План-программа «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по теме

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»

город Набережные Челны РТ

 

План-программа

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

по формированию осознанного отношения к здоровью у детей 3-7 лет

с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

 

АВТОРЫ:

Ризванова Ю.А., воспитатель первой категории

Митрохина И.В., старший воспитатель высшей категории

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

«Если нам объяснить, почему не надо,

то мы и не будем болеть»

Н.Носов

 

Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.

Причиной этого на наш взгляд являются противоречия:

·           отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни - семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;

·           здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;

·           повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни;

·           приоритет образовательных программ (по социальному заказу родителей) перед игровыми и здоровьесберегающими программами;

·           отсутствие  должной преемственности между субъектами, отвечающими за здоровье и адаптацию детей;

·           неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.

Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».         

 Здоровье подрастающего поколения - это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_zdorovya_-_kopiya.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»

город набережные челны республика татарстан

План-программа

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

по формированию осознанного отношения

к здоровью у детей 3-7 лет

с функциональными нарушениями

опорно-двигательного аппарата

АВТОРЫ:

Ризванова Ю.А., воспитатель первой категории

Митрохина И.В., старший воспитатель высшей категории

Пояснительная записка

«Если нам объяснить, почему не надо,

то мы и не будем болеть»

Н.Носов

Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.

Причиной этого на наш взгляд являются противоречия:

  1. отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни - семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;
  2. здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;
  3. повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни;
  4. приоритет образовательных программ (по социальному заказу родителей) перед игровыми и здоровьесберегающими программами;
  5. отсутствие  должной преемственности между субъектами, отвечающими за здоровье и адаптацию детей;
  6. неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.

Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».          

 Здоровье подрастающего поколения - это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).

 Совершенно очевидно, что гарантом сохранения и укрепления здоровья ребенка остаются взрослые  (с раннего возраста окружающие стремятся привить ему навыки гигиены, поддерживают его в стремлении активно двигаться, формируют элементарные представления о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни), но и сам ребенок вполне может вносить свою лепту, осознанно выполняя нужные действия. Ребенок и сам должен учиться быть здоровым, чтобы в будущем воспитывать здоровых детей. К этому его необходимо побуждать примером, советом или прямыми указаниями с энергичным постоянством и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, и в общественных местах.

Большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте способны овладеть набором простейших норм и способов поведения, если не здоровьеформирующих, то, по крайней мере, являющихся предпосылками к здравосозиданию, таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно формирование здоровьесозидающей  компетентности.

Наше ДОУ имеет статус специализированного дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата различной степени сложности. Поэтому приобщение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, включающие в себя заболевания позвоночника, сопровождающиеся его деформациями, к здоровому об разу жизни  является важнейшим аспектом работы воспитателя ДОУ.

Проблема определения оптимальных педагогических условий, педагогических технологий формирования осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста с валидной диагностикой соответствующих целостному, интегральному подходу к здоровью ребенка является актуальной и малоразработанной.

Анализ работ исследователей данной области, статей в периодической печати, собственный практический опыт показали:

  1. большинство детей имеют представления о здоровье как о физическом состоянии человека, но качества здорового человека назвать затрудняются;
  2. у детей нет необходимого запаса знаний и представлений о вредных и полезных факторах для здоровья;
  3. недостаточно сформированы представления детей о значении двигательной активности, соблюдения режима дня, полноценного питания, состояния окружающей среды, о роли закаливающих и профилактических мероприятий для укрепления  здоровья.

План-программа «Школа здоровья» является попыткой в решении проблемы становления у дошкольников здоровьесберегающей компетентности, представляющей собой процесс возникновения и развития у ребенка представлений об окружающем мире, преобразования пассивных знаний в активные, опыта межличностных отношений, способов поведения и успешных деятельностей в конкретных ситуациях.

Проявление ребенком компетентности свидетельствует о его успешности, т.е. позволяет взрослым опираться на достижения и сильные стороны его личности.

Программа разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.

цель:

     Формирование основ  мотивации (здоровьесберегающей компетенции) и воспитание потребности здорового образа жизни с самого раннего возраста.

Задачи:

  1. дать детям представления и сформировать у родителей понятия о здоровом образе жизни;
  2. обучить здоровьесберегающим технологиям и методам самодиагностики;
  3. сформировать практические навыки и умения укрепления и сохранения здоровья.

  Работа по программе поможет:

  1. признать ценность здоровья;
  2. перестроить мотивационное ядро личности;
  3. создать систему установок на здравосозидание  своего собственного «Я» и  мира в целом;
  4. при любом заболевании быть активной социальной единицей;
  5. осознать то, что не лечение, а диагностика и профилактика являются основой сохранения здоровья;
  6. восстановить авторитет семьи как основного социального института здоровья;
  7. содействовать формированию у родителей ответственности за здоровье их детей.  

 Программа  предусматривает  деятельность педагога по трем направлениям

  1. Познавательное развитие детей.

     Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля над своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Программа предусматривает включение в образовательный процесс познавательных занятий, бесед, чтение художественной литературы, творческих и дидактических игр, ЭОР, опытно-экспериментальной деятельности и т.д., способствующих формированию представлений доступных детям дошкольного возраста о состоянии собственного тела и его строении, правилах  личной и общественной гигиены, режиме двигательной активности, рациональном питании как составной части культуры здоровья, способах здоровьесберегающего поведения относительно состояния здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Создание здоровьесозидающей среды

Здоровьесберегающая компетентность детей дошкольного возраста не может быть сформирована только при формальном обучении, так как для них преобладающим является весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, во всех видах деятельности, поэтому необходимо использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечиваю щих приумножение здоровья детей.

Здоровьесберегающая среда - это

  1. условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная   организация   образовательного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми, индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка, состоянию здоровья детей;
  4. необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный  двигательный режим.
  5.  использование в воспитательно-образовательном процессе
  1. комплексов профилактических и коррекционных мероприятий (артикуляционная, пальчиковая, динамическая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, офтальмотренинг для глаз, «Тропа здоровья»);
  2. общих оздоровительных мероприятий (фитотерапия, точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, аэротерапия, дыхательная гимнастика);
  3. физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, динамические паузы, подвижные и спортивные игры); 
  4. закаливающих мероприятий  (воздушные и солнечные ванны, солевое топтание, полоскание зева минеральной водой).
  1. Взаимодействие с родителями.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности, так как семья - это основной социальный институт здоровья, на котором лежит ответственность за сохранение здоровья ребенка, за создание условий для ведения здорового образа жизни и формирование навыков и умений ЗОЖ. Поэтому очень важно чтобы принципы здорового образа жизни стали нормой поведения и образом жизни семьи, чтобы родители на своем личном примере показывали детям правильные образцы поведения и организации жизненного пространства. В программе (в рамках формирования подходов к взаимодействию с семьей и развития социального партнерства) предусмотрена разносторонняя совместная деятельность, с реализацией комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий, определены технологии сотрудничества.

Основные методы работы по программе: коммуникативный метод,  познавательно – преобразовательный метод

Цель: преобразование пассивных знаний в активные, способствование усвоению новых знаний и применению их на практике.

Структура программы

     Программа включает в себя 

  1. пояснительную записку,
  2. содержание,
  3. перспективное планирование,
  4. практическую часть,
  5. диагностический инструментарий, позволяющий собрать данные и отследить степень выполнения поставленных задач,
  6. список используемой литературы.

Содержание программы

Содержание программы «Школа здоровья» реализует содержание образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» с одновременным решением задач других образовательных областей, включает пять разделов:

  1. Раздел «Я и мое тело» направлен на формирование у детей элементарных представлений о строении человеческого организма, особенностях его функционирования, где в итоге ребенок должен научиться выполнять основные валеологические правила, бережно относиться к своему организму.
  2. Раздел «Мойдодыр». Здесь самое главное формирование представлений о правилах  личной и общественной гигиены. Это и знакомство детей с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов, и обучение рациональным способам самообслуживания, и рассказ о таких человеческих качествах как аккуратность и чистоплотность.
  3. Работа по формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию представлена  в разделе «Физкульт-ура!». Человек — это живой организм, и чтобы жить, необходимо активно двигаться. Ребенок должен научиться правильно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявлять самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
  4.  «Будь здоров». Данный раздел предполагает в соответствии с ФГТ формирование у детей осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Включает в себя знания о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха. Ребенок учится устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
  5. Раздел «Приятного аппетита» освещает наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста как составной части культуры здоровья. Педагог расширяет представления детей об оптимальном объеме пищи, последовательности ее приема, разнообразии в питании, питьевом режиме.

Содержание разделов реализуется через четыре вида деятельности.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Игры: компьютерные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Комплексы профилактических и коррекционных мероприятий (артикуляционная, пальчиковая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, «Тропа здоровья»)

Создание проблемных ситуаций

Общие оздоровительные мероприятия (точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, дыхательная гимнастика)

Проектная деятель ность 

Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, динамические паузы);

Оформление выставок детского творчества 

Комплексы закаливающих процедур (мытье рук прохладной водой, полоскание зева минеральной водой, воздушные и солнечные ванны, солевое топтание), 

Викторины, сочинение загадок 

Ситуативные беседы при проведе нии режимных моментов 

Беседы, специальные рассказы воспитателя 

Развитие навыков самообслуживания; помощь взрослым

Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, поваров, медсестры инструктора по ФК);

Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов

Физкультминутки, игры и упражне ния, спортивные соревнования

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия 

самостоятельное рассматривание картинок 

самостоятельные автодидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке,

самостоятельное рисование, лепка

ведение «Дневника полезного питания 

Взаимодействие с родителями: досуги и развлечения, родительские проекты, практикумы, спортивные праздники.

Курс познавательных занятий по программе снабжён специальными электронными образовательными ресурсами для малышей и их родителей.


Перспективное планирование

2 младшая группа

Месяц

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художественная литература

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

сентябрь

 «Водичка, водичка, умой моё личико».

Цель: познакомить детей с полезными свойствами воды.

Сюжетно-ролевая игра: «Кукла умывается».  

М.Яснов, «Я мою руки».

Рисование: «Дождик, дождик, лей-лей!».

Консультация: «Какую воду мы пьём?».

 «На зарядку становись!».  

Цель: формировать у детей представление о пользе зарядки для укрепления здоровья.  

П/и «Делай, как я».

Е. Кан, «Наша зарядка».

Рисование: «Колеса для велосипеда».

Консультация: «10 советов здорового образа жизни».

октябрь

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Цель:  познакомить детей с пользой солнца, воздуха и воды для здоровья.

П/и: «Солнышко и дождик».

Рисование: «Солнышко лучистое».

Консультация: «Закаливание детей 4 года жизни».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Цель: знакомство с работой медсестры детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

А.Барто, «Про доктора Петрова».

Лепка: «Витамины в банке».

Круглый стол: «Прививки: за и против».

ноябрь

«Спасибо нашим поварам!»

 Цель:  Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Д/и: «Угадай на вкус».

З.Александрова, «Большая ложка».

Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Консультация: «Попробуйте приготовить».

 «Будь осторожен – гололед!». Цель: формировать у детей навыки безопасного  поведения в гололед.  

П/и: «Шагай осторожно».

Д/и: «Времена года: Зима».

Рисование «Тихо падает снежок».

Консультация: 

«Профилактика травматизма в осенне-зимний период».

декабрь

«Кукла заболела». Цель: формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела».

Лепка: «Угощение для куклы».

Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ».

«Зимние забавы». Цель: формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности.

П/и: «Покажи, как я».

Лепка: «Снежки».

Практикум: «Игры с ребенком на зимней прогулке».

январь

«Мои ножки хороши».

Цель: познакомить детей с мероприятиями по профилактике плоскостопия.

П/и:  «Большие и маленькие ножки».

Рисование: «Следы на снегу».

Консультация: «Плавание  для профилактики  и коррекции плоскостопия».

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы».

Цель: познакомить с ценностью молока для  здоровья,  уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.

Д/и: «Домашние животные».

В.Орлов, «Почему надо пить молоко?».

Рисование: «Травка для коровки».

Консультация: «Особое питание для детей с нарушениями ОДА».

февраль

«День в детском саду».

Цель: формировать интерес к мероприятиям по укреплению  ОДА.  

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Т.А. Шорыгина, «Утренняя песенка».

Аппликация: «Детский сад для зверят».

Консультация: «Соблюдайте режим детского сада».

«Мы – малыши-крепыши».  Цель: воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.

Д/и:  «Малыши-крепыши».

Лепка: «Дорожка».

Консультация: «Подвижные игры  для детей с нарушениями ОДА».

март

«Мы не  намочим в лужах  ножки».

Цель:  объяснить детям, почему нельзя наступать в лужи на прогулке.

Д/и: «Одень куклу на прогулку».

Д/и: «К нам пришел Незнайка».

Т.А. Шорыгина, «Зарядка и простуда».

Рисование: «Украсим сапожок».

Консультация: «Закаливание детей в весенний период».

«Полезный творог». Цель: познакомить детей с полезными для здоровья свойствами творога.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла обедает».

О. Емельянова, «За папу, за маму».

Лепка: «Вкусная ватрушка».

Консультация:  «Что можно приготовить необычное из творога».

апрель

«От улыбки хмурый день светлей»

Цель: познакомить детей с эмоциями и настроениями.  

Д/и «Я смеюсь, я сержусь».

Э. Мошковская, «Странные вещи со мною случаются».

Рисование: «Подарок для друга».

Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами».

«Наш день в детском саду».

Цель: познакомить  детей с правильным режимом дня и необходимостью  его соблюдения для здоровья.

Д/и: «Здоровый малыш».

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».  

Аппликация: «Красивый коврик».

Консультация: «Соблюдайте правильный режим дня».

май

«Как природа помогает нам быть здоровыми». Цель: расширять представления детей о значимости природы для нашего здоровья.

Д/и: «Времена года: Весна».

Д/и:  «Съедобное-несъедобное».

Ю.Энтин, «Врач по имени Пчела».

Рисование: «Весна пришла».

Развлечение «День открытых дверей в Школе здоровья».

«Вкусная простокваша». Цель:  познакомить с ценностью кисломолочных продуктов для  здоровья,  расширить знания о разнообразии продуктов молочного происхождения.

Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу».

Е.Благинина, «Простокваша».

Лепка: «Чашка».


Перспективное планирование

Средняя группа

Месяц

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художественная литература

Продуктив-ная деятельность

Работа с родителями

сентябрь

«Овощи и фрукты наши друзья».

Цель:  знакомcтво детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.

Д/и: «В саду или в огороде?».

Ю.Тувим, «Овощи».

Н. Егоров, «Редиска,

морковка, тыква».

Лепка: «Угощение для лесных зверят».

Выставка: «Чудо овощи и фрукты».

«Да здравствует мыло душистое!».

Цель: формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», игр. ситуация «Кукла проснулась».

К. Чуковский, «Мойдодыр».

Аппликация: «Красивое полотенце».

Консультация: «Зака-ливание водой».

октябрь

«В каше сила наша».

Цель: познакомить детей с полезными свойствами каши, формировать осознанное отношение к своему питанию.

Д/и: «Что из чего?».

Б.Заходер, «Повара».

Лепка: «Столовая посуда для Мишутки».

Консультация: «Каши  в меню ребенка с нарушениями ОДА».

«Плох обед, если хлеба нет».

Цель: расширять знания о производстве хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Д/и: «Что из чего».

К. Чуковский, «Тёплый хлеб».

Рисование: «Нива»

Консультация: «Расскажите детям о хлебе».

ноябрь

«Детский сад – уютный дом, потому что чисто в нём». Цель: формировать убеждение соблюдать чистоту в доме, на улице, в природе.

П/и: «По местам».

Аппликация: «Овощи и фрукты».

Консультация: «Вырастим помощника».

«Чтобы глазки видели, чтобы ушки слышали». Цель: формировать элементарные представления о зрении и слухе.

Д/и: «Узнай предмет по звуку».

Д/и:  «Умею - не умею».

Консультация: «Компьютер – вред или польза?»

декабрь

 «Витамины укрепляют организм».

Цель: закрепить знания о пользе продуктов, в которых содержатся  витамины.

Д/и «Полезные продукты».

Р.Миннуллин

«Поспевает - цвет меняет».

Лепка: «Разноцветные витамины».

Консультация: «Витамины на грядке».

«Как вести себя за столом».

Цель:  формирование культуры поведения за столом.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Готовим ужин».

М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание».

Рисование: «Украсим тарелочку».

Беседа: «Форми- руем у ребенка навыки личной гигиены».

январь

«Я прививок не боюсь».

Цель: формировать элементарные знания о назначении  прививок.

Сюжетно-ролевая игра: «Больница».

С. Михалков,  «Прививка».

Круглый стол: «Прививки – за и против».

 «Зимние виды спорта»

Цель: формировать представления детей о пользе спорта, расширять представления о разных видах спорта.

Д/и: «Зимние виды спорта».

Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»

Лепка: «Штанга и гантели для спортсмена».

Консультация: «Как сделать прогулку приятной и полезной».

февраль

«Подружитесь с зубной щеткой».

Цель: продолжать      знакомить      с правилами    личной    гигиены,  с методами ухода за зубами. 

Д/и: «Чистим зубы правильно».

В. Гужев, «Зуб».

Аппликация: «Украсим стаканчик для зубной щётки».

Консультация: «С какого возраста надо ухаживать за зубами».

 «Добрый доктор Айболит».

Цель: расширять представления о работе с врача.

Д/и: «Профессии».

Рисование: «Машина для Айболита»

Консультация: «Роль подвижных игр в жизни дошкольника».

март

«Наше здоровье в наших руках».

Цель: расширять представления о разных видах закаливания, о пользе закаливания для здоровья.  

Д/и: «Виды закаливания летом и зимой».

Д/и: «Путешествие в страну здоровья».

В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!».

Рисование: «Шарфик для куклы».

Совместный досуг «Вечер спорта и здоровья».

«Давайте чаще улыбаться».

Цель:  формировать представления детей об эмоциях, о благоприятном влиянии  положительных эмоций на организм.

Д/и «Я смеюсь, я сержусь».

Рисование: «Мамина улыбка».

Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами».

апрель

«Правила питания». Цель: обобщать знания детей о правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию.

Сюжетно-ролевая игра «Повар».

Д/и:  «Пищевое лото».

Лепка: «Угощение для крота».

Консультация: «Вода для детского питания».

«У меня красивая осанка».

Цель: познакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, укрепляющим мышцы спины.

Д/и:  «Малыши-крепыши».

Е. Кан, «Наша зарядка».

Лепка:

«Ребенок на

гимнастике».

Практикум: «Упражнения для красивой осанки».

май

«Загадки леса». Цель: формировать у детей правила поведения в лесу, не пробовать на вкус незнакомые  растения.

Д/и: «Наши помощники – растения».

Рисование: «Весенний лес».

Развлечение «В гости к матушке Природе».

«Мы - юные спортсмены» Цель: продолжать знакомить детей со значением движения для нашего.

Д/и: «Летние виды спорта».

Перспективное  планирование

Старшая группа

Месяц

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художествен-ная литература

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

сентябрь

«Здоровый образ жизни»

Цель: определить знания детей о здоровом образе жизни.  

Д/и: «Проверь себя».

А.Кузнецова, «Кто умеет?».

Лепка: «Спортивное оборудование».

Консультация «Лечение спортом».

«Где живут витамины». Цель:  продолжать знакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ для здоровья.

Д/и «Полезные продукты»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Консультация: «5 пи-тательных веществ, которых может не хватать ребенку».

октябрь

«Сохрани свое здоровье сам».

Цель: продолжать формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

П/и: «Азбука здоровья».

В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!».

Рисование: «Мы любим спорт».

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей  к здоровому образу жизни».

«Воздух вокруг нас».

Цель:  уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.

П/и: «Пузырь».

Консультация: «Игры с детьми на улице».

ноябрь

«Глаза – помощники человека».

Цель: познакомить со строением глаза; привести к пониманию, как беречь своё зрение.

Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», ситуация «У окулиста».

Моя первая

книга о человеке: «Мои глазки хороши»

Консультация: «Берегите зрение детей!».

«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

Цель:  продолжать ознакомление детей с правилами закаливания с помощью природных факторов (солнце, воздух и вода).

Д/и: «Да-нет».

Консультация: «Закаливание детей в осеннее-зимний период».

декабрь

«Спорт - это здоровье».

Цели:    формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

П/и: «Изобрази фигуру».

А.Барто,

«Верёвочка».

Рисование. «Занимаемся

спортом».

Развлечение: «Папа, мама, я- спортивная семья».

«Осанка — красивая спина»

Цель: формировать у детей понятия  о правильной осанке.

П/и: «Как мы ходим?».

Г.Цыферов,

«Как стать

большим».

Консультация: «Правильное питание – основа здоровья ребенка».

январь

«Наши зубки» Цель: познакомить со строением зубов, формировать у детей потребность в сохранении зубов здоровыми.  

Д/и: «Чистим зубы правильно».

В. Гужев, «Зуб».

Лепка: «Стаканчик для зубных щёток».

Консультация: «Учим ребенка правильно чистить зубы».

«Правила этикета за столом».

Цель: формирование культуры поведения за столом.

Игра «Кукольное праздничное застолье».

Д/и: «Этикет – школа изящных манер».

М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание».

Лепка:  «Посуда для кукол».

Консультация: «Этикет за столом соблюдаем дома».

февраль

«Полезные и вредные продукты».

Цель: продолжать знакомить детей с продуктами для здорового питания, формировать умение отказываться от вредных продуктов.

Д/и «Полезная покупка».

Рисование:  «Продуктовый магазин».

Консультация: «Пища для тела и ума».

«Моё настроение».

Цель: продолжать  знакомить детей с чувствами и настроением человека, показать, как они отражаются на его лице.

Д/и «Я смеюсь, я сержусь».

Рисование:

«Моё настроение».

Консультация: «Обеспечение эмоционального благополучия в семье».

март

«Всем привет – настал обед!».

Цель: формировать  у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Д/и: «Столовая и чайная посуда».

Круглый стол: «Вкусно, полезно, доступно».

«Здоровье и болезнь».

Цель: обобщать знания детей о состоянии организма, формировать потребность в сохранении здоровья.

Д/и: «Азбука здоровья».

А.Барто, «Про доктора Петрова».

Рисование: «Наш участок».

Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги?».

апрель

«Мои волосы».  Цель:  дать элементарные представления о правилах ухода за волосами

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Консультация: «Витамины для красоты волос».

«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.

Д/и: «В саду или в огороде?».

Консультация: «Где и какие витамины содержатся в наибольшем количестве».

май

«В гостях у Лесовичка».

Цель:  познакомить детей с целебными свойствами растений.

Д/и: «Ты чьё деревце?».

Лепка:  «Что нам лето принесет?».

Детско-родительский проект «Спорт в нашей жизни».

 «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Цель: расширять и углублять знания о пользе и технике выполнения самомассажа.  

Д/и «Хорошо-плохо».

Перспективное планирование

Подготовительная к школе группа

Месяц

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художествен-ная литература

Продук-тивная деятель-ность

Работа с родителями

сентябрь

 «Хочешь ли ты расти здоровым?»

Цель: определить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни.  

Д/и: «Хорошо-плохо».

Рисование: «Моё здоровье».

Тест «Что по-вашему здоровый образ жизни».

 «Всегда ли овощи полезны».

Цель:   дать элементарные представления детям о нитратах, о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.

Д/и: «Полезно-вредно».

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».

Ю.Тувим,  «Овощи».

Лепка: «Собираем урожай».

Консультация: «Как снизить поступление нитратов в пищу».

октябрь

 «Органы слуха».

Цель:  познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами.

Сюжетно-ролевая игра «Диагнос-тический центр», ситуация «На приёме у отоларинголога»

Консультация: «Профилактика отита».

 «Вкусный и полезный чай».

Цель: познакомить детей с полезными свойствами чая, познакомить с процессом приготовления чая.

Сюжетно-игровая ситуация «Чаепитие в гостях у смешариков».

Рисование:  «Распис-ная чашка».

Консультация: «Как правильно заваривать чай».

ноябрь

«Органы зрения».

Цель:  познакомить детей с органом зрения, научить ухаживать за глазами, беречь зрение.

Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», игровая ситуация «На приёме у окулиста».

Консультация: «Профилактика близорукости у дошкольников».

 «Каши полезны для красивой осанки»

Цель:  сформировать представления детей о каше как об обязательном компоненте завтрака.

Сюжетно-ролевая игра: «Кафе «Малышок»

Рисование:  «Роспись посуды по мотивам Гжели».

Детско-родительский проект: «Самая вкусная каша».

декабрь

«Органы дыхания».

Цель:  познакомить детей с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой.

П/и: «Пузырь».

Практикум: «Дыхательные гимнастики»

«Что делать, если заболел?».

Цель: формировать у детей представление о том, что можно лечиться народными средствами, без приема лекарств.

Д/и: «Что разрушает наше здоровье, а что укрепляет?»

Консультация:

«Профилактика простудных заболеваний»

январь

«Моё сердце».

Цель:  познакомить детей с работой человеческого сердца, разъяснить роль вен и артерий в работе сердечнососудистой системы.

Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр».

Консультация: «Элементарное представления детей о кровеносной системе».

 «Можно ли тренировать сердце?».

Цель: формировать сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.

Сюжетно-ролевая игра: «Диагностический центр».

Консультация: «О пользе физической нагрузки для сердечнососудистой системы».

февраль

«О пользе сна».

Цель: формировать у детей потребность в здоровом сне.

П/и: «День-ночь».

С.Михалков, «Не спать».

Рисование: «Волшебный сон».

Консультация: «О чем говорят позы во время сна?»

«Органы пищеварения».

Цель: познакомить детей с системой пищеварения.  

Д/и: «Угадай на вкус».

Д/и: «Путешествие хлебного комочка».

Консультация: «Болезни органов пищеварения».

март

«Костная система организма».

Цель: познакомить детей со строением скелета человека.

П/и: «Пройди с мешочком на голове».

Рисование. «Занимаем-ся спортом».

Консультация: «Что рассказать ребенку о строении его тела».

«Плоскостопие».

Цель: познакомить детей с заболеваниями стопы; научить выполнять физические упражнения для профилактики и исправления  плоскостопия.

П/и: «Пройди по камушкам».

Рисование:  «Следы на снегу».

Консультация: «Подбирайте правильную обувь».

апрель

«Лучики здоровья».

Цель:  продолжать учить осознанно относиться к сохранению своего здоровья.

Д/и «Что полезно, а что нет».

Консультация:

«Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье».

«Полезные и вредные привычки».

Цель: формировать отрицательное отношение к привычкам, пагубно влияющим на здоровье

Д/и: «Что хорошо и что плохо».

Г. Остер, «Вредные привычки»

Рисование: «Вредные привычки».

Консультация: «Ещё раз о вредных привычках».

май

«Я и моё тело».

Цель: обобщить представления детей о состоянии собственного тела.

Д/и: «Я и моё тело».

Д/и: «Правила гигиены».

Лепка: «Спортсмен»

Развлечение: «Скажем "Да!" здоровому образу жизни».

«Лесная аптека».

Цель:  продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в лесах и на лугах своего региона,  формировать представления о лечении травами.  

Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Литература

  1. Вайнер, Э.Н. Общая валеология: Учебник. - Липецк, 1998
  2. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  3. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 1996
  4. Здоровьеформирующее физическое развитие: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  5. Казначеев, В.П., Склянова, Н.А. Основы общей валеологии: Учебное пособие. - Новосибирск, 1998
  6. Козлов, М.М. Биомеханика дви гательной деятельности дошкольника//Теория и методика физической культуры дошкольников / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. — СПб., 2004.
  7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей  с нарушениями в развитии/ Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
  8. Коррекция симметричными упражнениями нарушения осанки и сколиоза у детей дошкольного возраста./ Батарова Т.М, Олемская Т.С. Программа по ЛФК. Методические рекомендации. — Тольятти, 2004.
  9. Лисицын, Ю.П., Полунин, Н.В. Образ жизни и здоровье детей //Педиатрия. - 1990. - № 7. - С. 61-68.
  10. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  11. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  12. Пензулаева, Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.
  13.  Сухомлинский,  В.А. О воспитании.  - М., 1973
  14.  Седых, Н.В. Педагогическая си стема формирования основ здорового образа жизни в дошкольных учреждениях: Автореф. дипл. раб. докт. пед. наук. -Волгогр. акад. физ. культуры, 2006.
  15. Терновская, С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  16. Швецов, А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Владос, 2006.
  17. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  18. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/didakticheskie-igry-po-obzh-i-zozh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование цветовосприятия с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В моей работе представленно поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста...

«Взаимодействие с родителями по здоровью сбережению детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата».

Физкультурно-оздоровительная работа  с детьми и родителями для повышения двигательной активности детей....

Перспективный план к педагогическому проекту "Приобщение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата к здоровому образу жизни"

Данная методическая разработка предлагает план мероприятий для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по приобщению к ЗОЖ...