Труд в уголке природы
методическая разработка по теме

Консультация для педагогов детских садов. Представлены виды работ в уголке природы в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_trud_v_ugolke_prirody.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

                     Труд в уголке природы

Консультация для педагогов

                                                                                                     подготовила воспитатель Iкв.кат.

           МБДОУ №1

        Тихомирова С.В.

        март  2012 г.

Труд в уголке природы

        Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В процессе систематического ухода за растениями в уголке природы у детей формируется определенные трудовые навыки, дети учатся внимательно относиться к растениям, заботиться о них, укрепляется интерес к природе, настойчивость к достижению результата. Комнатные растения - постоянные обитатели уголка природы во всех возрастных группах. Это дает возможность нам учить детей ухаживать за растениями в течение всего года. Подбор растений для уголка природы осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Планируя работу, мы воспитатели должны учитывать конкретные условия: возраст, уровень знаний и умений детей, определить конкретные воспитательно-образовательные задачи, особенности природного окружения.

        Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать за растениями, видеть заботу воспитателя  о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

        В первой младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Уход за растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как вода льется из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли. Из комнатных растений в уголке природы в 1 младшей группе должны быть красиво и обильно цветущие, например, бегония вечно цветущая, фуксия, герань и др., а также растения с яркой окраской листьев и ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать, например, фикус, аралию и др. Растений немного, но они должны быть в хорошем состоянии, иметь привлекательный вид.

        В средней группе дети более самостоятельны. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями в уголке природы. В начале года (под наблюдением воспитателя, а затем и самостоятельно) выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья растений, поливают. В середине зимы уже можно проводить совместное мытье растений с небольшими подгруппами детей. «Посмотрите, -говорит воспитатель, -на листьях пыль. Нужно обтереть их мокрой тряпочкой» (тряпочки и тазик с тепловатой водой приготовлены заранее). Воспитатель поручает 2-3 детям обтирать растения, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями воспитатель ставит на скамеечку или на пол, если растение высокое. Вначале воспитатель показывает, как обтирать листья правильно, чтобы не повредить лист, затем предлагает каждому намочить тряпочку, отжать ее, положить лист на ладонь и осторожно вытирать. Во время работы воспитатель внимательно следит за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в тазике с теплой водой. После работы необходимо отметить, что растение стало чистым, подвести к выводу: растениям нужен уход, тогда они будут хорошо расти и развиваться. Растения такие же как в младшей группе (бальзамин, герань, бегония, фикус, кливия, аспидистра  и др.), а также добавляются растения с мелкими листьями, разной окраски для сравнения и обучения ребят умению видеть особенности растений (колокльчик, традесканция, аспарагус, колеус, маранта и др.)

        Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений.

  1. Цветущие растения неприхотливые, не требующие особого ухода (бегония, бальзамин, фуксия, герань);
  2.  Растения с разнообразными формами стеблей (драцена, фикус, традесканция, комнатный виноград, маранта, колеус, колокольчик и др.);
  3. Растения одного названия, но с разной расцветкой и формой листьев (бегония, традесканция, герань);
  4. Растения, требующие разного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (примула, колеус), поливки только с поддона (луковичные: амараллис); мытья тряпочкой больших кожистых листьев, обливания из лейки с ситечком растений с мелкими листьями аспарагус).  

Уход за растениями в уголке природы в старшей группе осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут полить одно и то же растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочередно к поливке, педагог учит каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку, приучает лить воду понемногу, говорит, что лить воду нужно до тех пор,  пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода. При уходе за луковичными растениями поливают только землю и ни в коем случае не заливают луковицу. Педагог объясняет детям, что поливать растения надо водой, которая уже стояла в комнате. Необходимо также напомнить, что листья растений необходимо содержать в чистоте, обмывать тепловатой водой, холодная вода им вредна. Растения с мелкими листьями ставят в таз и поливают из лейки с ситечком. Воспитатель показывает детям, как рыхлить палочкой землю в горшках, постепенно приучает к этому уходу и детей. В течение весеннее - летнего периода, когда растениям нужно больше питания, воспитатель при детях подкармливает растения органическими или минеральными удобрениями, привлекает детей к работе (полить растение до и после подкормки), объясняя им цель подкормки. Для того, чтобы ребята убедились в значении подкормки, можно одно растение (из 2 одинаковых) оставить без удобрительной поливки, а затем через некоторое время сравнить их. Дети сами могут сделать вывод, почему надо подкармливать растения. В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения. В этой работе принимают участие и дети. Быстро и легко укореняются черенки цветущих растений: фуксии, герани, бегонии, бальзамина. Хорошо, если каждый ребенок будет вести наблюдения за ростом и развитием своего черенка и все интересное зарисовывать в индивидуальный альбом. Такие альбомы могут быть использованы как иллюстрации к беседе о комнатных растениях. Выращенные растения дети могут подарить малышам либо пополнить уголок природы дома.

        Уголок природы в подготовительной группе должен отличаться от уголка старшей группы, как по количеству, так и по их разнообразию. Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6-7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений, а также в результате привлечение детей к более сложным видам уходам за ними. Помимо растений, рекомендованных для старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине, например, кактусы (филлокактус, зигокактус), родиной которых является, безводные пустыни и в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного света) или наоборот растения тропических болот, например, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги, требуют более частой поливки, им вреден прямой солнечный свет. А такие растения как кринум, амариллис надо не только поливать с поддона, как все луковичные, но и создать им условия покоя в холодное время года. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за ними. Интересно иметь такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не только стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками, делением куста, а так же листовыми черенками (бегония рекс, узумбарская фиалка). Желательно иметь в уголке природы растения, выращенные самими детьми из косточек, например лимона. В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной- подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями. Детей подготовительной группы нужно научить правильно определять недостаток влаги в горшке по сухости верхнего слоя земли. В начале учебного года, при возобновлении дежурств надо повторить прием правильной поливки растений. Следует обратить внимание детей на поддонник и водосточное отверстие на дне горшка, через которое стекает лишняя вода. Ее сливать не надо, так как вместе с водой вымывается из земли некоторое количество нужных растению питательных веществ, поэтому лучше, чтобы она снова впиталась в землю. В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения надо поливать часто, чтобы земля была всегда сырая, другие же только тогда, когда земля в горшке почти высохнет. При поливке растений необходимо учитывать период развития (время года), погоду, степень сухости помещения. В летнее время полезно выносить растения под дождь. В подготовительной группе детей нужно научить опрыскивать растения из пульверизатора или с помощью пробки распылителя, вставленной в бутылку. Первое время воспитатель опрыскивает растения сам, в присутствии детей, и постепенно привлекает к этой работе дежурных. Надо следить, чтобы дети опрыскивали растения аккуратно, рекомендуется поставить растение в таз. Летом хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Нужно объяснить ребятам, что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях появляются ожоги. При мытье растений под душем дети только наблюдают работу взрослых (в этом случае необходимо покрыть землю в горшке клеенчатым кружком, а сверху кружка положить тряпку или полотенце, чтобы вода не размывала землю). Некоторые растения, листья которых покрыты волосками (бегония рекс, герань) нельзя опрыскивать. Необходимо показать, как очищать такие листья от пыли мягкой сухой щёточкой. Следует научить детей мыть не только растения, но и горшки. Поддонники и горшки надо мыть с мылом, теплой водой не реже 2 раз в неделю. В подготовительной группе воспитатель учит детей правильно рыхлить землю в горшках, предварительно объяснив,  что уплотненная земля плохо пропускает воздух и свет к корням растений, растения хуже растут.  Первое время воспитатель сам рыхлит землю в присутствии детей, в дальнейшем он привлекает к помощи детей и, дав им тупые палочки предлагает взрыхлить землю в горшках тех растений, у которых корни не находятся на поверхности земли. Детям подготовительной группы следует доступно рассказать о значении подкормки и после показа воспитателем приема подкормки, поручить эту работу детям (удобрительные растворы готовит педагог). Надо научить детей поливать раствором из леечки без сетки, осторожно, чтобы капли его не попали на листья и стебель.         Для того, чтобы все дети мели представление о пересадке растений, нужно 1-2 растения весной пересадить на занятии. Пересаживая растение, воспитатель объясняет свои действия и привлекает к помощи ребят. Лучшее время для пересадки март-апрель. Также в подготовительной группе детей необходимо знакомить с разными способами размножения растений: у одних растений отделяют молодые растеньица-отпрыски, у других делят на части разросшиеся корневища, у третьих отделяется луковицы-детки, четвертые -наиболее распространенным способом - черенкованием. Эти способы размножения просты и понятны детям. Не обязательно знакомить со всеми способами размножения    - достаточно познакомить с одним из них, смотря по тому, какие растения имеются в группе. Более подробно о размножении растений можно узнать в пособии для воспитателей «Наблюдения и труд детей в природе». Для ухода за растениями в уголке природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, палочки для рыхления земли, опрыскиватель, фартуки.

        Труд детей, какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

- если прослеживается зависимость жизни и состояние растений от условий в которых они находятся.

- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

        Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий являются главным методом экологического воспитания- методом, который обеспечивает развитие начального экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. При отборе растений в уголок природы во всех группах необходимо соблюдать  правила безопасности: не помещать растения опасные для здоровья детей: ядовитые, с иголками, колючками, резким запахом, которые могут вызвать у детей аллергию.

        В каждой  группе создается картотека растений по правильному уходу за ними.

        Кроме ухода за комнатными растениями, детей очень увлекает сезонная работа в уголке природы. Это зимне-весенние посевы семян и посадка луковиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – труд в уголке природы для детей средней группы "Как помочь растению"

Занятие - труд в уголке природы для детей средней группы. Формирование трудовых навыков по уходу за комнатными растениями....

Тема: «Коллективный труд в уголке природы»

Тема: «Коллективный труд в уголке природы»Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.Задачи:Образовательные:Совершенствовать знания детей о растения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие » направление «Трудовое воспитание» Тема: «Труд в уголке природы»

Труд в природе связан с расширением кругозора детей,получением доступных знаний ,например о почве,трудовых процессах,орудиях труда.На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждаетсяв потребностя...

Презентация"Труд в уголке природы, в природе, на огороде, на участке"

Когда  дети научатся трудиться вместе слаженно, дружно, следует поручать им организовывать работу самостоятельно....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ     Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...