«Организация воспитательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГТ к основной образовательной программе и условиям ее реализации».
материал по теме

  Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.          Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

  Федеральные Государственные Требования(далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГТ 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация воспитательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГТ к основной образовательной программе и условиям ее реализации».

  В  связи с утверждением и введением в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). 

  Федеральные Государственные Требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

  Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию.

  Обязательная часть Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада.

  Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

  Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

  Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.          Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

  Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.       Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая  самоценности   дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.  Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.  Поэтому,  в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.  В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».  В нем описаны такие интегративные качества (качества -  а не  ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например,  физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

  Основная общеобразовательная программа поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.  В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как  занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение  самоценности  дошкольного детства  и  где сохраняется сама природа дошкольника.  Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.  Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.  Ведущими видами детской деятельности станут:  игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.  Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.  

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

   Принципиально новое в содержании дошкольного образования,    - обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- Принцип интеграции.

   Популярность направления интегративного обучения связана с тем, что оно способствует созданию у детей целостной картины окружающего мира, обогащает их представления о разных областях действительности, сохраняет здоровье. Принцип интеграции положен в основу педагогической системы, нашедшей воплощение в пособии «Развивающие занятия с детьми», выполненном коллективом авторов НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца (под ред. д-ра  пед. наук Л.А.Паромоновой), и комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

  Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.     Все образовательные области связаны друг с другом:  читая, ребенок познает;  познавая, рассказывает о том, что узнал;  взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.  Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.  Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.

  Проблема интеграции различных видов искусства в художественной деятельности детей в течении ряда лет исследовалась в лаборатории эстетического развития ребенка, под руководством д-ра психол. наук К.В.Тарасовой. В исследовании проводилась линия интеграции различных видов изобразительного искусства в художественной деятельности. Параллельно  шла линия включения музыки и художественной литературы для создания и обогащения образов детского творчества. Результатом этой работы стало учебно-методическое пособие «Занимаемся искусством с детьми» (под редакцией К.В. Тарасовой), авторами которого являются сотрудники лаборатории Т.Г.Казакова, Г.Н.Пантелеев, Л.В.Пантелеева, И.А.Лыкова, Т.Г. Рубан. В нем впервые в структуре однонаправленных и интегрированных занятий  представлено  изобразительное искусство и почти все виды художественной детской деятельности:

-восприятие произведений изобразительного искусства;

-изобразительная и дизайн-деятельность;

-музыкальная деятельность и художественная литература.

  Это учебно-методическое пособие выпущено в 2010г. издательством  «ТЦ Сфера».

  Интегрированные занятия включают в себя  слушание музыки, поэзии и художественной  прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды  художественной детской деятельности: музыкальное движение, игру на детских музыкальных инструментах, рисование по мотивам прослушиваемых музыкальных произведений. Сочетание их варьируется: слушание и ознакомление с произведениями изобразительного искусства, литературы, слушание и музыкальное движение, слушание и рисование и др. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высоко художественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства. Приобщение детей к различным видам искусства  в ФГТ выделяется  в качестве важной задачи  художественно-эстетического развития  дошкольников. Результативность интегрированных занятий по слушанию музыки, основанных на взаимодействии искусств, становятся более  высокой при условии сотрудничества  музыкального руководителя с другими  педагогами ДОУ, координации действий всех участников  педагогического процесса: заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности, воспитателей. Накопление художественных впечатлений на интегрированных занятиях сочетается с их отражением в различных видах детского художественного творчества: музыкальном движении, рисовании, аппликации и др. Следует отметить, что в новых федеральных  государственных  требованиях выделяется  самостоятельная образовательная область «Художественное творчество», подчеркивается важность творческого самовыражения детей в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной и др.    

   Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей к самовыражению  через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
  2. Развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.

  Благодаря интегрированному подходу детские рисунки становятся более яркими, содержательными и интересными. Их работы демонстрируют не только высокий уровень изобразительного творчества, но и музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетическое развития в целом.

  В ФГТ развитию эмоциональной сферы дошкольников уделяется особое значение. Эмоциональная отзывчивость выделяется как важнейшее качество личности, подчеркивается, что эмоционально отзывчивый ребенок «откликается на эмоции близких людей и друзей, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы». Кроме формирования эмоциональной сферы личности ребенка интегрированный подход к организации художественно-эстетического  направления работы ДОУ перспективен  в отношении  развития музыкальности детей и их общего психологического развития: воображения, образного мышления, речи и творчества.

 

  Подобная организация педагогического процесса в детском саду способствует развитию образного мышления детей, воображения и творчества, которые в данном случае формируются естественно, при освоении ребенком на различных занятиях общего содержания.

  Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.  Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.

Литература.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Управление Дошкольным Образовательным Учреждением №2 2011г.
  3. Социальная сеть работников образования nsprtal.ru.
  4.  ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по реализации основной образовательной программы в условиях детского сада. Старшая группа.

Фотоматериал дает представление о работе по реализации основной образовательной программы в детском саду в старшей группе....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовы...

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...

Консультация для педагогов "Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья....

Содержание работы по физическому развитию в соответствии с ФГОСДО и основной образовательной программой.

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО нацеливают содержани...