Методические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов.
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. В дошкольном детстве идёт процесс улучшения памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.

Для улучщения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов.

Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. В дошкольном детстве идёт процесс улучшения памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.

Для улучщения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие образной памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

Задачи:

основная задача мнемотехники - указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы совсем затруднительно уяснить;

развитие образной памяти детей, ее различных видов (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной);

развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение); 

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

формировать у детей навыки запоминания любой информации.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Как указывают авторы, Валерия Сергеевна Мухина, Галина Анатольевна Урунтаева, в младшем дошкольном возрасте бурно развивается образная память. И для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы.

При верно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года ранее обычного.

У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

Первый из них приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении)

Еще один приём – Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.

Следующий приём — Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся.

Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», можно делать «оживление» (представлять всё в действии), добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими.

Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаём еду игрушечным героям. Зайцу — морковку, мишке – малину, козочке – капусту, мышке – репку, кукле Мальвине – свёклу.

Прием «Мнемотаблицы» Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Организация работы по мнемотехнике в детском саду.

Работа с использованием приемов мнемотехники проходит в несколько этапов:

Проводится тестирование образной памяти детей.

На основании тестирования составляется перспективный план образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в виде сюжетных композиций. Нагрузку желательно постепенно увеличивать, но так, чтобы дети успешно справлялись с решением задач. Однако задания должны быть такими, чтобы для их выполнения детям приходилось прилагать усилия. Слишком легкие упражнения быстро охладят интерес детей.

 Проводится контрольное тестирование детей, выявляется результат работы.

 Конспекты непосредственно образовательной деятельности.

1 неделя.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Раздается стук в дверь и появляется заяц.

Воспитатель: Зайка, здравствуй. А почему ты такой грустный, что случилось? А что это за книжка у тебя в руках?

Заяц: здравствуйте, ребята. Грустный я потому, что хотел прочитать вот эту сказку, а не могу. Книжка в руках у меня не простая, а волшебная, и прочитать ее сможет до конца тот, кто выполнит задания, спрятанные на ее страницах. Ребята, помогите мне прочитать эту сказку, а я возьму вас с собой в путешествие к моим друзьям в деревню Сказкино.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Зайке, а заодно и сами познакомимся с новой сказкой и попробуем выполнить задания, которые она для нас приготовила.

А отправимся, ребята мы в путешествие на волшебном поезде. Занимайте скорее места, мы отправляемся.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут в деревню Сказкино компанию ребят.

А пока мы с вами едем в поезде, начнем читать сказку. Что же это за сказка? Она называется «Маша и медведь» (показывает книгу). Слушайте внимательно, сказка начинается… (читает первую часть).

Воспитатель: Ребята, сказка – интересная? Хотите узнать, что случилось дальше? Тогда надо выполнить задания, которые она нам приготовила. А вот и остановка, выходите из поезда на лесную полянку. Смотрите, светит яркое солнышко (показ), но вдруг набежала тучка и пошел дождик (показ), а затем опять выглянуло солнышко. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Задание 1. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Показывает изображение солнышка и говорит: «Светит солнышко, мы гуляем, резвимся» (дети выполняют движения по желанию). Затем воспитатель показывает изображение тучки и говорит: «Вдруг солнышко закрыла тучка и пошел дождик». При этих словах дети должны спрятаться от дождя (бег на стульчики, приседание на корточки). Игра повторяется 2-3 раза.

Заяц: какие ребята молодцы, никто не намок. Все ловко спрятались от дождя. А вы знаете, ребята. Дождик смыл все запахи и вкусы в лесу. Давайте поможем моим друзьям определить, что как пахнет, что можно кушать, а что нет?

Задание 2 «Назови вкус и запах продуктов»

Цель: развитие вкусовой и обонятельной памяти.
      Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус и описать запах.
      Например:
      — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
      — батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
      — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
      — чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Заяц: Молодцы, ребята, теперь все звери знают, что вкусно, а что нет. Даже самые маленькие. А как вы думаете, кто в лесу самый маленький? Правильно! Мышка! А давайте выучим потешку про мышку.

Задание 3. Выучить по коллажу потешку про мышку.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Семейка.

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось

Ни крупинки не осталось.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно выучили потешку про мышку. Ребята, раз мы с вами так хорошо выучили потешку про мышку, давайте ее нарисуем, и покажем Зайке, как надо рисовать мышек.

Задание 4. Рисование мышки-норушки.

Воспитатель предлагает детям нарисовать мышек, показывает, как ее можно нарисовать (из полукруга). Вместе с ребенком пририсовывает ушки, усики, глазки, хвост.

Вариативность: можно предложить ребенку закрасить изображение мышки; можно предложить наклеить полукруг и дорисовать ушки, хвостик, глазки, усики.

Зайка: Ой, какие красивые мышки! Мне они так понравились, что я решил их подарить своим сказочным друзьям, да и поиграть с ними очень интересно.

Воспитател: Ну вот ты и оставайся играть с мышками. А нам с ребятами пора возвращаться в группу. Приходи к нам, и мы снова отправимся в сказочное путешествие.

Дети закрыли глаза: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Непосредственно-образовательная деятельность.

 2 неделя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в деревню Сказкино, где живут герои разных сказок. Вот только Зайки что-то нет.

Раздается стук в дверь, появляется Зайка.

Зайка: Я так торопился, боялся опоздать, думал, вдруг вы уедете без меня.

Воспитатель: Ребята, занимайте места в нашем волшебном поезде, мы отправляемся в путь. Пока мы едем, продолжим чтение сказки (воспитатель читает 2 часть сказки).

Воспитатель: Ребята, опять остановка, и опять чтобы продолжить чтение сказки нам надо выполнить несколько заданий. Выходите из вагончиков на полянку. Давайте с вами вспомним, что случилось с Машей.

Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Воспитатель показывает детям коллаж, задавая наводящие вопросы.

Зайка: Какие ребята молодцы, как хорошо они умеют рассказывать сказки. А мне жалко Машу, давайте ей поможем починить коврик медведя.

Задание 2. Почини коврик медведя (заплатка – геометрическая фигура).

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: коврик с пустыми местами в виде геометрических фигур, «заплатки» в виде геометрических фигур в непрозрачном мешочке.

Воспитатель предлагает детям починить коврик, подобрать «заплатку» на ощупь аналогично дырочке на коврике. Игра окончена, когда весь коврик починен.

Зайка: Ой, какие красивые коврики получились. Мне самому захотелось такой коврик.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Медведь будет очень доволен. А теперь давайте поможем Маше расставить предметы на полочках по вкусу и запаху.

Задание 3. «Коробочки с запахами»

Цель: развитие обонятельной памяти.
      Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, соком лимона, мылом.
      Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

Задание 4. «Определи на вкус».

Цель: развитие вкусовой памяти.
      Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно угадали. А теперь, давайте поможем Маше - разукрасим чашки, которые есть у медведя, разными узорами.

Задание 5. Украсим чашку. 

Воспитатель предлагает детям украсить готовую чашку (чашка вырезана или наклеено ее изображение). Можно нарисовать на чашке горошки. Они могут быть все одинаковые или разные по цвету и размеру.

Зайка: Какие красивые получились чашки. Пойду, отнесу их Маше. Она очень обрадуется.

Воспитатель: Ты, Зайка, иди. А нам пора возвращаться. Приходи к нам опять, поедем в путешествие.

Дети закрывают глаза: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Непосредственно-образовательная деятельность.

3 неделя.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня продолжим путешествие в сказочную деревню и узнаем продолжение сказки про Машу.

Раздается стук в дверь и появляется Заяц.

Воспитатель: Вот и Зайка пришел к нам в гости и собирается с нами в деревню Сказкино. Занимайте места в поезде и поедем.  А пока мы едем, продолжим читать сказку читает 3 часть сказки).

Воспитатель: А вот и остановка, выходите, разомнемся.

Задание 1. Физкультминутка.

Мы пойдем на носках,

Мы пойдем на пятках,

Мы идем как все ребята:

«Раз-два, раз-два!»

И как мишка косолапый.

Дети произносят слова вместе с воспитателем и делают движения по тексту.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вспомним сказку, с чего она начиналась.

Задание 2. «Вспомни сказку по коллажу».

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель показывает детям коллажи по прочитанным отрывкам сказки, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо помните сказку. А в какое время года медведь не ходит по лесу? А что бы это узнать, надо рассмотреть волшебную дорожку.

Задание 3. Мнемодорожка по времени года зима.

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали время года. Это зима.

Зайка: Я тоже, ребята, люблю зиму: люблю лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах, играть в снежки.

Воспитатель: Ребята, а скажите, зимой растут фрукты? Правильно, нет. А давайте вспомним вкус и запах фруктов.

Задание 4. Угадай, что это?

Цель: развитие обонятельной и вкусовой памяти.

Нарезаем в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь). Предлагаем ребенку закрыть глаза и понюхать какой-нибудь кусочек и описать запах. Затем предлагаем разжевать этот кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Зайка: Молодцы, ребята. Все правильно вспомнили.

Воспитатель: Ребята, а не нарисовать ли нам снеговиков для зайки? Но сначала давайте вспомним форму комочков для снеговика.

Задание 5. Выбери нужную фигуру.

Цель: развитие осязательной памяти.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает круг и просит ребенка достать из мешочка такую же. 

Задание 6. Рисование «Снеговик».

Воспитатель предлагает детям нарисовать снеговика. Вспоминает вместе с детьми, как они лепили снеговика, рассматривали его на картинке. Читает стихотворение:

Мы катали снежный ком,

Раз комок, два комок,

Третий ком – не велик,

Вот и вышел снеговик.

Зайка: Ой, какие красивые снеговики получились! Мне очень захотелось поиграть с ними.

Воспитатель: Ну ты, Зайка, оставайся, играй со снеговиками, а нам пора возвращаться. Ждем тебя опять в группе, продолжим путешествие.

Дети закрывают глаза: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Непосредственно-образовательная деятельность.

4 неделя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в деревню Сказкино. А вот и наш друг Зайка, сегодня он не опоздал. Давайте скорее занимайте места в поезде, мы отправляемся.

А пока мы едем, продолжим читать сказку «Маша и медведь» (читает заключительную часть). Вот наконец мы и дочитали сказку до конца и даже не заметили, как приехали в деревню Сказкино. Выходите из вагончиков и посмотрите, тут очень красиво. А давайте выучим стихотворение про елочку.

Задание 1. «Выучим по коллажу»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре.

У нее на шишках

Ледышки стучат;

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

(Е.Трутнева)

Зайка: Мне понравилось стихотворение, я его тоже запомнил и выучил. Расскажу своим друзьям. Хотите отгадать, кто мои друзья?

Задание 2. «Отгадай на ощупь»

Методика работы с тактильными дощечками.

Цели: развитие осязательной памяти.

Материал: набор из 10 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Воспитатель просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки дощечку с просьбой ее потрогать. Спрашивает у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.)

Для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек.

Воспитатель: Ну как, Зайка, всех твоих друзей назвали ребята, или кого-то забыли? Они даже могут рассказать для них всю сказку по волшебной табличке.

Задание 3. Рассказ сказки по мнемотаблице.

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Задание 4. Опиши вкус и запах.

Цель: развитие обонятельной и вкусовой памяти.

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус и запах.
      Например:
      — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
      — батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
      — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
      — чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Зайка: Дети, а в лесу животные  хотят отметить Новый год, но у них нет красивой елки. Помогите им.

Задание 5. Аппликация коллективная «Украсим елку».

Цель: упражнять детей в определении последовательности выполнения действий.

Материал: большая плоскостная елка, цветные шарики (большие и маленькие), схема.

Воспитатель предлагает детям украсить елочку шариками, но сделать это надо по схеме, которая предусматривает выполнение действий последовательно, по стрелке. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, как надо наклеивать шарики. Сначала надо взять большой красный шарик, приклеить его, затем маленький синий. Тогда наша елочка получится разноцветной и красивой».

Зайка: Какая красивая получилась елка. Побегу, отнесу ее в лес, пусть животные увидят такую красоту. До свидания, ждите в гости.

Воспитатель: До свидания, Зайка! Приходи к нам еще и приноси интересные сказки, и мы отправимся с тобой в путешествие. А нам пора возвращаться в группу. Занимайте свои места в поезде, поехали.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут обратно в группу компанию ребят.

Непосредственно-образовательная деятельность.

 5 неделя.

Ход. 1 часть.

Раздается стук в дверь и появляется Зайка.

Воспитатель: Здравствуй, Зайка, мы очень рады видеть тебя у нас в гостях. Что ты нам сегодня принес, какую сказку?

Зайка: Вот эту сказку я принес сегодня вам, хотел прочитать ее сам, но не смог. Сказка приготовила задания, и я пришел к вам за помощью.

Воспитатель: Ребята, поможем нашему другу, Зайке прочитать сказку? Прочитаем ее вместе и выполним задания, которые она нам приготовила.

Зайка: А мы с вами, ребята, опять отправимся в путешествие в деревню Сказкино, где живут мои друзья, и расскажем им, какие задания мы выполнили и чему научились. Садимся в наш волшебный поезд, который везет нас в деревню Сказкино. Занимайте места в вагончиках.

Воспитатель: Все удобно устроились? Отправляемся в путь.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут в деревню Сказкино компанию ребят.

А пока мы с вами будем ехать, начнем читать сказку. Что же это за сказка? Она называется «Рукавичка» (показ книги). Слушайте внимательно, сказка начинается (читает 1 часть сказки).

2 часть.

Воспитатель: Ребята, правда, интересная сказка!? Хотите знать, что случилось дальше. Тогда надо выполнить задания, которые нам приготовила сказка. А вот и остановка, выходите из поезда, посмотрите, куда это мы приехали? Да это же лес, который полон разных чудес. Посмотрите, все деревья в лесу стоят без листьев, вот только одно дерево зеленое. Попробуйте отгадать загадку.

Задание 1. «Отгадай загадку про елочку»

Зимой и летом одним цветом.

(елка)

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(елка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Новогодняя елка).

Воспитатель: Правильно, ребята. Это елочка. Под елочкой любят собираться разные животные. Про елочку часто говорят, что это домик лесных жителей. Кто может жить под елочкой, или на елочке? (Ответы детей). Елочка - лесной домик для многих. А давайте вспомним, как пахнет елочка.

Задание 2. Найди елочку.

Цель: развитие обонятельной памяти.

Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, колбасу, еловую веточку, мандарин.

Зайка: Молодцы, ребята. Все нашли елочку. А теперь давайте поиграем.

Задание 3. « Угадай овощ на вкус».

Цель: развитие вкусовой памяти.

Дети закрывают глаза, воспитатель угощает каждого кусочком овоща и предлагает сказать какой овощ на вкус ( сочный, вкусный, кислый, горький, сладкий) и угадать, что это за овощ.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Все справились. Зайка, а ты знаешь, в какое время года люди носят теплую одежду, на руки надевают рукавички? Ребята, расскажите Зайке про это время года по мнемодорожке.

Задание 4. Мнемотаблица по временам года.

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо выполнили задание, и Зайка теперь знает, когда надевают на руки рукавицы. А давайте сделаем для Зайки много красивых рукавичек; пусть он подарит их своим друзьям, чтобы у них не мерзли лапки и они могли лепить снеговиков и делать снежки для игры.

Задание 5. «Украсим рукавичку для друга».

Цель. Развитие осязательной памяти. Упражнять детей в составлении узора из геометрических фигур.

Материал: силуэт рукавички, набор геометрических фигур в непрозрачном мешочке.

            Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся им рукавичку и просит украсить ее узором из геометрических фигур – треугольников, кружков, квадратов, доставая их из мешочка наощупь и называя.

Зайка: Ой, какие красивые получились рукавички! Побегу быстрее, подарю их своим друзьям. До свидания!

Воспитатель: Приходи к нам, Зайка, дочитывать сказку до конца, делать разные задания, мы тебя ждем. До свидания! А нам пора возвращаться в группу.

Дети закрывают глаза: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Непосредственно-образовательная деятельность.

 6 неделя.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы снова в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. А вот и наш друг Зайка пришел. (Появляется зайчик).

Зайка: Я к вам так торопился, очень хотел узнать, кто еще прибегал к рукавичке.

Воспитатель: Тогда давайте торопиться, занимайте скорее места в нашем волшебном поезде. Мы отправляемся в путь. А пока мы будем ехать, продолжим чтение сказки (читает вторую часть сказки).

Зайка: Ребята, вот опять остановка, как в прошлый раз. Наверное сказка опять приготовила нам разные задания.

Воспитатель: Дети, выходите на полянку, здесь мы с вами поиграем. А кто из вас вспомнит сказку и расскажет, что случилось с рукавичкой?

Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель показывает коллаж по первой части сказки, задавая наводящие вопросы. Дети отвечают.

Зайка: Ой, какие ребята молодцы, хорошо помнят сказку. А кто поселился в рукавичке? Правильно, мышка и зайчик. А что любит кушать зайчик? Правильно, капусту и морковку! А давайте поможем зайчику найти эти овощи.

Задание 2. Угадай, что за овощ.

Цель: развитие вкусовой и осязательной памяти.

Дети встают в круг, руки убирают за спину. Воспитатель кладет каждому ребенку в руки  морковь или лист капусты. Дети на ощупь определяют какой это овощ, называют его. Затем воспитатель кладет детям в рот кусочки овощей (морковь, капуста, огурец). Дети описывают вкус и называют овощ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Зайке. А теперь давайте поиграем! Узнаем, у кого носик лучше помнит запахи!

Задание 3. Угадай по запаху

Цель: развитие обонятельной памяти.

Материал:  баночки с различными запахами: апельсин, мыло, яблоко, какао, лимон.

Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает и предлагает описать и отгадать запах.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно назвали. А давайте про зайчика выучим стихотворение.

Задание 4. Выучи стихотворение.

СНЕЖНЫЙ ЗАЙЧИК.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой!

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни –

Из соломинок они:

Длинные, блестящие.

Точно настоящие!

(О.Высотская)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо выучили стихотворение про зайчика. Воспитатель: Ребята, давайте, чтобы Зайке не было грустно, сделаем ему много друзей! Таких же зайчиков, как он, и пусть он с ними весело играет.

Задание 5. Лепка (аппликация или рисование) «Заяц – длинные уши».

Воспитатель предлагает детям сделать зайчат. А сделать их можно разными способами: слепить из пластилина; нарисовать на листе бумаги; выложить из геометрических фигур.

Зайка: Ой, каких красивых друзей вы мне сделали. Я остаюсь с ними играть на лесной полянке! До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания Зайка! Мы ждем тебя снова! А нам пора возвращаться!

Дети закрывают глаза: «Раз, два, три! Снова в группе мы».

 

Непосредственно-образовательная деятельность.

7 неделя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами опять поедем в деревню Сказкино и узнаем продолжение сказки «Рукавичка».

Появляется Зайчик.

Зайка: А вот и я! Не опоздал? Я очень рад вас снова всех видеть. Занимайте места в поезде, мы отправляемся!

Воспитатель: Все сели удобно? Поехали! А пока мы едем, продолжим читать сказку и попробуем выполнить все задания, которые она нам приготовила (читает 3-ю часть сказки). А вот и остановка. Ребята, а кто из вас может вспомнить сказку? Что случилось? С чего началось?

Задание 1. «Вспомни сказку по коллажу».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Воспитатель показывает детям, в последовательности, коллажи по прочитанным частям сказки, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вспомнили сказку. А теперь давайте поиграем с нашими носиками и язычками.

Задание 2. Угадай, что это?

Цель: развитие обонятельной и вкусовой памяти.

Нарезаем в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь). Предлагаем ребенку закрыть глаза и понюхать какой-нибудь кусочек и описать запах. Затем предлагаем разжевать этот кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Зайка: Молодцы, ребята. Все правильно вспомнили. А давайте потренируем наши пальчики.

Задание 3. Угадай на ощупь, что это за предмет.

Цель: развитие осязательной памяти.
               
Ребенку предлагают на ощупь определить различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч. Постараться определить, из чего они сделаны.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с Зайкиным заданием. А вы знаете, что

все животные, которые живут в сказках, очень любят играть в прятки. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Кто спрятался».

Задание 4. Дидактическая игра «Кто спрятался».

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Перед детьми из «чудесного мешочка» воспитатель выставляет набор из 7-8 животных. Дети рассматривают их, называют. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза (отвернуться) и убирает 1-2 игрушки. Дети должны определить, кого не стало (кто от них спрятался). Игра повторяется 2-3 раза.

Зайка: Какие ребята внимательные, всех животных нашли. Никто не смог от них спрятаться.

Воспитатель: Ребята, а в лесу холодно и голодно, давайте  напечем для жителей деревни Сказкино пирожков.

Задание 5. Лепка «Пирожок для друга».

Воспитатель предлагает детям слепить пирожок. Вместе с детьми вспоминают способ лепки, как лепили из снега и песка.

Зайка: Какие красивые получились пирожки! Положу-ка я их в корзинку и побегу угощать своих друзей. До свидания ребята!

Воспитатель: До свидания, Зайка, приходи, мы ждем тебя. А нам пора возвращаться.

Дети закрывают глаза: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Непосредственно-образовательная деятельность.

8-я неделя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами и с Зайкой продолжим путешествие в деревню Сказкино. Занимайте места на поезде, отправляемся. А пока мы едем, дочитаем сказку до конца. Как называется сказка? (Ответы детей. Воспитатель продолжает чтение сказки.)

Вот мы и дочитали сказку до конца и не заметили даже, как приехали в Сказкино. Выходите посмотреть, как здесь красиво. А кто это там сидит в домике. Узнать можно отгадав загадку.

Задание 1. «Отгадай загадку».

Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит,

Кто к хозяину идет,

Она знать подает.

(собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(собака)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь вспомните, как помогла собака деду? А мы с вами пойдем прямо, затем направо и попробуем найти домик, где живут друзья Зайки. А вот и он! Угадайте, кто живет в домике.

Задание 2. «Узнай на ощупь» (тактильные дощечки).

Методика работы с тактильными дощечками.

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: набор из 10 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Воспитатель просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки дощечку с просьбой ее потрогать. Спрашивает у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.)

Для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек.

Зайка: Правильно, всех отгадали, никого не забыли. А теперь давайте расскажем им сказку, которую мы с вами прочитали.

Задание 3. «Мнемотаблица по сказке».

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель: Хорошо рассказали сказку, все вспомнили, ничего не забыли. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Задание 4. . Опиши вкус и запах.

Цель: развитие обонятельной и вкусовой памяти.

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус и запах.
      Например:
      — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
      — батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
      — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
      — чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Зайка: Молодцы, ребята! Все правильно описали. Ребята, а мне и моим друзьям скучно в лесу. Может быть, вы научите меня какой нибудь игре?

Воспитатель: Ребята, а давайте научим Зайку играть в интересную игру!

Задание 5. Подвижная игра «Лохматый пес».

Среди детей выбирают ребенка, который будет выполнять роль пса (можно надеть маску-шапочку). Он ложиться на коврик и притворяется спящим. Дети на цыпочках подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

(А.Барто)

После этих слов кто-нибудь из детей будит пса (дотрагивается). Пес «просыпается», рычит, лает и затем бегает вдогонку за детьми.

Зайка: Пойду научу своих друзей такой интересной игре. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Зайка! Приходи к нам в гости с новой сказкой, мы будем тебя ждать! А нам пора возвращаться в группу. Ребята, занимайте места в поезде, мы отправляемся в группу.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут обратно в группу компанию ребят.

Библиография:

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО Издательство Детство – Пресс, 2001

Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008

Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М. Школа рационального чтения, 2000

Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных преставлений у дошкольников Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август)

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти  Психология памяти: Хрестоматия  Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов.  М. ЧеРо 2009

Матюгин И.Ю. Тактильная память.  М. Эйдос, 1991

Мухина В.С. Возрастная психология. М. Академия, 1997

Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1.  М. Просвещение 1994

Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие Москва ВЛАДОС 1996

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М. Академия 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста средствами НДПИ

Методический материал для воспитателей и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста средствами НДПИ....

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детейт 5-7 лет

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детейт 5-7 лет...

Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов

Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов...