Изобразительная деятельность (рабочая программа на 1 мл. группу)
материал по теме

Сафина Рима Салиховна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

 на заседании  Педагогического совета  МБДОУ «Родничок» Протокол №  

от «24 »  __мая_  2012 года


Председатель Педагогического совета: ____________

«Согласовано»:

Заместитель заведующего по ВМР ________Германова С.Ф.

от «   » _________   2012 года

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ «Родничок»

____________Ларионова О.А.


 от «__»  __________   2012 года

Рабочая  программа

по  изобразительной деятельности

для  детей первой младшей группы

направление -  «Художественно – эстетическое развитие»

образовательная область – «Художественное творчество»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

Рабочая программа по изобразительной деятельности  детей первой младшей группы (2-3 года) составлена:

- на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» муниципального образования города Ноябрьск;

- приоритетного направления работы МБДОУ «Родничок» - художественно-эстетическое развитие личности дошкольника и его творческих способностей.

Программой предусмотрено проведение непосредственно-образовательной деятельности (далее – НОД) по развитию изобразительной деятельности  детей 2– 3 лет.

К программе прилагается:

 - календарное планирование НОД по Изобразительной деятельности: Рисование, Лепка, Аппликация, Конструирование.

- педагогическая диагностика.

Программа по изобразительной деятельности рассчитана на 111 периода НОД  в год (по 3 раза в неделю). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 2 – 3  лет жизни - не более 8 минут.

            Непосредственно образовательная деятельность (НОД) носит интегрированный характер, в которой изобразительные задачи сочетаются с другими видами детской деятельности: чтение художественной литературы, пение песен, танцы, слушание музыки. Основной упор в обучении отводится партнёрству с педагогом, общению со сверстниками во время обучения. Обучение детей включает методы, которые способствуют вызвать у детей интерес и желание действовать с тем или иным изобразительным материалом.

 НОД  предполагает различные формы объединения детей в малые подгруппы, вся группа, в зависимости от целей  учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

 Используемые методические приёмы: сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, способствуют развитию у детей интереса к рисованию.

Изучение «Изобразительной деятельности» способствует решению следующих целей и задач:

Цели:

- развитие эстетического отношения детей к окружающему миру, формирование теоретических способностей к формированию изобразительных умений и навыков.

- развитие творческих способностей ребенка

Задачи:

 Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности

Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Подводить детей к пониманию, что очертания, пятна, линии могут что-то изображать. Поддерживать попытки, сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми предметами, животными и др.

Побуждать детей вносить дополнения в рисунки.  

Рисование является одним из любимых детских занятий. Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Благодаря этому он может почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения.

Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. Суть данной системы – комплексный подход, который предполагает педагогический процесс во взаимосвязи, взаимозависимости всех сторон.

Непосредственно – образовательная деятельность  по рисованию и лепке направлена на развитие у детей творчества, развитие интереса к изобразительному искусству, бережному отношению к художественным материалам, вызывая при этом чувство радости, удивления. Результаты детского труда возможно использовать для игры, при оформлении помещения к празднику и для подарка родителям или сверстникам.

Виды интеграции образовательной области «Художественное творчество»

Задачи работы с детьми

Основные пути их решения


В продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании) помогать ребенку формулировать и реализовывать свою собственную цель, соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления



- при добровольном участии ребенка создавать несложные знакомые ему конструкции, рисунки, которые впоследствии он способен воспроизвести сам (домик из полосок, солнышко);

- комментировать каждый шаг как инициативу ребенка, привлекая его к выполнению;

- всемерно подчеркивать авторство ребенка и успешность его действий;

- обязательно обсудить, кем, как, когда, зачем будет использовано его творение;

- побуждать активность ребенка прямыми вопросами или предложениями выбрать предпочитаемый им вариант из названных взрослым;

- подытожить результат в форме короткого текста об использовании созданного ребенком продукта (П, К, С).


Формировать продуктивное целеполагание или образ цели, добиваясь того, чтобы ребенок определял (продумывал и проговаривал), кем и как будет использован тот результат продуктивной деятельности, который взрослый будет создавать при посильном участии ребенка.


- задавать вопросы о содержании работы ребенка и его намерении (К).

 -поддерживать детей в стремлении выражать то, что они не могут пока выразить изобразительными средствами, с помощью слова, жеста, звукоподражания (К).

- вопросами побуждать детей дополнять созданное изображение деталями

- раскрывать возможности изобразительных материалов, показывать разные приемы работы с ними (П, Б).

- поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая изображения по их просьбе (С).

- организовывать совместную с ребенком конструктивную деятельность, помогая ему ставить, удерживать и реализовывать собственные цели (П).

- внимательно и заинтересованно от-носиться к детским постройкам, рас-спрашивать об их назначении, отмечать успехи детей (П, К)

Интеграция образовательной области «Художественное творчество»

«Коммуникация»

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание»

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

«Безопасность»

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Труд»

- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

«Музыка»

 «Чтение художественной литературы»

«Физическая культура»

- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

- использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

        

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года дети младшей группы должны уметь:

Рисование

- правильно держать карандаш, кисточку,

- самостоятельно рисовать, используя навыки и умения, полученные на занятии,

- рассматривать картинки, книжки-игрушки, узнавать знакомые образы в них;

- работать в книжках-раскрасках

Лепка

- скатывать комок глины (пластилина) простыми и круговыми движениями

- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы

- сплющивать комок глины (пластилина) между ладонями

- соединять 2-3 знакомые формы

Аппликация

- наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа

Конструирование

Диагностика усвоения программного материала

 Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 2 раза в год: в начале - октябре и в конце - мае  учебного года.

Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития  необходимо использовать внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения.

При проведении диагностики необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и вели себя естественно в предлагаемой ситуации. С помощью наблюдения можно составить представление о волевых качествах ребёнка, о его способах реагирования на трудности, стратегии поведения при столкновении с трудностями. Это важно, для получения наиболее объективных сведений

Целью  диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять  в дальнейшем.

Результаты диагностики  подскажут педагогу, в каком направлении следует вести развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.

КАРТА освоения программы

Образовательная область «Художественное творчество»

Группа__________________   Дата заполнения____________________ Педагоги ____________________________________________________

Ф.И. ребенка

Компоненты интегративного качества

Суммарный бал/УП

Развитие продуктивной деятельности детей

(рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать

различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии

умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу

наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа

лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной

называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке

дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым

проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.)

узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них

проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики

1

2

3

4

5

6

7

8

Методы диагностики: наблюдение

* Оценка уровня

0 баллов (крайне редко) - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

1 балл (иногда) - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д

 2 балла - (часто) - проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.

Высокийуровеньот  16 до 22 баллов

Средний уровень      от   8  до 15 баллов

Низкий уровень        от   0 до 7  баллов

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие продуктивной деятельности детей;

-  развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество»   заключается в следующем:

- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»

- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества

- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями  по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с  «Познанием» в части лепки)

-  общеразвивающая направленность  содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Непосредственная Образовательная Деятельность, представленная в рабочей программе, составлена с учетом следующих положений:

-  для выработки  у детей свободы творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем.

- создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе художественного творчества, педагогу важно  помнить о необходимости их развития.

- в ходе НОД  необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

- подводя итог НОД  важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.

СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

1. Оборудование:  

- магнитофон

- CD и аудио материал

- уголок для рисования

- дидактические материалы

- карандаши

- краски

- пластилин (тесто для лепки)

- бумага

- раскраски

- дощечки для работы с пластилином

- альбомы

- цветная бумага

- кисточки

2. Наглядно – образный материал:

- картинки и иллюстрации к различным темам

- книги

- игровые атрибуты

- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы)

- стихи, загадки

- открытки для рассматривания

- подготовленные фигурки, шаблоны для раскрашивания

- дидактические игры по художественному творчеству

• На восприятия цвета

• На восприятие формы

• На восприятие качеств величины

• На количество предметов

 3.Дидактические альбомы и материалы к играм по темам:

- фрукты

- овощи

- игрушки

- предметы мебели

- цвет

- форма

- мир вокруг нас

Список литературы:

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей  М.: Просвещение, 1999г

ДороноваТ.Н.Гербова В.В. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей 2-3 лет. М.: Линка – Пресс, 1996г.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985г

Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. М.: Айрис – пресс, 2008г

Лыкова И.К. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. М.: Карапуз, 2010г



Предварительный просмотр:

«Изобразительная деятельность»

Дата (месяц)

Тема НОД, форма проведения

Цель НОД

Содержание НОД

Средства обучения

План.

дата

Факт.

дата

Базовая программа

Компонент ДОУ (НРК)

По разделу «Рисование»

04.09.

1

«Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции: «Цветные карандаши»

Воспитывать у детей положительное отношение к игровому уголку. Вызвать у детей интерес к изобразительным материалам, познакомить с местом и правилами их хранения, нарисовать что-нибудь в подарок детям. Использовать игровые методы и приемы, побуждающие к активным действиям с изобразительными материалами совместно с воспитателем.

Показ примеров рисования на большом листе бумаги. Знакомить малышей с книжной графикой на примере иллюстраций. Приемы рисования показывать отдельно каждому ребенку.

На прогулке показывать приемы рисования палочкой на земле.

11.09.

2

«Красивые картинки»

Воспитывать у детей положительное, заботливое отношение к окружающим. Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к пребыванию в детском саду. Вызвать интерес к изобразительным материалам и желание действовать с ними. Педагог фломастерами, краской гуашь, цветными восковыми мелками, шариковыми ручками и др. рисует и раскрашивает рисунки в подарок детям.

Воспитатель вместе с детьми просматривает рисунки. Показывает картины, иллюстрации с изображением предметов, понятных и доступных детям в графическом исполнении: самолеты, пароходы, машины. Рассматривание картин сопровождать чтением стихотворений. Даже дети сами с помощью воспитателя рисуют. В конце занятия воспитатель раздает рисунки в подарок.

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова.

18.09.

3

25.09.

4

 «Красивая посуда для игрушек.

Вызывать интерес к рисованию краской гуашь. Заинтересовать возможностью использования краски для росписи изделий из бумаги: тарелок, стаканчиков и т.д. В присутствии детей расписать их.  В процессе работы познакомить с красной, синей, желтой и зеленой красками, побуждать запоминать названия цветов и различать их

Показать детям чашки. Дети рассматривают рисунки на чашках. Воспитатель готовит силуэты чашек и раздает детям.  – давайте украсим чашки. Каждый ребенок рисует самостоятельно. После занятия воспитатель  располагает силуэты чашек на стенде. Фигурки располагаются в хороводе. Дети любуются красочностью цветочных пятен на своих силуэтах.

Провести с/р игру «Напоим куклу чаем»

02.10.

5

09.10.

6

Панно «Ладошки детей нашей группы»

Вызывать интерес к рисованию Воспитывать у детей стремление украшать плоскость листа. Способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребенком. Вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым. Побуждать детей узнавать свои ладошки на панно.

Воспитатель показывает детям игрушечную птичку с раскрытыми крыльями и читает стихотворение А.Барто «Птичка». Потом показывает большой лист А-3. Сообщает, что это небо, по которому сейчас полетит птичка. Окунает ладонь в краску и ставит на бумаге сначала один отпечаток, затем смежно с ним – другой. Это птичка.

Воспитатель вовлекает детей в экспериментирование с отпечатком ладошек.

В конце занятия воспитатель читает детям стихотворение А.Толстого «Птичка».

Словесная игра «Ладушки»

16.10.

7

«Согреем ладошки наших ребят и наденем на них варежки или перчатки» работа с панно

23.10.

8

«Выросло много грибов»

Воспитывать у детей любовь к природе. Вызывать интерес к рассматриванию грибов на картинках и муляжах. Заинтересовать изображением грибов с помощью штампов, вырезанных из сырого картофеля. Познакомить с приемами работы со штампом. Побуждать располагать грибы по всей поверхности листа. Вызывать чувство гордости за проделанную работу. Упражнять в определении и назывании цвета грибов.

Воспитатель на коврике выкладывает елочки, дорожку, березку. Домик делает путем скрепления деталей резинового конструктора, прикрепляет грибочки. Далее рассказывает историю, как девочка Катя собирала в лесу грибы. Показывает  грибочки. Воспитатель предлагает детям штампы, знакомит с приемами работы со штампом.

Рассматривание различных видов грибов

п/игра «У медведя в бору»

30.10.

9

06.11.

10

«На небе появились тучи, и пошел дождь»

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Продолжать вызывать интерес у детей к рисованию. Побуждать короткими и длинными мазками и другими доступными средствами выразительности изображать дождь. Вызывать чувство радости от появления на рисунках деревянных грибов, которые «выросли под дождем».

Воспитатель рассказывает «Мокрую считалку» Г. Лаздынь. Затем предлагает детям нарисовать тучки, из которых на землю капает дождик. Воспитатель обращает внимание на цвет туч и дождинок – дети сначала заполняют пятнышками силуэты или контуры дождевых тучек.

- затем рисуют капельки под тучкой.

п/игра «Солнышко и дождик»

12.11.

11

20.11.

12

 «Рисуем ягодки и угощаем ими игрушки»


Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам. Побуждать детей доступными средствами выразительности (точки, мазки, пятна и т.п.) изображать ягоды и угощать ими ту игрушку, которая нравится Поддерживать попытки детей сравнивать нанесенные ими пятна, точки с ягодами и хвалить их. Побуждать к разговору о проделанной работе, вызывать чувство радости от достигнутых успехов, желание продолжать заниматься рисованием.

Рассматривать картинки с изображением ягод. Воспитатель показывает муляжи ягод и обращается к ребенку: «Ты, на ягоды посмотри и картинку подбери». Ребенок находит нужную картинку. Далее дети рисуют ягоды на листе с гуашью.

Рассматривание альбома на тему «Ягоды».

27.11.

13

04.12.

14

«Покроем снегом дома и улицу»

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Побуждать выделять белую краску среди красок других цветов. Побуждать гуашью белого цвета изображать снег на листах бумаги  с изображением домов, нарисованных воспитателем цветным восковыми мелками. Похвалить детей и предложить им объединить свои работы в одну общую картину «Улица в снегу» и украсить ею группу.

Показать детям картину на тему «Зима». Рассказ воспитателя: -Наступила зима, выпало много снега. Снег на домах, на деревьях…

Предлагает детям альбомные листы, где за ранее нарисованы дома.

На прогулке обратить внимание на дома, что на крыше домов лежит снег.

11.12.

15

18.12.


16

 «Разноцветные шишки»

Воспитывать у детей сенсорные способности. Упражнять в различении красного, желтого, зеленого и синего цветов при выборе краски для раскрашивания шишек по просьбе белочек. Объяснять детям правила работы с краской.

Приходит в гости зайчик с полной корзиной шишок. Рассказывает, где он живет, что принес. Зайчик играет в п/игру «Серый зайка умывается». Воспитатель предлагает самим нарисовать шишки, но не простые, а разноцветные.

На прогулке проводить п/игру «Кто быстрее соберет шишки»

25.12.

17

«Новогодняя елочка»

Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки; рисовать елочку крупно, во весь лист; украшать ее, используя приемы примакивания, рисования круглых форм и линий.

Развивать эстетическое восприятие.

Формировать образные представления.

Вызвать чувство радости от красивых рисунков.

Пение песни «Елочка» Н. Бахмутовой.

Рассматривание изображение елки.

Показ приемов рисования.

Познакомить с розовым и голубым цветами.

Рассматривание эстетически предметов (нарядные елочки, в группе)

показ, объяснение, похвала, наблюдение

15.01.

18

«Падает, падает снег»

Воспитывать у детей любовь к родной природе. Продолжать обогащать и расширять сенсорный опыт детей при знакомстве со снегом. Познакомить с краской белого цвета и предложить на цветной бумаге изобразить снегопад и то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо. Вызывать желание активно действовать с краской, а по окончанию работы называть  то, что нарисовано.

В начале занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения Я.Аклима «Первый снег». Показывает детям бумажные снежинки разного размера. Воспитатель просит детей взять кисточки и нарисовать снежинки. Дети рисуют снег приемом «прима кивание»

- рассматривание рисунков

п/игра «Снег, снег кружится.».

22.01.

19

29.01.

20

«Кукла Маша катается на санках»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, проводить линии разной протяженности

Рассматривание картины с горкой.

Силуэт куклы на санках.

Показ приемов рисования.

Катание куклы на санках, рассматривание следов санок на снегу.

05.02.


21

«Кто живет в лесу»

Воспитывать у детей любовь к животным. Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог сам выбрать изобразительный материал (карандаш или краски).Продолжать знакомить детей с зимним лесом и его обитателями. Учить рисовать следы зверей в определенных частях листа.

Демонстрировать родителям достижения детей и привлекать их к рассказу о том, чьи следы они нарисовали.

Воспитатель спрашивает детей, кто живет в лесу, как ходят в лесу, как ходят звери. Дети показывают. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книгах, обратить их внимание на разный характер следов: крупные у медведя, волка, мелкие у зайчика.

Воспитатель предлагает нарисовать следы зверей. В ходе занятия спросит: «Где спрятался зайчик? Куда побежал медведь?»

Рассматривание иллюстраций «Животные Ямала»

(медведь, лиса, волк, белка)

На прогулке обратить внимание детей на следы, которые остаются на снегу.

12.02.

22

19.02.

23

«Украсим матрешкам сарафаны»

Вызвать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, ритмично наносить мазки на силуэт сарафана.

Приход матрешек.

Показ приемов рисования.

Развивать воображение, творчество.

Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

«Предметы быта ненцев»

 цель: познакомить детей с ненецкими игрушками.

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание игрушки матрешки, рассматривание иллюстраций матрешки.

26.02

24

05.03.

25

«Цветы для мамочки»

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к близким, родным людям. Вызвать эмоциональный отклик, желание сделать подарок любимой маме. Учить самостоятельно рисовать красками, используя желтый цвет, заполнять лист пятнами, ориентируясь на опорные линии.

Рассматривание ветки мимозы.

Показ приемов рисования.

Рассматривание поздравительных открыток, чтение стихов, рассказов, пение песенок о маме.

12.03.

26

«Солнышко, нарядись, красное, покажись»

Учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром.

Учить детей передавать в рисунке образ

солнышка, сочетать округлую форму

с прямыми и загнутыми линиями.

Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки (баночки). Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. Развивать самостоятельность, творчество.

Показ приемов рисования.

«Хаерако - солнышко»

Учить ходить, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать детей действовать по сигналу.

Сегодня на улице очень тепло. Солнечный день. Гуляйте, бегайте,

Солнце спряталось. Проливной дождь! Укройтесь от дождя! Бегите домой.3-4 раза.

Чтение потешки «Солнышко – ведрышко»

показ, уточнение, похвала, наблюдение, вопросы

19.03.

27

26.03.

28

«Повисли с крыш сосульки-льдинки»

Учить детей рисовать разные по длине линии (льдинки), мазками – капельки.

Рассматривание иллюстраций сосулек.

Чтение стихотворения Е. Благинина.

Показ приемов рисования.

Наблюдение капели.

02.04.

29

«Ручейки бегут, журчат»

Воспитывать у детей любовь к родной природе. Вызывать интерес к  изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии по горизонтали. Упражнять в технике рисования кистью. Демонстрировать родителям достижения детей и привлекать их к рассказу о том, что нарисовано.

Побуждать совершенствовать свои рисунки.

Воспитатель показывает детям игрушечную утку и читает стихотворение А.Барто «Ути-ути».

Просит детей показать ручками, как утята поплывут по воде. Дети изображают волну – «рисуют» в воздухе волнообразные линии. Предлагает детям нарисовать ручейки, чтобы утята могли плавать вместе со своей мамой – уткой. В конце занятия оформление выставки «Уточки плывут по ручейку».

П/игра «Перепрыгнем через ручеек»

09.04.

30

 «Вот какие у нас мостики»

Воспитывать у детей эстетическое восприятие. Вызывать интерес к рисованию мостика из 3-4 «бревнышек». Учить проводить прямые линии рядом с другими. Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность.

Воспитатель выставляет игрушечную лошадку, показывает, как она скачет, и читает детям стихотворение Н.Бакодзе «Моя лошадка». Воспитатель расстилает перед игрушечной лошадкой голубую ленту и предлагает детям помочь ей перебраться через речку – нарисовать мостики. Дети рисуют свои мостики.

Рассматривание изображений мостов и мостиков в детских книжках.

16.04.

31

«Выросла зеленая травка».

Воспитывать у детей интерес к родной природе. Побуждать детей доступными каждому ребенку средствами выразительности передавать свои представления о солнышке и травке. Вызывать желание активно действовать с краской.

Воспитатель читает детям стихотворение Г.Лагздынь «Солнышко».

Просит детей нарисовать веселое солнышко

-Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую траву. Дети рисуют травку. Индивидуальный показ приемов рисования. Оформление выставки детских работ.

Рассматривание книжных иллюстраций.

23.04.

32

 «Первые желтые цветочки»

Воспитывать у детей любовь к родной природе. Предложить вспомнить о наблюдениях за цветами на прогулке и внести небольшой букет в группу. Рассмотреть с детьми цветы и нарисовать их, используя доступные каждому ребенку средства выразительности.

Рассказ воспитателя о весне.

 – Весной все оживает, распускаются листочки и цветут цветочки. Показать цветы-одуванчики. Спросить какого цвета цветы? Какой формы? Предложить нарисовать, как одуванчики растут в траве.

Рассматривание цветов. Рисование на песке округлых форм.

30.04.

33

07.05.

34

«Вот какие у нас цыплятки!»

Воспитывать у детей любовь к домашним птицам. Учить в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят. Уточнить представления о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове – клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности. (2, стр. 73)

Воспитатель показывает детям игрушечную курицу или силуэт и читает стихотворение В.Берестова «Курица с цыплятами». Спрашивает, как зовут деток мамы-курицы.

Показывает картинки и уточняет представление детей о внешнем виде цыплят. Предлагает нарисовать всем вместе много-много цыпляток. Дети включаются в творческий процесс и в творчестве с педагогом и друг другом создают коллективную композицию «Цыплята на лугу».

Лист бумаги или кусочек обоев зеленого цвета, гуашь, клей и салфетки, фломастеры, цветные карандаши.

Рассматривание изображений цыплят в книжных иллюстрациях.

14.05.

35

«Шарики воздушные, ветерку послушные»

Учить детей рисовать предметы круглой формы. Продолжать учить правильно, держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Чтение стихотворения А. Антоновой.

Игра с воздушными шариками.


Игры с шарами, рисование на земле, рассматривание иллюстраций

21.05.

36

«Веселый дождик»

Учить детей ритмичными штрихами, линиями изображать сильный, слабый дождик, рисовать тучу, лужи на земле.

Пение народной песни «Дождик».

Рисование тучи, дождика.

Наблюдение дождя, рисование на земле, рассматривание иллюстраций.

28.05.

37

«Вот как мы умеем рисовать!»

Развивать у детей воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок.

Вспомнить, что дети рисовали, что хотят рисовать.

Рассматривание иллюстраций.

По разделу «Лепка»

07.09.

1

«Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции: «Пластилиновая»

Воспитывать у детей интерес к лепке. Вызвать у детей интерес к пластическим материалам, познакомить с местом и правилами их хранения, слепить что-нибудь в подарок детям. Использовать игровые методы и приемы, побуждающие к активным действиям с изобразительными материалами совместно с воспитателем.

Дети на «поровозике» едут на станцию «Пластилиновая». Воспитатель знакомит с пластилином. Обращает внимание на изменчивость формы комка. Воспитатель дает возможность детям самим ознакомиться с пластилином. Утоняет: пластилин мягкий, можно мять, катать и делить на кусочки. В конце занятия показать детям игрушки сделанные из пластилина.

На прогулке во время игр с песком предложить детям печатать формы, шарик, грибок, дать их для игры.

14.09.

2

«Волшебные комочки»

Вызывать у детей желание трудиться. Познакомить со свойствами пластических материалов (мягкий, можно отрывать отдельные комочки и действовать сними по разному: сминать, примазывать к доске, скатывать). Побуждать к самостоятельным действиям с материалом, проявляя интерес к продукту детской деятельности.

Воспитатель знакомит со свойствами пластилина.  Сначала показывает ряд движений: скатывает пластилин круговыми движениями – получается шарик, мячик, яблоко, орешки; сплющивает – получается лепешка, блины, тарелочка и т.д., затем предлагает детям взять комок пластилина и попытаться изменить его форму. Стараться вызвать у детей речевую активность, по отдельным деталям учить малышей находить сходство с предметом, персонажем.

В играх на прогулке дать детям формы для печатания из песка.

21.09.

3

28.09.

4

«Учимся раскатывать комочек глины и лепить много столбиков»

Воспитывать у детей желание трудиться. Продолжать вызывать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом раскатывания комков глины прямыми движениями рук. Побуждать к собственному желанию преобразовывать раскатанные комки глины в червяков, змеек, шнурки и т.п. и называть их.

Воспитатель проводит детскую игру «Скотный двор». Строят забор из древнышек. Предлагает детям самим слепит столбики и строить заборчик для «Скотного двора». Воспитатель поощряет стремление детей к самостоятельным действиям. Игровые приемы.

Рассматривание картины «Скотный двор»

05.10.

5

12.10.

6

« Подари конфетку»

Продолжаем знакомить детей со свойствами пластилина, помять его руками, показать приемы работы с пластилином, вылепить любую форму, какая получится, учить класть его на специальную доску.

Знакомство с пластилином.

Показ способов действий с пластилином.

Работы детей.

Рассматривание получившихся «конфеток»

Обертывание  их в заранее подготовленный фантик.

Предложить обменяться «конфетками» друг с другом

Показ, объяснение, анализ работ, наблюдение.

19.10.

7

«Угощение для птички»

Обучение приёмамотщипывания, скатывания пластилина. Развитие мелкой моторики

Развивать желание лепить.

Сюрпризный момент: приход в гости воробья с кормушкой, дети наполняют кормушку своими зернышками.

Показ приемов лепки – отщипывания и скатывания пластилина

Рассматривание иллюстраций  с изображением птиц крайнего Севера.

Наблюдение за птицами на прогулке.

26.10.

8

« Прянички для мамочки»

Обучение умению отщипывать маленькие куски пластилина и формировать из них комочки, учить правильно работать с пластилином, класть на доску.

Показ способов действий с пластилином.

Рассматривание предметов округлой формы (шарики, мячики, комочки), игры с ними.

02.11.

9

«Учимся лепить из пластилина»

Дать представление о том, что глина (пластилин) мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину (пластилин) и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

Знакомство с пластилином.

Показ способов действий с пластилином.

На прогулке во время игр с песком предложить детям печатать формы. Показать им объемные формы, шарик, грибок, дать их для игры.

09.11.

10

16.11.

11

«На что это похоже?»

Видоизменять комок пластилина путем раскатывания, вдавливания.

Показ вылепленных предметов (шарик, баранка, лепешка).

Показ способов действий.


Рассматривание предметов округлой формы (шарики, мячики, комочки), игры с ними, игры с песком.

23.11.

12

30.11.

13

«Испечем оладушки»

Учить пользоваться пластилином, аккуратно лепить, узнавать изображения.Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке.        

Рассматривание книжки-игрушки «Про нашу Машу».

Чтение потешки.

Показ приемов лепки.


Рассмотреть книжку-игрушку «Про нашу Машу» (народные потешки)

07.12.

14

«Бревнышки»

Раскатывать в комочки в ладонях прямыми движениями. Сложить из бревнышек избушку для петушка.

Рассматривание книжки-игрушки «Петушок-золотой гребешок».

Показ изготовления бревнышек.

Показать картинки с изображением домиков, избушек, елочек.

14.12.

15

21.12.


16

Лепка орешков по потешке «Сидит белочка в тележке»

Отрывать от комка небольшие кусочки, раскатывать их ладонях, не разбрасывать пластилин.

Чтение потешки.

Рассматривание иллюстрации.

Показ способов действий.

Игры с игрушками, лепка вне занятий.

28.12.

17

11.01.

18

«Скатаем снежный ком»

Раскатывать комочки круговыми движениями. Складывать из них изображения (по желанию детей).

Рассматривание картинок со снежком.

Показ изготовления комочков.

Игры с игрушками: снеговик, неваляшка, зайчик. Рисование на снегу.

18.01.

19

«Угощение для кукол (мишки, лисички, зайчика)»

Закреплять умение детей лепить простейшие формы. Учить сплющивать, сдавливать ладошками. Развивать желание делать что – либо для других.

Приход в гости зверюшек, кукол.

Рассматривание тарелочки и яблока.

Показ приемов лепки.



Сюрпризный момент

Рассматривание предметов (наглядные атрибуты), показ,  наблюдение, выставка

25.01.

20

 «Бублики и баранки»

Воспитывать у детей желание трудиться. Формировать умение раскатывать столбик и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий. Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Побуждать детей к рассказыванию о том, как они лепили.

Воспитатель предлагает детям испечь для наших игрушек много-много баранок и бубликов. Просит рассмотреть колечки от пирамидок. Затем показать столбик, раскатанный из пластилина и замыкать его в кольцо. Показывает детям связку съедобных бубликов и связку с бубликами из пластилина. Предлагает слепить бубликов, чтобы угощать кукол.

Подвижные игры с обручем.

01.02.


21

08.02.

22

«Снеговик»

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать глину кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины

Появление снеговика из-за ширмы.

Показ приемов раскатывания шарика.

Устное народное творчество хантов, ненцев. Цель: познакомить детей с народным творчеством хантов, ненцев.

Игры. Рассматривание иллюстраций в книгах, лепка вне занятий. Рисование на снегу

15.02.

23

22.02.

24

«Столбики для заборчика»

Раскатывать комочки пластилина в ладонях прямыми движениями, соединять их между собой, развивать замысел.

Внос избушки, в которой живет петушок.

Показ способов действий.

Изготовление бревнышек для заборчика.

Чтение сказки про петушка, игра с петушком.

01.03.

25

«Конфетки для куклы»

Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Приход куклы.

Показ приемов лепки, чтобы конфеты получились разные.


Показ, объяснение, анализ работ, наблюдение, игровая ситуация, рассматривание работ

08.03.

26

«Куколка-матрешка»

Передавать форму, похожую на удлиненную. Соединять шарик со столбиком.Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу.

Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями. Вызывать чувство радости от созданного.

Показ матрешки.

Предложить слепить подружек.

Показ приемов лепки.

 

Рассматривание  иллюстраций, рассказ воспитателя «предметы быта (игрушки) Ненцев»

Игры с матрешками.

15.03.

27

22.03.

28

«Самолет»

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков пластилина. Закреплять умение делить комок  на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями.

Вызвать радость от созданного изображения.

Приход зверюшек, которые хотят полетать на самолетах.

Показ приемов лепки.


Игры с самолетами.

29.03.

29

«Башенка»


Лепить простейшие формы путем сплющивания, составлять из них башенку.

Показ башенки (пирамидки).

Предложить слепить башенку.

Показ приемов сплющивания комочка.

Игры с пирамидками.

05.04.

30

«Колобок»

Раскатывать комок пластилина круговыми движениями, развивать замысел.

Макет-рисунок избушки со ставенками. На окошке лежит колобок.

Чтение отрывка из сказки «Колобок».

Предложить слепить колобка и назад положить для бабушки и дедушки.


Рассматривание книжки «Колобок», рассказывание сказки.

12.04.

31

19.04.

32

«Грибы»

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей; плоской формы и палочки; соединять части, плотно прижимая, их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины (пластилина) прямыми и круговыми движениями ладоней.

Выставить на столе силуэты елочек.

Предложить слепить грибы.

Показ приемов лепки.

Беседа и рассматривание иллюстрациий «Природа Ямала»

Игры с грибами, лепка вне занятий.

26.04.

33

10.05.

34

 «Жучок»

Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым. Закреплять навыки раскатывания комка глины между ладонями круговыми движениями рук. Познакомить с приемом сплющивания комка глины между ладонями. Помогать детям путем вдавливания (шариковой ручкой без стержня) изображать у жучков глаза. Побуждать детей к рассказыванию о жуке, которого они слепили. (Прочитать стихотворение «Кто он?»)

Воспитатель приглашает детей покататься на поезде в лес. В лесу они встречают жука. Дети вместе с воспитателем рассматривают жука и выясняют, из каких частей он состоит: «У жука есть спинка (голова, крылышки, лапки, усики)».

Показ приемов лепки, самостоятельная работа.

Рассматривание книжных иллюстраций.

17.05.

35

24.05.

36

«Что мы научились лепить?»

Развивать замысел, учить детей самостоятельно лепить простейшие формы

Беседа с детьми о том, чему они уже научились. Предложить слепить, кто что хочет.

Работы детей.

Показ приемов лепки (индивидуально).


Игры с игрушками, рассматривание картинок.

31.05.

37

По разделу «Аппликация»

Блок «Мой детский сад»

06.09.

1

Наклеиваем красивые картинки

Учить детей приёмам наклеивания вырезанных картинок на бумагу. Рассмотреть красивые картинки. Побуждать к проявлению инициативы при выборе картинки и определению её месторасположения на листе бумаги. Развивать умение называть местонахождение геометрической формы вверху, внизу, рядом. Воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей – подарить им картинки.  Вызвать интерес к совместной деятельности при участии всех детей

Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые картинки, полюбоваться ими, показывает, как их можно приклеить к листу бумаги

Посещение выставки поделок в старшей группе. Рассматривание картинок, имеющихся в группе и принесённых детьми из дома

20.09.

2

Блок «Осень наступила»

04.10.

3

Разноцветные осенние листочки

Учить аккуратно, наклеивать листочки на лист бумаги. Содействовать восприятию красоты осенних листочков. Познакомить с простым приёмом наклеивания путём прикладывания листочков к бумаге, предварительно покрытой клеем. Развивать умение различать красный, жёлтый и зелёный цвета. Воспитывать интерес к созданию изображения с помощью аппликации.

Воспитатель приносит в группу букет из осенних листьев предлагает детям поиграть с ним называя цвета листьев. Рассмотреть вырезанные из бумаги осенние листочки и предлагает наклеить их красиво на круглую большую основу из бумаги. Предложить детям показать работы, которые им больше всего понравились, любоваться ими

Игры с осенними листьями на прогулке? Подвижная игра «Падают, падают листья»

18.10.

4

Рукавицы

Учить украшать геометрическими фигурами готовую форму из бумаги, сделанную в виде рукавицы. Закреплять правила наклеивания. Развивать умение называть цвет и форму геометрических фигур и других изображений, которые наклеивают на готовую форму - рукавицу. Воспитывать интерес к аппликативной деятельности

Воспитатель приносит в группу красивые рукавицы детей и готовые бумажные формы в виде рукавицы, показывает и рассказывает, как можно их украсить с помощью вырезанных цветных геометрических фигур, предлагает детям самостоятельно промазать их клеем и наклеить

Пальчиковая игра «Мой пальчик»

Рассматривание своих рукавичек и товарищей

01.11.

5

Фрукты

Учить детей правилам наклеивания готовых форм - фруктов. Заинтересовать изготовлением панно для украшения группы «Фрукты». Побуждать называть те фрукты, которые они наклеивают. Развивать умение различать и называть фрукты, различать их форму и цвет. Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность.

Дети рассматривают заранее сделанный образец – панно из фруктов. Воспитатель предлагает каждому ребёнку приклеить фрукты на свою форму и украсить группу. Воспитатель спрашивает, у детей какие работы им больше всего понравились

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», узнавание фруктов в мешочке, называние их. Рассматривание фруктов. Беседа о фруктах

15.11.

6

Аппликация мозаика «Тучи по небу бежали»


Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать полоски бумаги синего, серого и голубого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук. Воспитывать интерес к художественному  экспериментированию.

Закреплять знания о природе возникновения дождя.

Наблюдение за тучами и облаками.

Беседа о сезонных изменениях в природе, о значении дождя.

Рисование капелек.

Рассматривание репродукций с дождливой погодой.

Блок «Пришла зима»

29.11.

7

Красивый коврик для собачки

Учить изготавливать коврик для собачки. Продолжать учить детей правилам наклеивания. Развивать умение различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Побуждать называть геометрические формы и цвет, которые они наклеивают на бумагу. Воспитывать интерес к аппликации, вызывать эмоциональный отклик

Воспитатель приносит на занятие собачку-игрушку, говорит, что ей очень холодно, поэтому она просит детей сделать для неё красивый коврик и тёплый. Дети наклеивают коврики  для собачки, а она выбирает самый лучший. Собачка очень довольна работой детей и благодарит их за коврик

Дидактическая игра «Составь узор» Рассматривание ковриков в группе и других комнатах детского сада

13.12.

8

Красивый коврик для кошечки

Учить изготавливать коврик для кошечки. Учить подбирать готовые геометрические формы по цвету и наклеивать их на один большой лист бумаги А3. продолжать учить правилам работы с клеем. Развивать у детей умение различать красный, жёлтый, зелёный, синий и оранжевый цвета и круглую и квадратную формы. Воспитывать интерес к аппликативной деятельности

Воспитатель приносит на занятие кошечку-игрушку, говорит, что ей очень холодно, поэтому она просит детей сделать для неё красивый коврик и тёплый. Дети наклеивают коврики  для кошечки, а она выбирает самый лучший. Кошечка  очень довольна работой детей и благодарит их за коврик

Рассматривание ковриков сделанных руками детей на предыдущем занятии

27.12.

9

Гуси гуляют, уточки плавают

Учить аккуратно, наклеивать готовые формы гусей, уток. Продолжать знакомить детей с водоплавающими птицами. Побуждать отличать изображение гуся и утки. Продолжать учить детей приёмам наклеивания. Развивать умение отличать «большой», «маленький». Закреплять знание белого, жёлтого, синего, зелёного цвета. Воспитывать аккуратность, желание наклеивать готовые формы, вызывать эмоциональный отклик

Воспитатель приносит в группу игрушки гусей и утят, а также вырезанные из бумаги полянку зелёного цвета и пруд голубого цвета плоские бумажные изображения гусей и уток. На плоскости листа бумаги располагает гусей «гуськом», а уточек раскладывают дети по поверхности пруда, затем аккуратно намазывают клеем и накладывают. А мама-утка и мама-гусиха оценивают работы детей

Знакомство со стихотворением В. Берестова «Гуси». Объяснить слово «гуськом»

17.01.

10

Красивые домики

Учить наклеивать домики из готовых форм. Побуждать детей самостоятельно подбирать готовые формы для изображения домика, раскладывать и наклеивать их. Продолжать учить правилам работы с клеем. Развивать умение различать цвет, форму, величину геометрических форм, используемых в изготовлении красивого домика. Воспитывать интерес к аппликации. Побуждать детей к эмоциональному рассказу о том, как удалось сделать такой красивый домик.

В начале занятия воспитатель даёт каждому ребёнку форму в виде домика и различные геометрические фигуры. Спрашивает «Это что за форма? А чего не хватает, чтобы она стала настоящим домиком? У кого есть предложения как эти домики сделать красивыми?» (ответы детей) Самостоятельная работа с украшением домика. Выбор игрушки, которая будет жить в домике. По окончании работы воспитатель интересуется у детей тем, для кого они сделали свой домик, кто будет жить в нём, что они сделали для того, чтобы отдельные детали домика не распадались

Рассматривание домов во время прогулки. Беседа «Дом, в котором я живу». Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова дома с декоративным  украшением

31.01.

11

Снеговики

Учить выбирать готовые круглые формы большого, среднего и малого размера. Побуждать детей подбирать готовые формы для изображения деталей (ведра, носа, метлы) для снеговиков, раскладывать и наклеивать их. Развивать умение различать белый, голубой, оранжевый цвета, закреплять правила работы с клеем. Воспитывать желание заниматься аппликативной деятельностью. Продолжать поддерживать интерес к аппликации.

Воспитатель приносит в группу снеговика из ватных шариков и говорит: «Сегодня шла в детский сад и встретила снеговичка, он громко плакал, потому что потерял своих друзей снеговичков. Помогите ему найти их, пожалуйста» Дети выдвигают свои предложения. Увидев на столах голубую бумагу и круглые формы, наклеивают снеговиков. По окончании работы воспитатель интересуется у детей тем, кого они сделали и как его зовут. Снеговик хвалит детей, выбирает себе друзей. Демонстрировать родителям достижения детей.

Беседа «Друг Деда Мороза - Снеговик». На прогулке из снега постройка снеговика

07.02.

12

Петрушка

Учить создавать целостный образ из деталей. Побуждать детей к выкладыванию из готовых форм изображения Петрушки. Закреплять навыки приклеивания. Развивать умение выделять и называть цвета: красный, оранжевый, жёлтый; формы – круглая, квадратная, треугольная. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, желание и интерес к аппликации

На столах детей круглые, треугольные яркие бумажные формы, лист бумаги А3. Детям предлагается подумать можно ли из них сделать Петрушку. Дети по памяти составляют картинку. После этого воспитатель достаёт Петрушку предлагает детям исправить свои картинки. Затем дети наклеивают их на бумагу. Петрушка хвалит детей, выбирает себе друзей.

Вечер подвижных игр с Петрушкой. Рассматривание игрушки Петрушки

14.02.

13

Паровоз с вагончиками

Учить создавать паровоз с вагончиками. Побуждать детей к выкладыванию из готовых геометрических форм (прямоугольники, два круга, маленькие квадратики) изображения паровоза и вагонов. Развивать зрительную память, вспоминая ранее виденный паровоз и вагоны. Побуждать выделять и называть  цвет, группировать предметы по форме, выполняя задания по словесному указанию и без зрительного восприятия образца. Воспитывать аккуратность, поддерживать эмоциональный отклик на работы товарищей

Воспитатель выкладывает на столах геометрические фигуры и игрушки, которые хотят путешествовать на поезде, но поезд всё никак не едет. «Как мы можем помочь игрушкам» Дети предлагают сделать поезд самостоятельно. На этом занятии воспитатель не даёт образца, а предлагает малышам подумать, из каких геометрических фигур составить паровоз с вагончиками. Помогает советом, вопросом. Приветствует детскую выдумку и творчество.

Сюрпризная встреча с новой игрушкой-каталкой паровоз. Чтение стихотворения А. Усачева «Паповоз» и М. Дружининой «Паровозик, подожди…»

Блок «Весна стучится к нам в окно»

28.02.

14

Цветок

Учить создавать цветок из готовых лепестков. Побуждать детей правильно называть лепестки: большой, побольше, самый большой, маленький, поменьше, самый маленький. Закреплять навыки приклеивания. Развивать умение наклеивать, называть цвета, формы лепестков. Побуждать к выделению и называнию цветов. Воспитывать аккуратность, интерес к аппликации. Рассказать родителям о детских достижениях и продемонстрировать работы детей, поощрять детское творчество

Воспитатель приносит в группу несколько цветущих растений и куклу. Рассматривает их с детьми. Из ранее подготовленных цветных бумажных лепестков дети самостоятельно выкладывают свой цветок. Кукла рассматривает детские работы хвалит и просит наклеить их на общий лист бумаги А2. Дети любуются своими работами вместе с воспитателем и показывают их вечером родителям

Занятие по познавательно-речевому развитию «Цветы весны» Дидактическая игра «Подбери для цветка вазу»

14.03.

15

Самолёты летят

Учить создавать из готовых геометрических форм самолёт. Продолжать закреплять у детей представления о самолёте. Побуждать различать кабину, крылья, хвост. Заинтересовать созданием изображения самолёта путём наклеивания готовых геометрических форм. Закреплять навыки приклеивания. Развивать умение выделять и называть цвета и геометрические формы. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Рассказать родителям о детских достижениях и продемонстрировать работы детей.

Перед началом занятия воспитатель приносит в группу  самолёт. Детям предлагает рассмотреть самолёт, проанализировать детали - назвать их части. Дети самостоятельно выбирают геометрические фигуры, выкладывают их на бумаге, придумывают способы наклеивания своих самолётов. После занятия малыши катают матрёшек на своих самолётах.

Рассматривание картинок с изображением самолёта. Чтение стихотворения А. Барто «Самолёт»

28.03.

16

Дерево

Учить создавать и наклеивать дерево. Закреплять полученные в течение года навыки наклеивания.  Развивать умение правильно называть части растения: ствол, ветка, лист, бутон, лепесток, цветок. Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость. Вызывать у детей чувство гордости за проделанную работу. Любоваться своим творчеством и товарищей

Воспитатель предлагает путешествовать по саду, в котором много разных деревьев, а самое запомнившееся предлагает сделать самим из готовых геометрических форм. Дети составляют своё дерево на столе, а затем наклеивают на большой лист А2. любуются своими работами. Воспитатель хвалит каждого ребёнка. Работы демонстрируют для родителей

Пальчиковая игра «Дерево» Рассмотреть фотографии и картинки с изображением красивого дерева.

11.04.

17

Фрукты

Учить детей правилам наклеивания готовых форм - фруктов. Заинтересовать изготовлением панно для украшения группы «Фрукты». Побуждать называть те фрукты, которые они наклеивают. Развивать умение различать и называть фрукты, различать их форму и цвет. Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность.

Дети рассматривают заранее сделанный образец – панно из фруктов. Воспитатель предлагает каждому ребёнку приклеить фрукты на свою форму и украсить группу. Воспитатель спрашивает, у детей какие работы им больше всего понравились

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», узнавание фруктов в мешочке, называние их. Рассматривание фруктов. Беседа о фруктах

25.04.

18

 «Заюшкин огород»


Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации. Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

Закреплять знания об овощах, выяснить какие овощи любят зайцы.

Беседа об огородных культурах.

Беседа «Что любит заяц».

Д/и «Угадай на вкус».

23.05.

19

 По разделу «Конструирование»

Блок «Мой детский сад»

13.09.

1

Знакомство со строительным материалом

Учить называть строительные материалы. Рассмотреть имеющиеся в группе материалы для конструирования, определить место для хранения крупного строительного материала и модулей и организовать его перемещение при участии всех детей. Развивать внимание, память, фантазию. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весь имеющийся в группе строительный материал, показывает формы, называя их: кубик, кирпичик, пластина, называет их цвет. Строит вместе с детьми различные постройки и играет с ними

Рассматривание картин с изображением детей в самостоятельной конструктивной деятельности

27.09.

2

Знакомство со строительным материалом

Учить называть строительные материалы, манипулировать ими. Продолжать знакомство с новым строительным материалом,   с последующей постройкой совместно с воспитателем несложных конструкций (дорога, мост, башенка и др.)  и организовать строительные игры. Развивать внимание, память, фантазию. Воспитывать интерес к совместной конструктивной деятельности

Воспитатель предлагает детям поиграть со всем имеющимся в группе строительным материалом, показывает формы, называя их, и учить детей называть: кубик, кирпичик, пластина, называет их цвет. Строит вместе с детьми различные постройки и играет с ними

Игры с конструкторами в свободной конструктивной деятельности

Блок «Осень наступила»

11.10.

3

Широкие и узкие дороги

Учить строить широкие и узкие дороги. Продолжать вызывать интерес к конструированию  заинтересовать строительством дороги для больших и маленьких автомобилей. Развивать способность соотносить материалы по признакам из нескольких параметров (широкий и узкий). Воспитывать интерес к совместной конструктивной деятельности

Рассмотреть образец, выполненный педагогом на столе: узкая дорожка с маленьким автомобилем; широкая - с большим. Предложить построить дорогу для больших и маленьких машин. Поиграть в автомобильчики на дорогах. При уборке материала продолжать придерживаться правила: «Сами играем с конструктором, сами его убираем»

Наблюдение за движением машин на прогулке

25.10.

4

Красивый и прочный забор

Учить детей строить заборчик: устанавливать в ряд кирпичики, комбинируя их положение и чередуя по цвету. Объяснить и показать приём размещения по горизонтали кирпичиков и пластин. Построить заборчик и обыграть его. Развивать способность соотносить материалы по признакам из нескольких параметров (низкий, высокий, узкий, широкий).  Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Закрепить знание правила, которого должны придерживаться все дети группы: «Сами играем с конструктором, сами его убираем». Рассказать и показать детям, как правильно раскладывать строительные материалы.      

Дети рассматривают заранее сделанный образец - заборчик и делают свой. Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать игрушку (собачку, кошечку, курочку и др.)  Проводит игру. Дети прячут своих животных за заборчиком, а воспитатель спрашивает, например, «Где же собачка?» ребёнок показывает и произносит: «Ав-ав» и т.д. Воспитатель оценивает заборчики детей с помощью  игрушек. «Курице нравится Гулин заборчик. Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его построила? Какого цвета этот кирпичик, а этот?» и т.д.

Рассматривание забора во время прогулки. Беседа о том, какие заборы дети видели

08.11.

5

Башенка для Петушка

Приобщать детей к конструированию через разыгрывание простых сюжетов. Учить видеть различия между такими деталями, как кубики и кирпичики. Учить находить одинаковые по форме и цвету детали (кубики).

Воспитатель предлагает детям поиграть со всем имеющимся в группе строительным материалом, показывает формы, называя их, и учить детей называть: кубик, кирпичик, пластина, называет их цвет.

22.11.

6

Воротики – несложные перекрытия

Учить строить высокие, низкие, широкие и узкие воротики. Обогащать сенсорный опыт детей. В процессе действий со строительными материалами формировать элементарные представления о форме, величине предметов, учить ориентироваться в пространстве. Познакомить с приёмами позволяющими делать несложные перекрытия – воротики. Предложить построить высокие и низкие воротики для больших и маленьких автомобилей. Развивать умение различать по высоте два контрастных предмета, называть высокий, низкий; по ширине – узкий, широкий. Воспитывать интерес к совместной конструктивной деятельности

Воспитатель приносит на занятие жирафа, слона, мышку, а на столе уже стоят образцы воротиков, он спрашивает детей «через какие воротики пройдёт жираф? А слон? А мышка?  Как помочь им пройти?» дети предлагают свои варианты, манипулируя с кирпичиками, с кубиками, с пластинами. Воспитатель оценивает воротики детей с помощью  игрушек. «Слонику нравятся широкие Димины воротики, через них легко пройти» и т.д.

Рассматривание на прогулке всех ворот, какие есть на территории детского сада

Блок «Пришла зима»

06.12.

7

Домик

Учить строить домик, для какой-нибудь небольшой сюжетной игрушки.  Развивать умение выделять его части: стены, дверь, окна, крыша. Показать как можно одну и ту же постройку делать разными способами: один кубик + трёхгранная призма; три кирпичика + призма сверху. Воспитывать  у детей интерес к конструированию, трудолюбие, аккуратность

Воспитатель строит домики, комментируя свои действия,  предлагает детям построить домики. В процессе строительства помогает советом, побуждает вспомнить какой последовательности надо следовать. В каждый домик приходит матрёшка и выбирает, в каком доме ей хочется жить и почему. «Ой, какой красивый домик у Вики, ровные стеночки, красивая крыша. Он мне нравится, буду в нём жить». Самостоятельные игры с постройками

Рассматривание различных домов на прогулке, на картинках. Беседа «В каком доме я живу»

20.12

8

Домики для игрушек

Учить строить домики разными способами; закреплять конструктивные  навыки, которые дети приобрели на предыдущих занятиях. Развивать способность подобрать игрушки, разные по величине и предложить каждому ребёнку выбрать ту игрушку, для которой он будет строить дом. Воспитывать аккуратность, трудолюбие,  желание наводить порядок в группе после совместной конструктивной деятельности

Воспитатель начинает строить несколько домиков для игрушек «Построю дом для ежа» и предлагает детям строить для своей игрушки «А ты Лиза, для кого дом построишь?», одному из детей предлагает рассказать последовательность строительства. Воспитатель оценивает постройки детей с помощью игрушек, хвалит детей. Дети самостоятельно играют с постройками

Пальчиковая игра «Мы построим дом большой» Самостоятельная конструктивная деятельность

10.01.

9

Ворота

Учить строить высокие, низкие, широкие и узкие ворота. Обогащать сенсорный опыт детей. Учить ориентироваться в пространстве в процессе действий со строительными материалами. Развивать элементарные представления о форме, величине предметов. Продолжать знакомить с приёмами позволяющими делать несложные перекрытия – ворота. Предложить построить высокие и низкие ворота для больших и маленьких автомобилей. Побуждать различать по высоте два контрастных предмета, называть высокий, низкий; по ширине – узкий, широкий. Воспитывать самостоятельность и трудолюбие

Воспитатель приносит на занятие жирафа, слона, мышку, а на столе уже стоят образцы ворот, он спрашивает детей «через какие ворота пройдёт жираф? А слон? А мышка?  Как помочь им пройти?» дети предлагают свои варианты, манипулируя с кирпичиками, с кубиками, с пластинами. Воспитатель оценивает ворота детей с помощью  игрушек. «Жирафу нравятся высокие и узкие  ворота, через них легко пройти» и т.д.

Беседа, «Какие ворота я видел на прогулке». Рассматривание на прогулке всех ворот, какие есть на территории детского сада

24.01.

10

Дома для игрушек

Учить строить дома разными способами; закреплять конструктивные  навыки, которые дети приобрели на предыдущих занятиях. Развивать способность подбирать игрушки, разные по величине и предложить каждому ребёнку выбрать ту игрушку, для которой он будет строить дом. Воспитывать интерес к конструированию. Способствовать появлению желания сооружать несложные общие постройки.

Воспитатель начинает строить несколько домов для игрушек «Построю дом для кошки» и предлагает детям строить для своей игрушки «А ты Настя, для кого дом построишь?», один  из детей рассказывает последовательность строительства. Воспитатель оценивает постройки детей с помощью игрушек, хвалит детей. Дети самостоятельно играют с постройками

Подвижная игра «У оленя дом большой» Беседа «В каком доме я живу»

07.02.

11

Дома и гаражи

Учить строить дома и гаражи. Закреплять полученные ранее конструктивные навыки. Побуждать детей делать несложные одно- и двухъярусные перекрытия. Развивать умение различать формы  (круглая, прямоугольная) и шести цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный. Воспитывать интерес к конструированию. Способствовать появлению желания сооружать несложные общие постройки.

Воспитатель начинает строить гараж для машинки и  дом из двух этажей для игрушек «Построю дом для кошки и собачки, они будут жить на разных этажах» и предлагает детям строить для своей игрушки «А ты Владик, для кого дом построишь?», «А гараж построй для большой машины на ней кошечка с собачкой поедут гулять». Один  из детей рассказывает последовательность строительства. Воспитатель оценивает постройки детей с помощью игрушек, хвалит детей. Дети самостоятельно играют с постройками

Рассматривание гаражей и домов во время прогулки

21.02.

12

Кроватки  и другая мебель для игрушек

Учить детей строить мебель для игрушек. Самостоятельно выбирать детали, различать их по цвету и форме. Побуждать детей делать несложные перекрытия – одно- двухъярусные, различать контрастные формы (шар, куб, кирпичик, призма, круг, квадрат). Развивать умение разбирать постройки и складывать детали на место. Закреплять полученные ранее конструктивные навыки. Воспитывать интерес к конструированию. Способствовать появлению у детей желанию сооружать несложные постройки.

На этом занятии воспитатель не даёт образца, а предлагает малышам подумать, из каких деталей построить кровать, стол, стул. Помочь советом, вопросом. Приветствовать детскую выдумку и творчество. После игры детей оцениваются работы с помощью маленьких куколок и матрёшек.  

Рассматривание мебели в группе и других комнатах детского сада

Блок «Весна стучится к нам в окно»

07.03.

13

Самолёты

Учить различать кабину, крылья, хвост. При подборе деталей конструктора, помогать различать три-четыре детали контрастные по величине, длине, высоте. Развивать умение различать разные виды транспорта. Называть и понимать слова: длинный - короткий, высокий - низкий, узкий – широкий. Воспитывать интерес и желание сооружать простейшие конструкции

Перед началом занятия воспитатель приносит в группу 3 самолёта: первый из металлического конструктора, второй из пластмассового и третий из деревянного. Детям предлагают рассмотреть самолёты, проанализировать детали - назвать их части. Дети самостоятельно придумывают способы конструирования своих самолётов. После занятия малыши катают матрёшек на своих самолётах.

Рассматривание картинок с изображением самолёта. Чтение стихотворения А. Барто «Самолёт»

21.03

14

Паровоз и самолёт

Учить различать виды транспорта: паровоз и самолёт. Закреплять представления детей о видах транспорта. Продолжать формировать интерес к конструированию. Развивать в процессе работы умение правильно называть конструкции: большая и маленькая, длинная и короткая. Воспитывать интерес к совместной конструктивной деятельности, аккуратность, трудолюбие

В группе стоят паровоз и самолёт игрушки. Воспитатель предлагает рассмотреть их. Придумать способы строительства их из деревянного конструктора. По окончании строительства воспитатель предлагает детям поиграть и отправиться в путешествие, выбрав на каком виде транспорта, кто поедет. Предложить взять в поездку свои любимые игрушки или мамочек.

Игры с игрушками: самолёт и паровоз. Пение песенок «Самолёт», «Паровоз»

04.04.

15

Большой город

Учить в процессе работы правильно называть конструкции: большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий. Развивать память, внимание фантазию, конструктивные умения. По окончании конструирования предложить поиграть с городом. Воспитывать интерес к конструированию, трудолюбие, самостоятельность

Воспитатель предлагает путешествовать по большому городу, но для этого нам нужно построить дома (большие, маленькие), дороги, заборы, ворота и другие постройки. Дети самостоятельно строят город и играют-путешествуют по городу с помощью игрушек, выбранных детьми для путешествия

Рассмотреть фотографии и картинки с изображением города. Беседа «Мой любимый город»

18.04.

16

16.05

17

Башенка с домиком для птичек

Учить выбирать детали необходимые для постройки башни по словесному указанию воспитателя и образцу; учить разбирать постройку и собирать детали в коробку.

Воспитатель предлагает детям поиграть со всем имеющимся в группе строительным материалом, показывает формы, называя их, и учить детей называть: кубик, кирпичик, пластина, называет их цвет.

Чтение стихотворения А.Барто «Птичка»

30.05.

18

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование во II младшей группе.

              Данная программа составлена на основании:   примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения д...

Рабочая программа для старшей группы по изо-деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изо-деятельности(рисование, лепка, аппликация) ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожде...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

   Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...

Рабочая программа воспитателя младшей группы составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Рабочая программа воспитателя младшей группысоставлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаров...

Календарно-тематическое планирование старшая группа. Изобразительная деятельность по программе "" От рождения до школы"

Календарно-тематическое планирование старшая группа. Изобразительная деятельность по программе "" От рождения до школы"...