РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Захарченко Оксана Яковлевна

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Огромную , ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалоги и предавать свои впечатления в монологической форме. Кроме того, это огромный эмоциональный всплеск для всех участников театрализации, он является показателем  совместной работы воспитателей, родителей и детей. Как важно, чтобы каждое исполнение ребенка,  было не простым заучиваем текста, мелодии и правильно выполненным движением, а выразительной игрой, отличалось артистизмом.

Артистизм должен присутствовать во всех творческих видах деятельности  и их элементах на сцене. Если это пение, то недостаточно чистого интонирования, четкой артикуляции и знании звуков. Звук у песни должен быть живой, выразительный. Поешь о мышонке, так представь его, какой он: маленький, ушастый, юркий, тонкоголосый. Не забывай о характере: смелый или трусливый, ловкий или увалень. Русский хоровод – спокойный, плавный, задумчивый. Изображает ребенок деда – это не просто прихрамывание , это сгорбленный старичок, у которого болит спина и ноги – еле ковыляет. Если хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Ребенок должен вникнуть в характер исполняемого произведения, персонажа, роли , и исходя из них создает свой образ. Если ребенку доверили прочитать стихотворение – он должен продумать о смысле того, что произноситься ( воспитатель должен донести до него это). Если играет  о чем-то страшном – так нужно  показать , что  он испугался, чтобы зрители поверили  и тоже испугались. О смешном – так нужно улыбнуться, а тои засмеяться, да так, чтобы все тоже расхохотались. А если ребенку доверили  целую роль, где надо и спеть и  станцевать, да еще и слова сказать, то здесь нужно научить его выкладываться  на все «сто». Причем, сперва, выкладывается педагог. И от того, как он выложился, зависит успех юного дарования.

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный – это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек  и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли- миниатюры, где роли действующих лиц «исполнят» игрушки, а руководят ими дети.  Это дает возможность «вжиться» в роль и  прочувствовать героя.

Театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков  увлекает малышей, ребята сами создают кукол пред представлением и задают героям всевозможные характеры, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков – дело хлопотное, но возможное в любом детском саду. Особенно хорошо, когда дети сами играют персонажей в таком театре. Им дается возможность проявить себя в творчестве. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, дети экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля.

Надев куклу  на руку, дети могут подойти к своим товарищам, поговорить с ними, немножко пошалить, попросить что-либо сделать. Это придает всем участникам действия раскрепощенность и приучает детей не бояться выглядеть смешным и непонятым.

Вызывает у детей интерес и теневой театр. Теневой театр – распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность  располагать один силуэт за другим – это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществлять в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин – теремок. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Показ спектакля теневого театра требует участие трех человек и более: один должен сидеть перед экраном и читать текст (это может быть воспитатель), двое других за экраном управлять силуэтами ( это дети). Но если дети уже взрослые (подготовительная группа), то все они могут делать сами или быть ассистентами. Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу определенную интонацию и образность. Дети могут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные волосы, пышные бороды и т.д. Затем  можно готовить небольшие жанровые сценки.

Большой популярностью у ребят пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки – делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Самодельные театры картинок можно изготовить воспитателем совместно с детьми и родителями, это будет способствовать сплочению детей, родителей  и воспитателя и воплощению задуманной  идеи. Для создания театральной обстановки театрально представления  воспитатели, родители  и дети делают занавес, кулисы, В таком театре могут находиться разные фигурки, передвигаться в разных направлениях. Репертуар театра разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.  

Существуют разнообразные виды театров, но все они способствуют развитию  у детей артистизма и творческих способностей, а мы педагоги и родители должны увидеть эти качества у детей, раскрыть их  и помочь нашим детям проявлять себя .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность»....