Главные вкладки

    Доклад на тему "«Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе»
    материал по теме

    Доклад.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie.docx18.91 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 МКДОУ детский сад «Золотая рыбка-3»

                                                                 

                                        Доклад

          на тему:

    «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ

    для успешного обучения в школе»

     

                                            подготовила воспитатель:

                            Новосёлова М.А

                                      д. Юмас,  2012 уч.год

    Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. А мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

    Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте:

    - Социальная;

    - Коммуникативная;

    - Информационная;

    - Здоровье сберегающая;

    - Когнитивная;

    - Эмоциональная.

    Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

    Работа в данном направлении осуществляется  посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т.д. В процессе организованной образовательной деятельности  углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…

    Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.

    Одна из главных задач нашего детского сада – совершенствовать речь как средство общения.

    На протяжения всего пребывания в дошкольном учреждении совершенствуются различные формы речи, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, развивается умение составлять рассказы, прививается любовь к художественной и познавательной литературе.

    Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

    Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

    Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

    Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

    Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

    Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников. В подготовительной группе оформлен уголок экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д.

    Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

    Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду.

    Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

    Старший возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе.

    Но в тоже время, очень важно в период старшего дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видах деятельности, при проведении занятий используется интеграция всех видов деятельности – игровой и коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной, музыкально-художественной и чтение, а так же трудовая деятельность.

    Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

    Используемая литература :

    «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В

    Программа «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

    Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

    Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

    Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

    связь движений пальцев с успешным обучением в школе

    рассказывается о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики. приведены примеры. материал можно использовать как для работы с родителями, так и для консультации для педагогов детского сада....

    Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе

    В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе.Успешное овладение школьной прог...

    "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

    Презентация на тему "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"...

    Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

    Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

    ПРОГРАММА "Подготовка воспитанников детских домов предшкольного возраста к успешному обучению в школе"

    Авторская программа образовательно-воспитательная для детей детских домов старшего дошкольного возраста. В программе выделены следующие разделы: физическая культура и здоровье; социализация; безопасно...