Формирование цветовосприятия с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Попова Оксана Николаевна

В моей работе представленно поэтапное формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети.

  На основании исследований З. М. Истоминой, Н. Е. Михайловой и А. А. Люблинской было установлено, что синзетивным периодом в усвоении чувства цвета является дошкольный возраст.

  Н. Е. Михайлова отмечала, что с 3 – 4х лет ребёнок начинает тонко воспринимать цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение:

- Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребёнке способность к цветовому восприятию.

  Задача развития у детей чувства цвета предусматривается образовательной программой ДОУ, но сформирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

  Полноценное осуществление данной работы зависит от умелой и целенаправленной организации процесса изобразительной деятельности, создания определённых педагогических условий для формирования чувства цвета, от эффективного выбора средств и материалов.

  Одним из таких средств является аппликация. Аппликация как вид изобразительной деятельности очень интересна и увлекательна для дошкольников, т.к. дети имеют возможность передать свои впечатления с помощью кусочков бумаги, ткани и других материалов.

  Кроме того, параллельно с задачей на формирование чувства цвета решается задача по формированию технических умений у детей при работе с цветной бумагой – на развитие мелкой моторики, что немаловажно для детей групп компенсирующей направленности.

  На основании изучения психолого-педагогической литературы по проблеме формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста,  предпринято экспериментальное изучение формирования чувства цвета с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста. Исследование включает проведение педагогического эксперимента.

  Для решения данной проблемы необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

- учёт возрастных требований к знаниям детей о цвете, цветовой гармонии и свойствах цвета;

- освоение средств выразительности аппликации (знакомство с каждым цветом изолированно; создание с помощью простейших средств выразительности многоцветных образов и композиций);

- наличие большого количества цветов и оттенков.

  Для проверки результативности работы разработан эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

   Констатирующий этап проводился с целью выявления начального уровня сформированности восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста.

  Были определены следующие задачи:

- выявить у детей среднего дошкольного возраста уровень знаний об основных цветах и оттенках;

- выявить уровень знаний детей о тёплых и холодных тонах;

- изучить уровень сформированности чувства цвета и цветового восприятия.

  Для реализации поставленных целей и задач были разработаны и проведены диагностические методики в форме дидактических игр: «Расцвели цветы на поляне» (для выявления уровня сформированности знаний детей о свойствах тёплых и холодных тонов); «Назови цвета»(для выявления знаний о цветовом тоне); «Разложи по порядку»(выявление уровня знаний о насыщенности и светлоте. Мы объединили эти два свойства, опираясь на исследования Л.А.Венгера, который отмечал, что светлоту и насыщенность рассматривать отдельно нецелесообразно при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов).

  Формирующий этап педагогического эксперимента включает в себя разработку перспективного плана и проведение серии мероприятий по образовательной деятельности с целью повышения уровня знаний детей об основных цветах и оттенках.

  Работа велась в два этапа и строилась по принципу постепенного усложнения задания, требующего умения различать оттенки цвета.

  Цель 1 этапа – выявить начальный уровень сформированности восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- совершенствовать знания детей об основных цветах;

- познакомить детей с основными цветами спектра и их оттенками;

- учить называнию основных цветов спектра по порядку, различению тёплых и холодных тонов;

-  совершенствовать технические навыки детей в аппликации;

- формировать интерес к аппликации как виду изобразительной деятельности.

 Кроме того, опираясь на исследования З.М.Истоминой, А.А.Люблинской, Н.Е.Михайловой, которые отмечали, что средний дошкольный возраст является синзетивным для освоения цвета, мы предприняли попытку знакомства с фиолетовым цветом, хотя программой предусмотрено знакомство с этим цветом в старшем дошкольном возрасте.

  Опираясь на исследования этих же педагогов мы предприняли попытку знакомства с тёплыми и холодными цветами. Учитывая возрастные особенности детей, знакомство проходило в игровой форме: тёплые цвета – Огоньки, холодные – Льдинки.

  Цель 2 этапа – формирование чувства цвета в процессе освоения средств выразительности аппликации, создания с помощью этих средств различных образов и композиций.

  Определены следующие задачи:

-  закрепить знания детей об основных цветах спектра;

- учить создавать многоцветные композиции, учитывая принцип гармонизации цветов;

- учить детей умению воплощать собственный замысел в работе;

- учить давать объективную оценку работам своих товарищей.

   Развитие чувства цвета у детей не укладывается только в рамки данной работы. Закрепление усвоенных ЗУН предполагается в НОД, предусмотренной программой для детей данного возраста.

  Кроме того, организованы выставки работ для родителей; оформлена папка с фотографиями работы с детьми по формированию цветовосприятия с подборкой стихов по теме; консультация «Симфония красок».

    В работе с детьми использовались различные методы и приёмы:        

1. Игровой метод.

   Игровой метод позволяет сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать познавательные способности детей.

   Способы вовлечения дошкольников в процессе воспитания и продуктивного творчества разнообразны и доминирующей является сказочно-игровая форма. Это активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение.

2.Наглядный метод.

   Использование в работе репродукций картин художников, иллюстраций к сказкам и рассказам.

   Для повышения эффективности и результативности работы использовался такой наглядный метод, как показ способа действия.                                                                                                                            

 3. Словесный метод.

    Эффективным в работе по формированию цветовосприятия являются: художественное слово, этические беседы, вопросы, рассказы.

4. Практический метод.

    В работе применяются различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык.

- Подражательно-исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом);

- Творческие упражнения (закрепление и совершенствование усвоенных навыков).

  Кроме того, работа по формированию цветовосприятия строилась опираясь на следующие принципы:

- принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала;

- принцип наглядности: осуществляется с опорой на зрительные, слуховые, чувствительные анализаторы;

- принцип синзетивности: средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета;

- принцип доступности и активности;

- принцип практичности: предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений;

- принцип системности;

- принцип индивидуальности: предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка;

- принцип развития: осуществление работы с учётом ведущей деятельности ребёнка – игровой, предметно-практической.

  Контрольный этап  проводился с целью выявления эффективности разработанной серии экспериментальных заданий. По содержанию контрольный эксперимент дублировал методики констатирующего этапа работы.

  На основании проведённых диагностик контрольной части эксперимента нами были построены диаграммы, отражающие уровень развития цветовосприятия. Это даёт возможность сравнить начальный уровень сформированности и итоговый уровень, проследить динамику.

  Полученные результаты контрольного этапа обследования детей дали возможность сделать вывод об эффективности формирующего эксперимента, т.к. значительно сократилось количество детей, находящихся на низком уровне сформированности восприятия цветов и оттенков. Большинство детей безошибочно называют основные цвета спектра и их оттенки, выделяют и дифференцируют на тёплые и холодные тона.  

  Таким образом, проведённая работа по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью аппликации показала необходимость использования методов и приёмов обучения в системе подобранных игровых упражнений, сформировала своё видение и восприятие окружающего мира. Разработанный перспективный план помогает систематизировать и обобщить знания детей по развитию цветовосприятия.

  Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования цветовосприятия у детей 4 – 5 лет средствами аппликации.

Каждое направление работы может быть подвергнуто более глубокому изучению и выявлению педагогических условий, способствующих успешному формированию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста.

  В дальнейшем предполагается реализация работы по данному направлению в разных видах изобразительной деятельности; в разработке и расширении картотеки игр и упражнений по развитию цветовосприятия; в использовании других методов и приёмов обучения; в расширении картотеки игр и пособий для родителей (взаимосвязь в работе музыкального руководителя и родителей).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 122»

 

 

Тема: «Формирование цветовосприятия с помощью аппликации у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата».

                                         

                                           Выполнила:     воспитатель

                                                                  Попова Оксана Николаевна

                                                                 Образование: высшее

                                                                  Первая кв. категория.                                                                    

г. Череповец

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».

Актуальность  моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством изоэкологии. Тематическое планирование

Работая над темой "Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством изоэкологии". Я разработала тематическое план...