Использование пальчиковых игр в группе кратковременного пребывания
методическая разработка на тему

Значение использования пальчиковых игр у детей раннего возраста. Пальчиковые игры практический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"

А.С. Макаренко

1.Игра в раннем возрасте.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В жизни ребёнка раннего и дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Уже с первых лет своей жизни ребенок должен учиться играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать свое чадо, которое и сидеть еще толком не научилось, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление в этом возрасте развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

2. Из опыта моей работы.

В группе кратковременного пребывания, где я работаю воспитателем много разных деток от 1.5 до 2.5 лет. Все они разные: активные, застенчивые, робкие и шумные. Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений я использую разнообразные игры: подвижные, игры в парах, хороводные, дидактические, игры с правилами, игры с предметами. Но особую роль в своей работе с этими детьми я отвожу пальчиковым играм. Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет десять назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, готовить еду. Сейчас многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Родители стараются упростить ребенку жизнь, заменив пуговицы на молнию, застежки и шнурки на обуви липучками. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

 Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач детского развития. Они способствуют сближению детей, учат согласовывать движения. Кроме того, эти игры способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Они помогают активизировать чувственное восприятие малыша и одновременно вызывают чувство близости и доверия к взрослому и сверстникам.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Наша группа кратковременного пребывания – адаптационная и наша задача способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста, через организацию нетрадиционных форм работы с родителями. В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Они отмечают особую связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

На основе этих исследований я создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: 

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

- Индивидуальные беседы.

- Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, мелкие игрушки, сенсорные игрушки. Проводились консультации на тему: “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; “Ну-ка пальчик, за работу”.

- Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

- Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста”.

Пальчиковые игры помогают мне установить эмоциональное взаимодействие  с детьми, они направлены на налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, дарят минуты радости малышам, вызывают положительное отношение к детскому саду. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,
И на Юлю
(называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка.
(Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка.
(Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики  малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Я стараюсь, чтобы в игру вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). Обязательно чередую три типа движений:
-сжатие;
-растяжение;
-расслабление.

Я стараюсь произносить тексты пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Выполняю упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляю в своём репертуаре и возвращаюсь к ним по желанию малыша.        

В своей работе я использую разнообразные пальчиковые игры: традиционные, например «Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», пальчиковые игры под музыку (методика Железновой). Персонажи и образы пальчиковых игр Железновой - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – очень нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за мною тексты и движения. Ее пальчиковые игры готовят малыша к счёту, учат действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху        и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Также я использую в своей работе пальчиковые игры с предметами, например с палочками: «Едем-едем на лошадке, но-но-но». С грецкими орехами: «Я катаю свой орех», с сенсорными мячиками: «Мой веселый звонкий мяч».

Свою работу в группе кратковременного пребывания  я начала в прошлом учебном году (2010-2011). К концу года пальчики у этих детей стали более ловкими, гибкими, дети стали быстрее овладевать сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.  Диагностика по развитию речи за период 2010-2011 г. показала положительную динамику. Речевая активность детей повысилась на 25 % . Сейчас эти дети благополучно пошли в младшую группу. Адаптация у детей проходила намного легче, чем у сверстников, не посещавших группу кратковременного пребывания.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется многие психические процессы, улучшается речь и мелкая моторика. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Северный административный округ города Москвы

Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2664

Тема:

«Использование пальчиковых игр в группе кратковременного пребывания»

Подготовила:

Воспитатель ГКП

Тулайкина Светлана Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий на тему "Профессии любимых мам"

Интегрируемые образовательные области: развитие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Программные задачи: Образовательные:-закреплять предста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «Зима»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «Зима»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «День рождения»

ФЭМП на тему: «День рождения». Интегрируемые образовательные области: развитие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Программные задачи:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий на тему: «К нам пришла весна»

Тема: «К нам пришла весна»Интегрируемые образовательные области: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Программные задачи:Образовате...

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...

1. Приказ № 650- О Об открытии групп кратковременного пребывания на базе дошкольных групп Лицея им. Г.Ф. Атякшева 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с детьми в группе кратковременного пребывания

1. Документ подтверждает моё участие в работе групп кратковременного пребывания.2. Составила перспективный план работы учителя-логопеда  и разработала конспекты логоритмических занятий в группе к...