кубики зайцева
методическая разработка на тему

 

 Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.

 Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

 Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

 В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.

 Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

 Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

 В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

 Большие - это кубики с твердыми складами.

 Маленькие - кубики с мягкими складами.

 Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

  1. Железные - кубики со звонкими складами.
  2. Деревянные кубики - с приглушенным складами.
  3. Золотые - кубики с гласными.
  4. Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки.
  5. Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками.

 Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

 Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

  1. гласные - голубым;
  2. согласные - синим;
  3. твердый и мягкий знак - зеленым.

Приложение

1. Озвучим кубик

 Эта игра может быть направлена на детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Она часто выводит неговорящих малышей в речь. Выглядит она так: детишки из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим («Принеси другой...»).

1.2  Игра похожа на предыдущую, но задача педагога назвать не только склад, но и «пропеть» все грани кубика, принесенного каждым ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

Вся игра должна занять как можно больше пространства Вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от Вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между Вами и столом, тем лучше.

Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого педагогу лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице 1 сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и «слова» см. в таблице, сл. на кассете).

Кубик должен быть выбран самим ребенком, а не педагогом. Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала.

2. Пропевание таблиц

В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

2.1. Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы 1 уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем малышей – попевка первая. Чуть постарше — уже можно предложить и сразу вторую, а там вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.

2.2. Какую песенку тебе спеть? Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой под локоток, исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т. е. им выбранную, песенку.

2.3. Так же можно исполнить любую из попевок. Обычно последующие «новшества» уже не требуют предварительной эмоциональной подготовки. Достаточно предложить новую попевку, как дети уже просто готовы воспринимать.

В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально.

3. Напишем каждому его имя по таблице, «простукивая» склад за складом.

Добавьте к этому предложение написать по таблице любое любимое слово.

3.1. Цепочки слов могут быть не только с именами. Можно работать над любой темой.

3.2. Интересные игры получаются, когда в группе есть уже некоторые бегло читающие. Этим детям необходимо предоставить возможность продвигаться дальше, не скучая и не мешая остальным. Обычно во время игр они быстро выкрикивают, а остальным остается только повторить.

4. Классификация

4.1 Бесконечный круг. Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Внимание! Заранее показывать и объяснять, что это такое — не следует! Можно самому поднять соответствующий кубик, не более. Позвольте догадавшимся показать остальным, о чем идет речь. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Теперь Ваша задача, проходя за спинами детей слева направо (направление чтения) и гладя их по плечам, быстро на ушко называть кубик, который ребенок держит в руках (РУ-РО-РА-РЭ-РЫ-Р), но только в том случае, если малыш правильно выполнил задание. Обычно дети очень быстро догадываются, что стоит за названием (ведь наполняли сами, подсказывает и образец в Ваших руках: и звук, и цвет, и размер). Когда Вы переходите к следующему ребенку, предыдущий может взять другой кубик в соответствии с заданием.

Вариации заданий:

  1. поднимите деревянный,
  2. покажите маленький,
  3. поднимите большой,
  4. поднимите золотой,
  5. покажите двойной.

4.2 Строительные и сюжетные игры. Кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т. е. не вверх ногами или боком (Вы в этом случае просто поправите). А после этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже, живет, сходите друг к другу в гости. И вообще, дайте обыграть постройки детям самостоятельно.

4.3 Нахождение парных по мягкости-твердости и звонкости-глухости.

Дети в пособиях видят живые объекты. Они дают имена и фамилии кубикам, наделяют различными характерами, придумывают про них удивительные истории.

4.4 Поезд. Эта игра на снятие комплекса знания букв и приобретение навыка слияния.

Итак, взрослый показывает любую грань большого золотого кубика, спрашивая: «Что здесь написано?» В любой группе дошколят найдутся «всезнайки». Как всегда, сделаем на них ставку. Допустим, что оказалось буква У. Ставим на полочку и спрашиваем у ребят: «А на других кубиках есть такая буква? Кто нашел — несите такой сюда». Когда малыши подбегают к Вам, можно спросить: «Что ты принес?» Если ответ не последует, ответьте сами: «Молодец, МУ! Ставь сюда и неси еще». Молодец — даже если молчит или неправильно называет, ведь задание выполнено и кубик с У перед Вами. Предупредите, что кубики надо носить по одному. Следите, чтобы ребенок показывал нужную грань, а не просто отдавал Вам кубик («Замечательный кубик нашел. А где на нем ТУ? Найди, пожалуйста»).

В результате выстраивается длинная цепочка, напоминающая поезд. Например: У-ЗУ-РУ-ШУ-ЛУ-ПУ-КУ-ТУ-БУ-ФУ-ЩУ-СУ-ГУ-ВУ-ЖУ... Предложите детям сесть на пол, тогда они не будут невольно толпиться у полок и смогут увидеть весь «поезд» от начала до конца.

Продолжаем играть. Эмоциональной связкой может служить такой диалог:

— Наш поезд скоро тронется в путь. Но прежде чем он поедет, он должен дать сигнал к отправке. Как вы думаете, какой сигнал даст наш поезд? (взрослый ставит белый кубик с ударением на «локомотив», т. е. на первый кубик, у нас это У).

— У-у-у!, — произошла установка речевого аппарата. Теперь Ваша задача показать ее в слегка утрированном виде. Это и весело и вызывает желание подражать.

— Сейчас мы его будем провожать (можно помахать руками), а заодно рассмотрим пассажиров этого поезда. Итак, свисток: У-у-у! (ударение переносится на следующий кубик) Кто здесь едет? — если через секунду не будет ответа, то скажите сами, не забывая об утрированном показе. Затем переносим ударение на следующий... и так до конца.

5. Настольный компьютер. 

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и, независимо от его положения, показать пальчиком (нежно нажимать «кнопочку»), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, «озвучиваете программу»: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить «озвучить» самостоятельно. Уже «озвученные программы» можно менять, т. е. после «озвучания» нажимать другие кнопочки, тогда можно проходить много раз за спинками и произносить никогда не повторяющийся смешной текст.

5.1. Настенный компьютер.

 Если у Вас таблицы висят так, что дети могут доставать их руками, или на каждого есть указки, то эту игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные ими клеточки. Ваши действия те же.

5.2. Нажми на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук нажать две разные «кнопочки». Здесь необходимо введение правила игры — нельзя перекрещивать рук ни своих, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче и веселее. А у Вас есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей Вы будете, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорить, что показывает пальчик левой, затем правой руки.

6. Чепуха (Веселые слова)

Это самая веселая и «долгоиграющая» игра начального этапа. Она дана в развитии, и может служить различным целям. Вы можете использовать как всю игру целиком, так и частично в зависимости от задач. Играют в нее как малышки, так и «взрослые» старшеклассники. Меняются лишь задачи и, соответственно, варианты и правила игры.

6.1 Предложите каждому ребенку найти себе друга или подругу. Раздайте каждой паре по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, железные и деревянные. Пусть пары выберут место на общей полке и расставляют полученные кубики в различных сочетаниях. Получаются слова-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг. Ваши действия: подходите к каждой паре и громко, для всех, читайте полученные слова, приговаривая: «Ну надо же, какое интересное слово! На каком же языке вы разговариваете?» Разрешается искренне удивляться и радоваться за подопечных. После прочтения очередного «слова» разрешите составить новую комбинацию из этих же кубиков.

6.2. Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложите придумать толкование своих слов.

«Котюпá» — название маленького автомобиля, а «Кóтюпа» — имя плюшевого мишки, «Лирумэ» — сказочный герой-принц, спаситель угнетенных, «Мулька» — маленький, ласковый и пушистый зверек.

6.3. С каким удовольствием после этого группа рисует некоего Мульку, придумывает его историю. Обратите внимание, слова и истории придумывают сами дети. В каждом случае это рождение уникального результата творчества, которое не может быть оценено, а также сравнимо друг с другом или с определенными стандартами.

6.4. Предложите каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои 6 кубиков, пытаются составить новое слово. Дайте возможность ребятам самостоятельно найти способ договориться о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовывать свои действия, вряд ли в будущем дети смогут сами задумать и реализовать общее дело).

Бывает так, что бывшие пары не хотят разрушать первоначальных слов, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Но чаще всего дети смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение! Очень интересно, как это сделают Ваши дети?

6.5. Попробуйте повторить задание придать смысл полученному слову уже из 6 кубиков, составить рассказ, сделать коллективный рисунок, а, может быть, и разыграть маленький спектакль.

6.6. Собирание слов уже восьмерками с аналогичными предыдущим заданиями со временем переходит в собирание общей комбинации из всех задействованных кубиков всей группой или делегатами от восьмерок. К уже известным Вам обыгрываниям можно добавить хоровое и индивидуальное чтение полученного слова из 16 кубиков. Его весело читать наперегонки или «кто меньше ошибется» и т. п.

6.7. Существует еще один веселый вариант игры и для старших дошкольников, и для школьников. Он, конечно, не для малышей, но это настолько естественное и эффективное продолжение «Чепухи», что нельзя не рассказать о нем сейчас. Наши дети назвали его «Расскажи мне про...». В результате игры у ребят, во-первых, формируются навыки выразительного чтения, во-вторых, умение выражать свои чувства, в-третьих, развивается чутье языка, которое в будущем позволит грамотно писать. Выглядеть это может так: воспользуйтесь знаками препинания, раздвиньте кубики, превратив одно длинное слово в несколько коротких, расставьте произвольно запятые, двоеточия, дефисы, закончите фразу соответственным знаком. На первую букву поставьте белый кубик с Зб, как бы невзначай заметив, что первую букву в предложении пишем заглавной (вот Вам и якобы случайное появление правила, как будто давно известного). А теперь, внимание! Озвучьте текст в соответствии со знаками, явив детям пример грамотного интонирования. При этом совершенно необязательно давать определения и, тем более, правила постановки. Вначале обыгрываем знаки конца предложений (. ! ? ...), со временем подключаем и внутрифразовые (— , : и др).

6.8. Предложите детишкам найти в длинном конечном слове случайно образованные, но реально существующие слова, не вынимая и переставляя кубиков. Годятся любые части речи в любой грамматической форме. После их изъятия на нижнюю полку, кубики сдвигаются, что может повлечь за собой образование новых слов. Задача — найти все слова, которые оказались в «тексте», при этом, напомню, не разрешается вынимать и переворачивать кубики для образования новых слов, допускается поиск и обсуждение версий.

Проверьте свои способности: найдите 4 слова в подобном «тексте»: ЛЭ-И-ВО-Т-КЯ-ТИ-С-МЫ-ЖИ-ПУ-КА-ШИ-БЬ-О-ШЕ.

7. Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков

Конкретное — значит, заранее задуманное, из конкретных — заранее отобранных.

7.1.Имена. Предложите обладателю имени самостоятельно составить его из «своих» кубиков, например, из РЮ-РЁ-РЯ-РИ-РЕ-РЬ и ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т слово РИТА. Если это пока трудно, можно сделать вместе со старшими.

7.2. Любые слова можно составлять «по заказу», разделившись на маленькие группки. Каждая группа получает заранее отобранные кубики и задание составить определенное слово. Теперь Ваша задача грамотно помочь. Это значит, что, во-первых, «еще нечитающим» ребятам слова стоит подбирать покороче и собирать вместе с ними, во-вторых, сначала слово диктуем орфографически, т.е. так как пишется: «Говорится ЗУП, а пишется ЗУБ, потому что ЗУБЫ. Говорится ВАРАБЕЙ, а пишется ВОРОБЕЙ:». Постарайтесь пока обойтись без терминологий, назиданий и затягиваний, дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. В будущем можно будет собирать более сложные слова, уже дав возможность самостоятельно подбирать проверочные там, где это необходимо.

10. Любое слово из конкретных кубиков

10.1. Какие слова начинаются на первый кубик этого слова? Выложите из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на ко. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани этого кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь,конь,корыто:. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие — не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

10.2 Волшебные цепочки. Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова, положим, курица. Например: цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим — лямка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Конспект занятия «Путешествие с Диной» обучение грамоте (по кубикам Зайцева)

Воспитатели МОУ гимназии «Шанс»Дамирова Надежда Ибрагимовна, Чикиш Евгения Анатольевна   КонспектЗанятия по развитию речи и обучение грамоте(по кубикам Зайцева)«Путешествие с Диной»Подг...

Кубики Зайцева

Использование инновационных технологий в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении....

Игры с кубиками Зайцева

Игры для лошкольников разного возраста с кубиками Зайцева...

Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.

Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....

Методика обучения чтению Николая Зайцева. «Кубики Зайцева».

Кубики Зайцева, интересный материал, для обучения чтению....