Работа с офтальмотренажерами
статья (старшая группа) на тему

Грузд Марина Борисовна

Автор: Н. Доброва, Е.Кодзасова, Н. Рагалева, учителя-дифектологи (тифлопедагоги), ГОУ детский сад компенсирующего вида№1764, Москва.Материал полезен не только для тех кто работает с детьми имеющими нарушение зрения, но и для всех педагогов.

В презентации показаны афтольмотренажеры сделанные в нашей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_oftalmotrenazherami_v_detskom_sadu.doc419.5 КБ
Файл streloplan.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРАМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Н.ДОБРОВА, Е. КОДЗАСОВА, Н. РАГАЛЕВА,

учителя-дефектологи (тифлопедагоги),

ГОУ - детский сад компенсирующего вида №1764, Москва

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Особое внимание необходимо обра щать на детей, входящих в группу ри ска. К сожалению, данные неутеши тельны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Пе ред педагогами стоит важная задача: сохра нить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли. Профессор Г.Г. Демирчоглян пишет: «Педагоги могут и должны сделать все возможное для нор мального развития детского зрения». В связи с этим наш педагогический коллек тив большое внимание уделяет охране и ги гиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствую щих улучшению зрительных функций.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зритель ная гимнастика. В работе мы используем разные виды упражнений. Комплексы зри тельной гимнастики основаны на автор ских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику проводим не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения разнооб разны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой харак тер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д. Кроме этого, в каждой возрастной группе, спальной комнате, кабинетах тиф лопедагогов, спортивном зале, а также на верандах для прогулок созданы условия для проведения упражнений для глаз, име ются специальные тренажеры.

При работе с офтальмотренажерами мы можем выделить следующие коррекционно-развивающие задачи:

•  Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объ ектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т.д.).

•  Развивать периферийное зрение, рас ширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

•   Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о располо жении одного предмета относительно дру гого.

•  Развивать навыки зрительного анали за: способность выделять зрительное сход ство и различие в размере, форме и цвете предметов

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т.д.) и предлагаем вместе с ним от правиться в путешествие; обращаем внима ние детей на соблюдение следующего пра вила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном на правлении, сопровождая движения слова ми: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполне нии упражнения поощряем старания и ре зультаты детей. Упражнения можно сопро вождать стихами.

 «Птичка (см. фото 1)

 Летели птички,         (Прослеживание

Собой невелички.     глазами за предме том по кругу.)

Как они летели,        (Вправо-влево.) все люди глядели.

Как они садились,    (Вверх-вниз.) все люди дивились.

«Лошадка» (см. фото 2)

Мы поскачем

на лошадке       (Прослеживание глазами за предме том.)

Вправо-влево.  (Вправо-влево.)

Вверх-вниз.     (Вверх-вниз.)

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами

В работе педагоги часто используют офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжет ные, графические, модульные и выполня ются в виде плакатов, схем, настенных пан но и т.д.

Занимаясь на тренажерах, дети просле живают глазами вертикальные, горизон тальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ло маные, сплошные, прерывистые, закруг ленные, спиральные. Очень нравится де тям прослеживать глазами «запутанные» линии.

На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. Толщина линии - примерно 1 см. Пла каты размещаем выше уровня глаз ребен ка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном вы полнении упражнения «побегать» глаза ми. Можно предложить детям игровой сю жет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т.д.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Пе дагог предлагает детям занять удобную по зу, сделать несколько раз вдох и продолжи тельный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозна чающем начало пути, затем проследить до рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз (см. фото 3).

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере

Первый этап, подготовительный. Озна комление детей с офтальмотренажером. Тифлопедагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Тифлопе дагог следит за точностью выполнения уп ражнения, помогает правильно проговари вать направления движений и их измене ния на тренажере.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные на правления.

Коррекционное игровое упражнение «Штурман»

Старший дошкольный возраст Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению на правления.

Ход упражнения. Тифлопедагог распре деляет роли: один ребенок - «водитель», а другой - «штурман» (указать детям начало и конец пути цветными ориентирами; см. фото 4). Водитель с помощью указки пере двигается по игровому полю по словесной инструкции штурмана, например: «Едем вверх, затем направо...». Задача штурмана - проследить правильность движения води теля. После окончания игры игроки меня ются ролями. Вариант игры. Указку можно заменить маленькой машинкой.

 

Работа с карточками, расположенными на стенах групповой комнаты

(метод В.Ф. Базарного)

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Ес ли глаз долго и пристально смотрит вбли зи, зрение слабеет. Мы стараемся учить де тей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагаем посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глу бине пространства. Соблюдение этого пра вила обеспечивает снятие аккомодацион ного напряжения, которое является меха низмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно ча сто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала ос новная нагрузка при работе на близком расстоянии.

На стенах располагаем силуэтное изоб ражение предметов, игрушек, героев ска зок, геометрические фигуры, цифры, бук вы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На за нятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Мы стараемся, чтобы картинки соответст вовали теме занятия и были объединены общим сюжетом.

Данный тип упражнения (см. фото 5, 6) заключается в слежении глазами в положе нии стоя по заданным направлениям с од новременным вращением головой и туло вищем: все упражнения выполняются в по зе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середи не занятия, 1,5-2 минуты.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной

активности

(на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене или потолке)

Изучив основные положения методики В.Ф. Базарного по профилактике нервно-психического переутомления учащихся, мы пришли к выводу, что в детском саду возможно частичное использование этих рекомендаций.

Разрабатывая большие офтальмотренажеры для детей, мы внесли в них игро вой и познавательный сюжет; при этом размер настенных панно составляет от 2 до 5 м. Таким образом, мы создали боль шие настенные панно: «Волшебные ча сы», «Полет бабочек», «Город геометри ческих фигур», «Бегущие человечки», «Дорожное движение», «В гостях у сказ ки», «Путешествие по Африке», «Разно цветные дорожки», «Радуга» и т.д. На по толке бассейна нарисовали разноцветные силуэты бабочек и птиц. Методика прове дения упражнений и занятий на больших тренажерах аналогична методике прове дения упражнений с малыми тренажера ми. Педагоги стараются сочетать упраж нения для глаз с правильным дыханием, а также с физическими упражнениями. Приведем подробное описание некото рых упражнений.

Упражнение «Часы»

Старший дошкольный возраст Выполняется в положении стоя или си дя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2.  Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики   пальцев,   поднять   руки  вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети нахо дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами (см. фото 7) «Часы»

Тик-так, тик-так!           (Движения глазами

Вот так, вот так!            вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!            (Движения глазами

А теперь еще вот так!    вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так!             (Движения глазами

Делай с нами, делай так!   по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так!                (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой   стрелки.)

Коррекционное игровое упражнение «Весенние мотыльки»

Средний дошкольный возраст

Цель. Развивать прослеживающую функцию глаза, глазомер, зрительно-дви гательную координацию; формировать на выки вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств и явлений; укреплять наружную мускулатуру глаз; учить зрительно расчле нять изображение на части, составлять це лое из частей.

Рекомендации. Упражнение выполняет ся сидя на полу, на стуле или стоя с исполь зованием указки или движения рук, паль цев рук. При этом педагог следит за осан кой детей, учит* держать голову прямо и ра ботать только глазами.

Ход упражнения

На полянке на весенней

Закружились мотыльки.

Разноцветны, легкокрылы,

Все похожи на цветы!

По дорожке синей-синей,

Удивительно прямой

Мотылек летит красивый,

Отливая синевой.

А вокруг него порхают

Два веселых мотылька.

То к земле они слетают,

То взмывают в облака.

Их малюсенькие крылья

Так нежны, как лепестки.

На зеленую дорожку

Сел зеленый мотылек,

А к дорожке шоколадной

Мотылек летит другой -

У него резные крылья

С полоской золотой.

А пока они летали,

Хоровод ведя цветной,

Больше крылышки их стали,

Мотылечек стал большой!

А на красной красивой дорожке

Мотылечек красивый кружит.

Вверх взлетая и вниз опускаясь,

Плавно крыльями он шевелит.

А навстречу ему из-за окошка

Прилетит краснокрылый дружок.

На него, как на брата, похожий -

Весь такой же, как он, мотылек.

В конце пути каждого мотылька взгляд фиксируется на конечной точке полета (см. фото 8).

Коррекционное игровое упражнение «Цветные дорожки»

Старший дошкольный возраст Цель. Закреплять знания названий цветов радуги и последовательности их расположе ния; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и называ нии цифр; знакомить с четными и нечетны ми числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Педагог (см. фото 9). Жила-была пре красная фея, которая любила играть с вол шебным клубочком. Как-то раз клубочек укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Педагог бе рет указку, на конце которой прикреплен красный клубочек, дети следят глазами за движением указки. По ходу выполнения уп ражнения педагог предлагает назвать цвет дорожек по направлению движения сверху вниз.) Докатился клубочек до сказочного замка, остановился и покатился обратно. Клубочек катился от цифры к цифре, а мы их назовем. (Дети прослеживают глазами движение указки по цветным дорожкам от цифры к цифре снизу вверх, называя цифры по порядку. Аналогично выполняется зада ние со счетом в обратном порядке и просле живанием глазами сверху вниз.) Прикатил ся клубочек к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек.) Вариант игры. В подготовительной к школе группе дети находят глазами и называют четные и нечетные цифры.

Выводы

Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, и это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Опыт нашей работы также показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная ни специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров очень эффективна (см. фото 10).

Рекомендуемая литература

1. Аветисов Э.С. Как беречь зрение. М.: ГЭОТАР «Медицина», 2000.

2.  Базарный В.Ф. Массовая первичная про филактика школьных форм патологии, или Раз вивающие здоровье принципы конструирова ния учебно-познавательной деятельности в дет ских садах и школах. Красноярск, 1989.

3. Демирчоглян А.Г., Демирчоглян А.Г. Улучша ем зрение. Книга-тренажер для сохранения дет ского зрения. Строение и работа глаза. Оздоро вительный комплекс упражнений «Зрительная гимнастика». М: ЭКСМО, 2003.

4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в на чальной школе. М.: Айрис Пресс, 2008.

5.  Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зре ние. СПб: Детство-Пресс, 2002.

6.  Смирнов И.В. Восстановление и профилак тика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполи-граф, 2004.

7. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические ос новы обучения и воспитания детей с нарушени ем зрения. СПб: КАРО, 2007.

Источник: Журнал «Здоровье дошкольника» №4/2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Стрелоплан » и пособия для коррекционно – развивающего обучения Составила М.Б.Грузд

Слайд 2

Стрелоплан

Слайд 3

Пособия для развития зрительных функций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Домашние офтальмотренажеры""

Содержит информацию о детях с нарушениями зрения...

«Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей 5-6 лет»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...

Офтальмотренажер "Зрительные дорожки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12352253","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

Использование офтальмотренажеров при организации образовательной деятельности

quot;Здоровьесберегающая технология" - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ег...

Использование офтальмотренажеров при организации образовательной деятельности

quot;Здоровьесберегающая технология" - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка....

Зрительно-координаторный тренаж с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер «Разноцветные фигуры»)

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение: 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.В ...

Использование офтальмотренажера В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят...