Главные вкладки

    Проект "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей"
    методическая разработка на тему

    Рыбакова Екатерина Алексеевна

    Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. так как взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teoriticheskaya_chast_proekta.doc104 КБ

    Предварительный просмотр:




    Администрация г. Коврова





    Управление  образования





    Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский сад № 55







    Адрес: 601903, Владимирская область, г.Ковров, ул. Крупской, д. 38



    Тел. 3-10-45; 3-22-28







    2010-2011 учебный год









    ПРОЕКТ:





    «Улучшение взаимоотношений



    между детьми старшего дошкольного возраста через развитие  их коммуникативных способностей»













                                                                                                      Автор проекта:



                                                                                       Рыбакова Екатерина Алексеевна  



    Педагог-психолог МДОУ д/с № 55



                                                       II кв. категория

























    Ковров, 2010




    Постановка      проблемы

    Отношения детей друг с другом и со взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.  

    Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.  

              В наше время в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или  дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.

              Именно эта проблема и побудила меня обратиться к рассмотрению вопроса  о развитии межличностных отношений детей на разных возрастных этапах, проявлении неадекватных форм поведения детей и причин их возникновения.

    Актуальность данной проблемы на сегодняшний день подтвердилась и из моих собственных наблюдений за детьми старших групп и из бесед с педагогами нашего МДОУ. Анализируя полученные данные,  я выявила следующие факты:

    Во-первых:

    отношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно, а возникающие порой конфликтные ситуации между детьми в группе не только препятствуют нормальному их общению, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

    Во-вторых:

    у некоторых детей недостаточно сформированы умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам.

        Частое обращение родителей по вопросу проявления неадекватного поведения ребёнка не только в группе сверстников, но и в условиях семьи также подтверждает необходимость более глубокого изучения проблемы развития взаимоотношений детей.

          Таким образом, встал вопрос о необходимости  проведения диагностического обследования на предмет выявления уровня  благополучия взаимоотношений детей в группе и проведение своевременной коррекционно-развивающей работы по результатам выявленных проблем, направленной на развитие коммуникативных способностей воспитанников.

    Цели и задачи  проекта

               Цель проекта

               Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие  их коммуникативных способностей.

    Задачи проекта:

    1. Выявить проблемы во взаимоотношениях детей в группе и причины их возникновения.

    2. Способствовать улучшению взаимоотношений детей между собой через проведение коррекционно-развивающей работы направленной на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

    3. Повышать уровень компетентности воспитателей в вопросах организации эффективного взаимодействия детей друг с другом.

    4. Повышать уровень компетентности  родителей воспитанников в вопросах  улучшения детско-родительских отношений.

    Предполагаемые  результаты

    Относительно  педагогов ДОУ:

    Комфортный психологический климат в группах;

    Организация взаимодействия  детей друг с другом и со взрослыми.

    Относительно воспитанников:

    Отсутствие воспитанников с низким уровнем

    Коммуникативной активности:

             - желание вступать в контакт с окружающими,

             - умение организовать общение со сверстниками,

             - способность детей вступать в общение со взрослыми.

    Социальной активности:

             - отсутствие детей не вступающих в контакты со сверстниками и воспитателями или избегающих поручений, выступлений.

    Комфортный психологический климат в группе:

                   - отсутствие воспитанников с низким социометрическим статусом или    

         их крайне небольшое количество.

    Относительно родителей воспитанников:

    Улучшение родительско-детских отношений.

    Этапы   реализации  проекта

    Название этапа

    Время  реализации

    Основные    мероприятия

    1.

    Аналитический

     2008-2009

     уч. год

    Наблюдение за детьми, выявление проблем во взаимодействии друг с другом.


    Психологическое обследование:

    - выявление эмоционально-социальных предпочтений детей в группе сверстников, уровня сплоченности и благополучия взаимоотношений между ними.

    - выявление уровня страхов и тревожности у детей по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуаций, как не мало важного аспекта, влияющего на уровень коммуникативного общения.


    Комплексный анализ выявленных результатов; вычленение проблем.


    Постановка проблемы: Необходимость своевременного проведения диагностического обследования направленного на выявление благополучия взаимоотношений детей в группе, выявлении проблем во взаимоотношениях детей и внедрении коррекционной работы направленной на развитие эффективного коммуникативного поведения.

    2.

    Информационный

    2008-2009

     уч.год

    Постановка проблемы перед педагогами и специалистами ДОУ.


    Самообразование по теме проекта.


    Изучение и анализ методической, педагогической и психологической литературы по вопросам развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста как фактора улучшения взаимоотношений в группе.


    Подбор методик и тестов для проведения диагностического обследования детей:

    - социально-эмоциональные предпочтения,

    - уровень благополучия взаимоотношений в группе,

    - коэффициент сплоченности,

    - уровня страхов и тревожности (Приложение 1)..


    Изучение литературы по следующим особенностям эмоционально-личностного реагирования детей:

    -  враждебности и агрессивных проявлений детей дошкольного возраста,

    -  синдрома гиперактивности.


    Составление цикла занятий (для коррекции поведенческих нарушений у старших дошкольников) по следующим направлениям:

    - повышение уровня благополучия взаимоотношений детей в группе и развитие их коммуникативных навыков;

    - снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников;

    - снижение враждебности у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

    - снятие синдрома гиперактивности у детей (Приложение 2).


    Составление необходимых рекомендаций для воспитателей по результатам исследования для устранения обнаруженных проблем.


    Размещение в приемных групп информации для родителей по данной тематике,  выступление на собраниях (Приложение 3).

    3.

    Планирующий

    2008-2010

    уч.год

    Выработка стратегии реализации проекта, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с детьми старшего возраста.


    Подбор игровых упражнений по теме проекта.


    Теоретическое обоснование проблемы развития навыков общения детей, для улучшения их взаимоотношений через консультации и рекомендации для педагогов (Приложение 4).


    Подбор диагностического инструментария по обследованию дошкольников.


    Разработка рекомендаций для педагогов работающих с детьми старшего возраста.

    4.

    Этап  реализации

    2008 -2010 годы

    Внедрение в собственную деятельность цикла коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.


    Отслеживание результативности проведенной работы.


    Показ открытого занятия по данному направлению работы (при аттестации на 2-ю кв. категорию).


    Обсуждение с педагогами возможности применения предложенных мной методов и приемов в работе  с дошкольниками;

    5.

    Анализ результатов

    2010 год

    Анализ эффективности использования коррекционно-развивающей работы в ДОУ:

    - рефлексия,

    - обсуждение с педагогами проведённых занятий,

    - отслеживание динамики развития коммуникативных способностей (Приложение 5),

    - корректировка задач, консультирование, обмен опытом


    Анализ достижения цели, эффективности полученных результатов.

    Цели и задачи  проекта

              Цель проекта: Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие  их коммуникативных способностей.

    Задачи проекта: 

    Задачи проекта

    Предполагаемый результат

    Оценка  достижения

    1.

    Выявить проблемы во взаимоотношениях детей в группе и причины их возникновения.

    Благоприятный психологический климат в группах


    Снятие напряжения в коллективе.


    Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия


    Сплочение группы


    Снижение уровня страхов и тревожности

    Психологическое обследование воспитанников на выявление: социально-эмоциональных предпочтений, уровня благополучия взаимоотношений детей в группе сверстников, уровня страхов и тревожности, с использованием следующих методик:

    - Социометрия «Два домика» А.Л. Венгер.

    - «Страхи в домиках»  А.И. Захарова.

    - Тест тревожности (Тэммл, Дорки, Амена).


    Педагогическое наблюдение и анализ его результатов

    2.

    Способствовать улучшению взаимоотношений детей между собой через проведение коррекционно-развивающей работы направленной на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

    Отсутствие воспитанников с низким уровнем коммуникативной активности: высокий уровень диалогического общения в группах, способность детей вступать в общение с гостями группы;


    Отсутствие воспитанников с низким уровнем социальной активности: не вступающих в контакты со сверстниками и воспитателями или избегающих поручений, выступлений;


    Комфортный психологический климат в группе; отсутствие воспитанников с низким социометрическим статусом или их крайне небольшое количество


    Отсутствие детей с высоким уровнем страхов и тревожности

    Педагогическое наблюдение и анализ его результатов


    Психологическое обследование



    3.

    Повышать уровень компетентности воспитателей в вопросах организации эффективного взаимодействия детей друг с другом.

    Комфортный психологический климат в группах ДОУ


    Высокий уровень знаний педагогов по вопросу (в области психологии)

    Наблюдение за общением воспитателей с детьми в группе в процессе организованной и самостоятельной деятельности

    4.

    Повышать уровень компетентности  родителей воспитанников в вопросах  улучшения детско-родительских отношений.

    Снижение фактора недоверия к ДОУ: повышение посещаемости мероприятий в ДОУ


    Улучшение детско-родительских отношений

    Повышение обращаемости к специалистам по вопросам взаимодействия с детьми в семье


    Обмен опытом семейного воспитания


    Анкетирование, психологическое обследование воспитанников

    Предполагаемые результаты:

         Организованная, целенаправленная, систематическая коррекционно-развивающая работа поможет детям развить их коммуникативные способности. Полученные на занятиях умения и навыки помогут улучшить взаимоотношения друг с другом.

    Практическая значимость проекта:

         Материалы проекта могут использоваться воспитателями в практике работы с детьми для улучшения их взаимоотношений в группе, снятия  у дошкольников страхов и тревожности (серии упражнений, которые представлены в виде игр), а также в процессе организации взаимодействия с родителями по данной проблеме (разработанные рекомендации, подобранная стендовая информация).

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

    «Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей».

    Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя отвергнутым.  Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости,  или  ребенок – агрессивный, плохо контролир...

    Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков.

    Цель: Создать условия для развития коммуникативных навыков.Задачи: Познакомить детей с разными способами общения: вербальный, жестовый.Научить различать невербальные сигналы,   быть наблюдат...

    Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности.

    Доброжелательные взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста будут успешно формироваться при условии если:•Разработана система занятий, вовлекающая детей в совместную деятельность, побу...

    Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста"

    Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений  между детьми старшего дошкольного возраста...


     

    Комментарии

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Спасибо!Очень интересный проект, возьму для себя в копилку и для своей работы,а вы не забудьте заглянуть на мою страничку.