«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме

Мухаммадиева Елизавета Сергеевна

      

 При планировании учебно-воспитательной работы необходимо большое внимание уделять установлению взаимодействия между ДОУ и семьей. Ведь, ДОУ оказывает помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.doc45.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. При этом говорить о здоровье можно не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

  Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничество и взаимодействие.

Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педаго гических воздействий: ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы доверия, взаимных симпатий. [6, с. 208] Это даёт воз можность воспитать детей жизнерадостными, общительными, смелыми и здоро выми.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности [1, с. 6]. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка [2, с. 113].

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней в плане формирования здорового образа жизни дошкольников.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повыше нии двигательной активности можно добиться только при единстве системы фи зического воспитания в детском саду и семье.

Работа с семьёй – важная деятельность воспитателя и других работников дошкольного учреждения. В работе с семьёй решаются следующие задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей.

2. Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропа ганда лучшего опыта.

3. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ.

Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его разви тия и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития.

Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ре бёнка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с ос новным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной ра боты в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкрет ным планом) в течение всего года и всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учет спо собностей ребёнка и интересов семьи.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доб рожелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ. В соответствии с перечисленными положениями работа с семьёй включает:

1) целенаправленную санпросвет работу, пропагандирующую общегигиени ческие правила.

2)   обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, виды закаливания и т. д.)

3) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка [5, с. 47]

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо устано вить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Казина О. Б. выделяла в работе с семьёй несколько этапов:

I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового   ребёнка, ознакомление родителей с результа тами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомен дации, выставки, открытые занятия.

IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.

На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристиче ские походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.

Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадо стного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания [3, с. 104]

Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к ЗОЖ условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение фи зического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутст вует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установка ми полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жиз ни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. [7, с. 103]

Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:

•    Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

•    Проведение групповых консультаций, бесед.

•   Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.

•  Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и примене ния всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся се мейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на са мые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьёй давала действенные результаты, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, пла номерно, систематически. Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей – было направлено на достижение определённой цели.

Проведение подобной работы позволит  сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет  добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.

Список литературы

   1. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей»

2.Гайсина Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности//Учитель Башкортостана 2010 №6 с110-113

3.Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. – Ярославль:

4.Академия развития, 2005. – 137 с.

5.Маханёва М. Воспитание здорового ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 6. – с. 46-49.

6. Никитин Б. П., Никитина Л. А.  Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 223 с.

7.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 213 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

ЦИКЛ НОД ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НОД ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ...

Здоровье малышей- ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В предлагаемой методической разработке представлен цикл занятий, которые помогут ребенку расширить представления о состоянии своего тела,узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится ...