«Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей».
консультация по теме

Козлова Наталья Андреевна

Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя отвергнутым.  Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости,  или  ребенок – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам, зачастую не умеют уступать. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uluchshenie_vzaimootnosheniy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей».

Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше

узнаёт и познаёт самого себя.
Л.Н. Галигузова

   

   Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.

  Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии.  В  работе с детьми мы часто встречаем  проблемы во взаимоотношениях между дошкольниками,  конфликтные ситуации в группе.  Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной  деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом. Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя отвергнутым.  Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости,  или  ребенок – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам, зачастую не умеют уступать. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

  Актуальность этой проблемы на сегодняшний день подтверждается выплеском негативных эмоций в поведении нынешней молодежи ( жестокость, агрессивность, отчужденность), которые имели свое начало в детстве.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

   Вопросам формирования этического развития  в дошкольном возрасте много внимания уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова.

   Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик.  Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.

  Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: “социально-эмоциональное” воспитание, или “нравственное” воспитание.

    Ведущая цель программы - формирование основ базовой культуры личности. В процессе реализации программы у детей формируются социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается отзывчивость, сочувствие, забота, доброта.

   Таким образом, систематическая работа по программе уже предполагает формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

  • состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада
  • особенности взаимодействия с детьми группы и взрослыми.
  • эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом
  • обстановка в семье ребёнка.

В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.

Поэтому возникает  необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков,

целью которой является – развитие коммуникативных способностей.

И включает задачи:

  • расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  • сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
  • воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

   Для достижения поставленной цели  необходимо использовать в работе различные средства – это  театрализованная деятельность,  развивающие игры,  этюды,  беседы,  моделирование ситуаций, музыкально-ритмические движения, чтение  художественной литературы. Также  необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия.

   Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

  Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой . Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

    В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

   Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда.

   Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому необходимо осуществлять тесное сотрудничество с родителями,  просветительную работу в разных формах: это  консультации,  тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, индивидуальные беседы, выпуск газеты, дни открытых дверей, папки-передвижки.

    Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей"

Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. так как взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно....

Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности.

Доброжелательные взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста будут успешно формироваться при условии если:•Разработана система занятий, вовлекающая детей в совместную деятельность, побу...

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста"

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений  между детьми старшего дошкольного возраста...

Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"

Материалы о проведении недели методической подготовки по ознакомлению педагогов с технологиями создания пространства детской реализации, технологиями вормирования партнерских взаимоотношений между дет...