Литературно - музыкальная композиция "М.В. Ломоносов - великий помор.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Думина Ирина Эдуардовна

Литературно - музыкальная композиция " М.В. Ломоносов - великий помор"  раскрывает историю жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова в доступной для детей форме. В ходе сценария дети  переживают события вместе с героем. В композицию включены музыкальные произведения, стихи, песни, игры, хороводы отображающие жизнь поморов. Знания о великом земляке воспитывают чувство гордости, патриотизма, любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ Центр развития ребенка

« Детский сад №34 «Золотой ключик» г.Северодвинска

Архангельской области.

Конспект

литературно – музыкальной композиции «М.В. Ломоносов – великий помор»

в подготовительной к школе  группе.

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Думина Ирина Эдуардовна

                                         г. Северодвинск

2011г.

Программное содержание:

1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.

3.Формировать  интерес к учебной и исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и

    к людям, прославившим его.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (Б.Шергин, С. Писахов).

Заучивание стихов.

Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.

Просмотр видеофильма «Музей М.В. Ломоносова в Холмогорах».

Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М.В. Ломоносову.

Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.

Занятие и выставка детских работ по мозаичному искусству.

Изготовление костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.

1.(В зале звучит музыка А.Вивальди (концерт №4, фа минор «Зима», 1часть),  воспитатель читает стихотворение)

Много ль известно вам мест, где случается чудо?

Мест, где творится история наша с тобой?

Здесь родились и рождаются лучшие люди,

И называется это северной землей.

Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.

Здесь имена и событья, и судьбы людей,

Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,

Место рожденья героев сегодняшних дней!

Выпало нам быть творцами великих событий,

Счастье растить города и детей и цветы,

В мире великих людей и великих открытий,

В мире, где просто сбываются наши мечты.

В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,

Где еще песни о главном поют за столом,

Где говорят с уваженьем – Архангельская область.

Область надежды, которую домом зовем!

2.   Хоровод «СЕВЕРНЫЙ» (исполняют дети)

1.За рекой у ворот, где рябина растет

Мы с подружками сегодня заведем хоровод.

2. Не спроста говорят, что наш север богат,

Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.

3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,

Полюбил всей душой север наш дорогой.

4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.

Голубику и морошку собирать в лес пойдем.

3. (В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4 фа минор, 2 часть), воспитатель читает текст)

 -  Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове  было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.

Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

 - Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни «Детство Ломоносова».

(за столом, где стоит свеча, сидит мальчик, играющий маленького Ломоносова с книгами в руках «Арифметика» и «Грамматика»)

Воспитатель:    

- Ох, и трудно было маленькому Ломоносову: мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные – грамматика и арифметика.

 Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет  Михайло в море с отцом выходил.

(Ребенок подготовительной группы, исполняющий роль маленького Ломоносова, выходит из-за стола и идет в лодку, забрасывая сеть).

Воспитатель:   

 -Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в «чехарду», «лапту», «Золотые ворота»

4 Русская народная игра « Золотые ворота» (дети выходят в центр зала и играют, маленький Ломоносов уходит).

Золотые ворота, проходите детвора

Первый Царь пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

5  Воспитатель: 

- Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни – путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии. И было ему всего 19 лет.

(Выходит воспитатель, исполняющий роль старика и мальчик подготовительной группы, исполняющий роль уже взрослого Ломоносова)

Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,

                         Рукою об руку стуча,

                         Приблизился к Михайло:

Старик:          - Скоро

                         Ты обратишься в москвича.

                         Гляди, да станешь барин грозный,

                         Забудешь, кем и где рожден!....-

Воспитатель: Потом подумал и серьезно

                         Добавил на прощанье он:

Старик:         - Пришел не к батюшке родному,

                        Ты ни кому не нужен тут…

                        Ходи всю ночь от дома к дому –

                        Нигде приюта не дадут.

                        Вот кулебяки, пригодятся!

                        Бери же, что за разговор…

                        Еще придется поскитаться,

                        Но ты держись: ведь ты помор!

                   …  Домой вернемся, в Холмогоры,

                        И за тебя влетит еще…-

Воспитатель:  Ответа не найдя помору,

                         Котомку, вскинув на плечо,

                         Пошел Михайло Ломоносов,

                         Сдержав рыдание с трудом.

 (Михайло – ребенок подготовительной группы, уходит, вскинув котомку на плечо)

Воспитатель: 

- И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в « низший» класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые  ребята,  видя его, смеялись:

1-й ребенок: - Сломаешь, Ломоносов, дверку!

2-й ребенок: - А голова цела, проверь?

3-й ребенок: - С Михайло снять бы надо мерку

                         Пред тем, как делать эту дверь!

Воспитатель: 

- Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Ломоносов:  

- Что с тобой делать?

- На крышу забросить?

(Ломоносов выводит ребенка, приподняв его за шиворот)

Воспитатель: 

- Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и  вовсе, будто на чудо стали смотреть.

- Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет. А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!

( В центр зала выходит ребенок, исполняющий роль большого Ломоносова и проводит опыт).

Ломоносов: 

- Это чистая вода – здесь молекулы чистой воды (показывает баночку с водой), а это цветная вода – здесь молекулы цветной воды (показывает банку с подкрашенной водой). Я медленно добавляю цветную воду в обычную,  и молекулы,  как маленькие  человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.

( Дети выходят в центр зала: мальчики, взявшись за руки, идут « змейкой», девочки, взявшись за руки, проходят между мальчиками и встают между ними)

Воспитатель: 

-И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т.е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество (дети прыгают и бегают по залу), а теперь – крепкий камень (дети встают близко друг к другу, держась за руки, прижав плечо к плечу). Молодцы ребята! Садитесь.

6.  Воспитатель: 

- И вот этап последний – Ломоносов – ученый (берет за руку Ломоносова), посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько  дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:

-  Какие самые первые и любимые книги Ломоносова? (Грамматика и арифметика)

 – Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? (ночезрительную трубу).

 – Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? (Атмосфера вокруг Венеры).

 – А в физике, что открыл великий ученый? ( Что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. веселых человечков).

– Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов? (мозаичное)

(обратить внимание на работы детей по мозайке)

Воспитатель:

 (звучит композиция М.П. Мусорского «Богатырские ворота»)

- Во всех областях науки проявил себя  наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере,  подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

1-й ребенок:

Восславим, братья, человека,

Который  славу родине принёс!

Восславим время того века,

В котором родился и вырос он.

2-й ребенок:

Он внёс в науки эту душу,

Вложил все силы и труды,

Прославил родину, науку,

Себя прославил и труды свои.

3-й ребенок:

Он рос, к науке страстно тяготился,

Учился в школе за двоих,

Усердно занимался, не ленился

И преуспел в трудах своих.

4-й ребенок:

Он изучал науку за наукой,

Стремился истину постичь,

Что непонятно объяснить

И для России в пользу обратить.

5-й ребенок:

Сбылось предначертание судьбы,

Пройдя чрез всё,

Стремленье к знаньям победило,

И он себя прославил и Россию!

Воспитатель:

- Гениальность нашего земляка, великого помора М.В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.

Список используемой литературы:

1. Беднов В. На родине великого помора : стихотворение / В. Беднов // Волна.— 1991.— 14 ноября

2. Гладкобородова А. И. О мудром поморе северянине Ломоносове / А. И. Гладкобородова // Сказы и песни / А. И. Гладкобородова.— Архангельск, 1947.

3. Кемов В. Б. Михайло Ломоносов : поэма. Стихи / В. Б. Кемов.— Архангельск : Изд. отд-ние АМУ им. В. И. Воронина, 1996.

4. Павлова Г.Е., Орлова А.С. «Михайло Ломоносов», Москва, «Современник» 1989г.

5. « Правда Севера», Архангельская областная газета, среда, 16 марта 2011г.

6. Марков А. Михайло Ломоносов : поэма / А. Марков.— Современник, 1973.

7. Марков А. «Михайло Ломоносов», поэма, Москва, «Детская литература», 1984г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Музыка А.Вивальди (концерт №4, фа минор «Зима», 1часть)

 2.МузыкаА.Вивальди(концерт №4 фа минор, 2 часть)
3.  Композиция М.П. Мусорского «Богатырские ворота»
4.  
http://ru/wikipedia/org/wiki/

5. museum.lomic.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»

Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...

М.В.Ломоносов - великий помор

Выбор познакомить детей с этим выдающимся человеком был сделан не случайно, так как нельзя ни удивляться, ни восхищаться его талантом. В беседах с детьми выяснилось, что ребята очень мало знают о М.В....

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Литературно – музыкальная композиция « Поклонимся великим тем годам»

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвящённый 75 - летию Великой Победы Советского народа над фашистской Германией для взрослых и детей старшей, подготовительной группы....

Литературно-музыкальная композиция «Этот день Победы» Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны

  Литературно-музыкальная композиция«Этот день Победы»Концерт для ветерановВеликой Отечественной войны                    ...

Литературно – музыкальная композиция «А зори здесь тихие», посвященная 75 – летию Великой Победы

Автор: Шматова В.В. музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Тамбовской обл., г.МичуринскОписание материала: предлагаю вам конспект литературно-музыкальной композиции для детей старш...