« Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием»
материал по теме

 

« Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием»

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалиста социальной сферы чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально – педагогической деятельности, в зависимости от объекта ее направленности. Значимость деятельности данного специалиста возрастает в современном обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде. Ростом среди негативный явлений среди населения( наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как  основных институтов социализации личности. Поэтому, спектр проблем, которые приходится решать данному специалисту  чрезвычайно разнообразен.

Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того,  что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Как отмечают А. М. Новиков и Д. А. Новиков, в настоящее время осуществляется смена образовательной парадигмы индустриального общества на образовательную парадигму пост индустриального общества. В индустриальном обществе система образования является своего рода поточной системой. Массовое образование  служит целям  индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма и само является или стремится быть  хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров.

Переход к образовательной парадигме постиндустриального  общества означает, в первую очередь отказ от понимания образования как получения готового знания и представление о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет цели учения, его мотивы, формы и методы учения, роль педагога и т. д. Современное развитие общества требует новой системы образования- « инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. В частности, много внимания в современной науке уделяется личностно – ориентированному образованию, при котором имеется возможность для обучающихся выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ.

Подготовка специалистов социальной сферы – это относительно самостоятельный вид профессионально го социального образования, результатом которого является приобретение студентом знаний, умений и навыков, формирование социального мышления, социального сознания, социального поведения, позволяющие конструктивно  выполнить профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста. Значимость его профессиональной деятельности определяется возрастанием социальных, экономических проблем, которые может решать данный специалист.

Критериями эффективной организации подготовки специалистов выступают параметры личностного и профессионального развития, интегрированные в показатели профессиональной компетенции. Таким образом, реализация компетентностного  подхода при построении образовательных систем в личностно – ориентированном образовании имеет особую значимость.

Компетентностный подход в определении содержания и технологий образования в нашей стране основывается на трудах отечественных ученых, разрабатывавших принципы организации содержания образования иосуществления способов деятельности ( М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов и др.), а также на зарубежном опыте реализации национальных и базисных учбных планов. Указанный подход соответствует не только опыту развитых стран в определении стратегии развития образовательных систем, но и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

При определении содержания компетентности необходимо также учитывать основные положения парадигмы личностно – ориентированного образования. В ее контексте профессионализация рассматривается не как перечень черт и характеристик « типичного представителя профессии», а в русле системного анализа  личности – субъекта, ориентирующегося в социуме и выбирающего свой индивидуальный путь в нем. Ценностно – смысловой аспект  профессионально « Я» осуществляется в мировоззренческой ориентации личности, в каждом моменте его профессиональной деятельности (жизни) – проявляется гармония свободы, самостоятельности, ответственности.

Это определяет цели и содержание профессионального образования специалиста социальной сферы:

- не простое освоение суммы знаний, а развитие мышления( направленного на активный поиск необходимой информации, знания, умения использовать ее для решения профессиональных проблем);

- не только формирование новых умений, а раскрытие способностей( к творческому труду, к постановке задач и видению проблем, к оцениванию и прогнозированию результатов деятельности);

- совершенствование не навыков, а мастерства ( автономной профессиональной деятельности в нестандартных условиях).

Если обобщить сказанное, то профессиональную компетентность специалиста социальной сферы можно определить как  интегративную характеристику личности, включающие ценностные ориентации, уровень образованности, личностный опыт специалиста, определяющую его способность к самостоятельному, ответственному выполнению своих профессиональных обязанностей, к свободной ориентировке во всей профессиональной сфере, к гибкому, мобильному, оперативному переходу от одного вида деятельности к другому в обновляющейся социокультурной, информационно – образовательной среде.

Таким образом, структура профессиональной компетентности специалиста социальной сферы имеет сложный многоуровневый и динамичный характер, который непосредственно зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания данной компетентности у него. Особенно актуально выполнение этой задачи в годы обучения в вузе, поскольку предполагает формирование у студентов профессионально – важных качеств, ценностей и отношений личности, определенных знаний и умений, необходимых в конкретных видах деятельности.

Список литературы:

1.    Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. – 2003. № 10. – с. 8 – 14

2.    Гарашкина Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: методологический анализ / Гаудеамус. – Тамбов, 2002. - № 2. – с. 30 -39

3.    Зимняя И. А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – с. 35 – 40

4.    Новиков А. М., Новиков Д. А.  Методология – М.: СИНТЕГ, 2007.с. 668

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

« Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием»

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалиста социальной сферы чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально – педагогической деятельности, в зависимости от объекта ее направленности. Значимость деятельности данного специалиста возрастает в современном обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде. Ростом среди негативный явлений среди населения( наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как  основных институтов социализации личности. Поэтому, спектр проблем, которые приходится решать данному специалисту  чрезвычайно разнообразен.

Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того,  что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Как отмечают А. М. Новиков и Д. А. Новиков, в настоящее время осуществляется смена образовательной парадигмы индустриального общества на образовательную парадигму пост индустриального общества. В индустриальном обществе система образования является своего рода поточной системой. Массовое образование  служит целям  индустриального производства, готовит работоспособные элементы индустриального механизма и само является или стремится быть  хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров.

Переход к образовательной парадигме постиндустриального  общества означает, в первую очередь отказ от понимания образования как получения готового знания и представление о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет цели учения, его мотивы, формы и методы учения, роль педагога и т. д. Современное развитие общества требует новой системы образования- « инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. В частности, много внимания в современной науке уделяется личностно – ориентированному образованию, при котором имеется возможность для обучающихся выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ.

Подготовка специалистов социальной сферы – это относительно самостоятельный вид профессионально го социального образования, результатом которого является приобретение студентом знаний, умений и навыков, формирование социального мышления, социального сознания, социального поведения, позволяющие конструктивно  выполнить профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста. Значимость его профессиональной деятельности определяется возрастанием социальных, экономических проблем, которые может решать данный специалист.

Критериями эффективной организации подготовки специалистов выступают параметры личностного и профессионального развития, интегрированные в показатели профессиональной компетенции. Таким образом, реализация компетентностного  подхода при построении образовательных систем в личностно – ориентированном образовании имеет особую значимость.

Компетентностный подход в определении содержания и технологий образования в нашей стране основывается на трудах отечественных ученых, разрабатывавших принципы организации содержания образования иосуществления способов деятельности ( М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов и др.), а также на зарубежном опыте реализации национальных и базисных учбных планов. Указанный подход соответствует не только опыту развитых стран в определении стратегии развития образовательных систем, но и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

При определении содержания компетентности необходимо также учитывать основные положения парадигмы личностно – ориентированного образования. В ее контексте профессионализация рассматривается не как перечень черт и характеристик « типичного представителя профессии», а в русле системного анализа  личности – субъекта, ориентирующегося в социуме и выбирающего свой индивидуальный путь в нем. Ценностно – смысловой аспект  профессионально « Я» осуществляется в мировоззренческой ориентации личности, в каждом моменте его профессиональной деятельности (жизни) – проявляется гармония свободы, самостоятельности, ответственности.

Это определяет цели и содержание профессионального образования специалиста социальной сферы:

- не простое освоение суммы знаний, а развитие мышления( направленного на активный поиск необходимой информации, знания, умения использовать ее для решения профессиональных проблем);

- не только формирование новых умений, а раскрытие способностей( к творческому труду, к постановке задач и видению проблем, к оцениванию и прогнозированию результатов деятельности);

- совершенствование не навыков, а мастерства ( автономной профессиональной деятельности в нестандартных условиях).

Если обобщить сказанное, то профессиональную компетентность специалиста социальной сферы можно определить как  интегративную характеристику личности, включающие ценностные ориентации, уровень образованности, личностный опыт специалиста, определяющую его способность к самостоятельному, ответственному выполнению своих профессиональных обязанностей, к свободной ориентировке во всей профессиональной сфере, к гибкому, мобильному, оперативному переходу от одного вида деятельности к другому в обновляющейся социокультурной, информационно – образовательной среде.

Таким образом, структура профессиональной компетентности специалиста социальной сферы имеет сложный многоуровневый и динамичный характер, который непосредственно зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания данной компетентности у него. Особенно актуально выполнение этой задачи в годы обучения в вузе, поскольку предполагает формирование у студентов профессионально – важных качеств, ценностей и отношений личности, определенных знаний и умений, необходимых в конкретных видах деятельности.

Список литературы:

  1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. – 2003. № 10. – с. 8 – 14
  2. Гарашкина Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: методологический анализ / Гаудеамус. – Тамбов, 2002. - № 2. – с. 30 -39
  3. Зимняя И. А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – с. 35 – 40
  4. Новиков А. М., Новиков Д. А.  Методология – М.: СИНТЕГ, 2007.с. 668


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской январской конференции по итогам реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Выступление на городской январской конференции  по итогам  реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпич...

Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»

Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему:  "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...

Компетентностный подход в здоровьесберегающих технологиях на уровне дошкольного образования.

Педагоги детского сада уделяют большое внимание укреплению психофизического здоровья дошкольников. В данной работе обобщён материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в различные виды деятель...