шумов,

важно, чтобы ребенок привык к каждому звуку, и каждый звук часто повторялся. Так

ребенок научится понимать их значение и происхождение. Для слепого ребенка важно ,чтобы он научился соотносить звуки ,которые он слышит, с реальными вещами. Для этого ему надо объяснять шумы и звуки, издаваемые рядом.

Хорошо начать с того, чтобы ребенок слушал голос взрослого. Голос должен

раздаваться, то слева от него, то справа. Ребенок научится локализовать источник звука (голоса), он научится узнавать, откуда звучит голос. Так мы начинаем вводить ребенка в мир игр.

Звучание голоса используется не только для развития слуха, но и для того, чтобы ребенок

подражал взрослому в интонации. Играя, с ребенком следите за своей речью. Ровный ,спокойный,

доброжелательный тон вселяет в ребенка уверенность в том, что его любят, понимают,

хотят с ним играть. Когда ребенок научился следовать голосу взрослого, то мы можем

познакомить его с другими звуками – шуршание, писк резиновой игрушки и т.д.

После того, как ребенок воспринял звук, нужно дать ему подержать предмет в руках.

Игры с ребенком стали разнообразней, он учиться выполнять с предметом различные действия.

Малыш учится брать предмет в руки, ощупывать, подносить ко рту, ронять, искать, ударять,

поднимать и многое другое. Во время игры у ребенка развивается ловкость рук. Обращение

с предметом приводит к познанию их форм и свойств, а также к пониманию их цели. Ни один

предмет не объясняется сам собой, постоянно его следует описывать и демонстрировать

его назначение.

В играх « исследованиях» с предметами  участвуют также все органы чувств ребенка.

У ребенка развиваются навыки, и это отражается в игровых ситуациях. Его действия становятся более целенаправленными и творческими. Ребенку ,необходимы специальные  

игры для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть

один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки, делая это сначала его руками. При этом

движения должны быть мягкими, прикосновение к  рукам ребенка не сильными. Если ребенок вырывает  руки, занятия надо отложить до следующего раза. Игры- занятия должны быть

непродолжительными, в зависимости от желания ребенка. Обучая ребенка строить башенку

из двух кубиков, надо показать ему, как выполнять это действие: левой рукой держать кубик,  

а правой ставить на него второй. Действия сначала выполняются руками ребенка, затем его руки только направляют.

Для развития движения рук, мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве

 способствует игра с корзинкой. Ребенка учат класть в нее по одному не небольшие предметы

и игрушки. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо корзинки можно использовать небольшое детское металлическое

ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действия.

 Игры по ориентировке в пространстве хорошо проводить с мячом.  Лучше, если мяч будет озвучен.

 Ребенку дают небольшой мяч ( диаметром около 15 см) и учат бросать мяч. Когда

ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить к нему мяч.

Игры –занятия для слепых детей.

От рождения до 3 месяцев Звучащие игрушки.

Познакомьте слепого ребенка со звуками, производимыми различными игрушками. Делайте это совместно. Помогите ребенку трясти погремушку, жать пищалку, звонить в колокольчик. Называйте игрушку и говорите, какой звук она производит.

Перемещение источника звука.

Вначале потрясите погремушкой или маленьким колокольчиком перед лицом ребенка, потом,

не прекращая звучания, двигайте игрушкой из стороны в сторону. Это научит

слепого ребенка следить за звуком.

ТАНЦЫ   Включите живую, веселую музыку, качайте ребенка и танцуйте под нее, держа ребенка на руках.

Пальчиковая игра.  Когда ребенок лежит на спине, дайте ему захватить ваши пальцы

Затем мягко потяните их, так ребенок почувствует некоторое  сопротивление.

Через несколько секунд уберите руки, а затем предложите их снова для повторения

тех же действий.

Подбрасывание в воздух  Поднимайте ребенка вверх то выше, то ниже. Когда вы

поднимаете ребенка вверх, говорите, что вы делаете. Например: «полетели вверх!»

или «Вверх, вверх, вверх!». Потом медлен опускайте ребенка вниз и говорите:

«Вниз, вниз, вниз!».

Определение направления звука   Потрясите колокольчиком над головой ребенка и

и спросите: «Где колокольчик? Ты можешь найти колокольчик?». Звоните и спрашивайте

снова и снова – столько раз, сколько это необходимо. Может пройти неделя, а может быть,

и месяц, пока ребенок повернет голову или прикоснется к источнику звука.

От 3 до 6 месяцев Ощупывание  Возьмите лоскутки ткани различной фактуры – шелк, велюр, букле, приготовьте шерстяной шарфик, резиновые игрушки вату. Играя с ребенком

давайте ему различные предметы и характеризуйте их поверхность: «Это твердое и

бугристое. А это мягкое». Используйте  различные ткани как для массажа всего тела, так

и для восприятия их  ладонями.

Подражание  Держите слепого ребенка так, чтобы его лицо было рядом с вашим. Произносите звуки, произнесения которых вы хотите добиться от ребенка,  например:

«ла –ла-ла» или «да-да-да». Дайте ему время на повторение. Если он пока не готов

К подражанию речи, повторите все снова через некоторое время.

Вдыхание запахов  Соберите различные предметы с разнообразными запахом. Предлагайте

их один за другим, говорите о запахе, а ребенок пусть нюхает. Можно дать слепому ребенку

понюхать различные пряности: ванилин, лимон, корица. В ванной  давайте нюхать такие пахнущие вещества как мыло, крем, шампунь.

Потешки, стишки и песенки  Они нравятся малышам, особенно, когда их используют

с движениями. Они соединяют в себе слова, ритмы, мелодию и физическую стимуляцию.

Ребенок сидит у взрослого на коленях лицом к нему. Во время произнесения потешки

взрослый подкидывает ребенка на коленях.

Скачет пони,

Скачет пони,

Скачет вниз с горы,

Будь внимательнее, пони,

И не упади (подкинуть сильнее)

Во время следующей потешки дотрагивайтесь до тех частей лица ,которые вы называете.

Ротик наш умеет кушать,

Нос дышать,

А ушки слушать,

Глазоньки моргать, моргать,

Ну , рученьки играть.

Произнося следующую  потешку, легко прикасайтесь к ребенку пальцем на короткое время.

Чтобы он почувствовал наличие и отсутствия прикосновения.

«Вот улей, вот пчела (прикоснуться пальцем). Улетела на поля (убрать палец). Скоро прилетит опять, ляжет в улей отдыхать» ( прикоснуться снова).

Игры с песенками и потешками будут  любимы слепым ребенком долгое время.

От 6 месяцев до 1 года.

Наполняйте и высыпайте   Наполните какую-либо емкость некоторым количеством

предметов: кубиками, шариками и т.д. Сядьте с малышом на пол и разбросайте эти

предметы в пределах досягаемости. Поднимите один предмет и бросьте его и банку.

Скажите ребенку: «Кубик в банке. Слышишь, как он упал? Теперь твоя очередь бросить

кубик». Положите свою руку поверх руки ребенка и помогите ему совершить действие совместно с ним. Когда все предметы окажутся в банке, помогите слепому ребенку

вынуть их и начать все сначала.

Катание мяча  Сядьте на пол лицом к ребенку на расстоянии 30-60 см от него. Дайте ребенку потрогать мяч и скажите: «Вот мячик. Я хочу покатить его к тебе. Вот он прикатился к тебе. Держи мяч».

 Попросите другого взрослого поучаствовать в игре, сев позади малыша, помочь ему ловить мяч и катить его обратно.

Для малыша движение это тоже игра. Игра для ребенка является необходимостью, она

Стимулирует физическое развитие ребенка и доставляет ему радость.

 

                                   ЛИТЕРАТУРА

 Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С., Морозова Т., Пакеринг К. Ранние отношения и

развитие ребенка. – СПб.:  Питер, 2009.

Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 1998.

Морозова Т., Довбня С. Шаг навстречу. Программа раннего вмешательства в домах

ребенка. Издательство «Генезис», 2010.

 

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка

Рекомендации для родителей по речевому развитию слепого ребенка...

Консультация "Значение игры в развитии речи ребенка"

Консультация для родителей по развитию речи....

Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...

Памятка для родителей "Значение игры в развитии речи ребенка"

Памятка для родителей "Значение игры в развитии речи ребёнка"...

Статья на тему: Значение игры для развития личности ребенка.

Статья о значении игры, для развития личности ребенка....

Значение игры в развитии личности ребенка

 Значение игры как формы организации жизнедеятельности детей   Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой ж...