Информация для родителей
методическая разработка на тему

Богданова Ольга Станиславна

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_raboty_po_adaptacii.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к ДОУ и организация работы педагога-психолога в этот период.

Решение проблемы адаптации ребенка к детскому саду, исходя из опыта работы педагога-психолога, строится в нескольких направлениях.

Работа с родителями. Условно ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап - предварительный. Работа до начала нового учебного года. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания, предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они  анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?».

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность  организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.

Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает  взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад» и др.

На третьем этапе - практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада (середина октября), педагог-психолог организует для родителей тренинг знакомства. На тренинге родители прорабатывают переживания, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад, оценивают свое настроение, обсуждают «больные» вопросы, делятся мнениями, а кто-то и знаниями. Родительский коллектив группы сплачивается, а это в свою очередь помогает родителям быть уверенными, менее тревожными.  

Педагог-психолог, воспитатели и другие участники педагогического процесса проводят  консультации, собрания, родительский клуб, тренинги, совместные с детьми игры.

Работа с педагогами группы, принимающих малышей. Впервые дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям,  особенности возраста детей 2-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.

В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

В течение учебного года, таких консультаций может быть несколько: "Привычки ребенка", "Питание ребенка в период адаптации", "Адаптация и круг общения", "Мальчики и девочки идут в детский сад".

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.

В период адаптации надо временно сохранить «домашние» приемы воспитания. Дать ребенку в группу, в кроватку любимую игрушку, малыша можно взять на руки, покачать.

Ласковое обращение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее адаптироваться.

В это же время специалист проводит наблюдение за детьми адаптационной группы. В протоколе наблюдения фиксируются особенности контактов детей с взрослыми, с другими детьми, поведение ребенка на занятиях, в играх.

Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.

Игры-занятия, педагог-психолог проводит с сентября месяца. Проходят они еженедельно (приложение1), продолжительностью до 15 минут. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, во втором полугодии, если возникает такая необходимость, группа делится на подгруппы.

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.

Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Заключение

Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

В силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции.

Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.

Приложение 1

Игры - адапторы "Мы - малыши"

Пояснительная записка

Цель: формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый", "ребенок - ребенок".

Задача: формирование доверия детей к другому взрослому, детям, чувства уверенности.

Адресат: дети 2-3 лет (1младшая группа).

Содержание: первые игры проводятся фронтально, при необходимости во втором полугодии учебного года группа делится на подгруппы. Инициатор игр - взрослый. Игры подбираются с учетом возможностей детей и места проведения.

Игры проводятся в эмоционально благоприятной обстановке.

Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

Давайте познакомимся

Формировать чувство доверия к взрослому

-Иди ко мне

-Петрушка в гостях

-Танцуем с погремушкой

-Мыльные пузыри

Мишка в гости к нам пришел

Способствовать сплочению детей в группе

-Покружимся

-Прятки с Мишкой

-Пропавший малыш

-Солнышко и дождик

Мы едем-едем-едем

Формировать умение передвигаться друг за другом цепочкой; развивать уверенность в своих силах; развивать зрительное внимание.

-Зайка в гости пришел

-Подбери колеса к вагонам

-Поезд едет

-Игры с мячом

-Солнышко и дождик

На лесной полянке

Обучать ритмичным движениям, развивать слуховое внимание,  уверенность в своих силах

-Поезд едет

-Встреча с мишкой

-Ай-да

-Догонялки

-Хоровод

Собачка

Развивать наблюдательность, творчество детей, зрительное восприятие и внимание

-Собачка в гостях у детей

-Покорми собачку

-Найди матрешек

-Хоровод

Заинька - зайка

Формировать умение делать плавный и длительный выдох, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле

-Позови

-Сороконожка

-Поддувалки

-Дальше и выше

-Мяч в кругу

Лошадка

Развивать чувство доверия к взрослому, мелкую моторику рук

-Покатай лошадка нас

-Кто в кулачке

-Игра кистями рук

-Рыбалка

-На дворе

Кукла Ляля

Обучать ритмичным движениям; повышать двигательную активность; развивать координацию движений.

-Снежинки

-Игра с куклой

-Украсим Ляле бант

-Ладошки

-Догонялки

Кошка с котятами

Развивать наблюдательность, координацию движений рук и пальцев

-Кошка с котенком

-Научи котенка

-Шаловливый котенок

-В кругу

-Рисуем пальчиками

Ляля с друзьями

Способствовать сплочению детского коллектива, развивать коммуникативные навыки

-Ляля с друзьями поет песенку

-Плясовая

-Ладошки

-Колыбельная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информация от родителей и для родителей"

Выступление на педагогическом совете....

Информация для родителей :"Родителям о детской игре"

наглядгая информация для родителей  :"Родителям о детской игре"...

Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"

Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.»          Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...

Информация для родителей "Родителям будущих первоклассников"

Родителям будущих первоклассников советы в уголок информации...


 

Комментарии

Богданова Ольга Станиславна

Направления работы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к ДОУ и организация работы педагога-психолога в этот период.