Музыкально-поэтический концерт "Встреча с музыкой" с ИКТ
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Пугачёва Наталья Владимировна

 

Музыкально-поэтический концерт  «Встреча с музыкой» (с использованием слайдовой презентации) рассчитано для детей подготовительной к школе группы. Занятие позволит углубить представление детей  о происхождении нотных знаков, музыкальных инструментах, взаимосвязи музыки с природой. Занятие даёт возможность воспи­тать в детях чувства радости и удовлетворения от  процесса исполнений песен, чтения стихотворений, игры на музыкальных инструментах,  беседы о музыкальных инструментах; развить  музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах. Занятие полезно для музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования и учителей музыки начальной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Стрежевой

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛЕБЁДУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

городского округа Стрежевой

Музыкально – поэтический  концерт

«Встреча  с  музыкой»

с использованием слайдовой презентации для детей 6-7 лет

Подготовила

музыкальный  руководитель

Пугачёва Наталья Владимировна

 

2011год

Цель: обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1.Образовательные

углубить представление детей  о происхождении нотных знаков, музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия.

2. Развивающие

развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

закрепление понятий при слушании музыки (характер музыки).

3. Воспитательные

воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения от  процесса

          исполнений песен, чтения стихотворений, игры на музыкальных

          инструментах, музицирования, беседы о музыкальных инструментах;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Тип урока: занятие – концерт.

Методы обучения: беседа, художественное слово, исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, музицирование детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, рисунки нотных знаков, портреты композиторов, фортепиано.                                                      

Ход занятия:

Под «Вальс цветов» П.И. Чайковского дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Оформление музыкального зала: фортепиано, на котором стоит маленькая скульптура композитора П.И. Чайковского. На столе разложены детские музыкальные народные инструменты. По стене развешаны нотки, музыкальные знаки, рисунки различных музыкальных инструментов.                        

2 Слайд-эпиграф                                                   Что за звуки! Неподвижен внемлю

                                                                                  Сладким звукам я:

                                                                                  Забываю вечность, небо, землю,

                                                                                  Самого себя…         М.Лермонтов

Ведущий.      Послушай: музыка вокруг

                        Она во всём – в самой природе,

                        И для бесчисленных мелодий

                        Она сама рождает звук.

Ребёнок.         А где можно услышать музыку в природе?

Ведущий.       Музыкант на твой вопрос ответил так:  всюду, везде, всегда…

                       

Ребёнок.         Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Ребёнок.        Тихие слёзы свои ива роняет у брода,

                        Трелью приветствуют ночь соловьи,

                        Звоном ветвей, песней дождей

                        Мир наполняет природа.

                        Птицы встречают восход,

                        Ласточка солнышку рада!

                        Чуткая музыка всюду живёт,

                        Только прислушаться надо.                       Вадим Семернин.

Звучат в грамзаписи «Голоса природы»

Ребёнок.        Неужели, это уже музыка?

Ведущий.      Все эти звуки, конечно, ещё не та музыка, к которой мы все привыкли.  Но если бы их не было, то и не было бы великого искусства, которое  человек назвал  музыкой.

Ребёнок.        Значит, звуки, которые нас окружают, послужили началом музыки?

Ведущий.      Ну, конечно, послушайте, как в стихотворении Ирины Олениной «Жаворонок» написано  как раз об этом!

Ребёнок.        Как щедро льются эти звуки

                        Из необъятной вышины!

                        Я к ним протягиваю руки -

                        Ладони музыкой полны.

                        Замрёт на миг и снова льётся

                        Живая звонкая струя.

                        И солнце ласково смеётся,

                        И дышит ласково земля.

 

                        Завидую самозабвенью

                        Неутомимого певца

                        И у него учусь уменью

                        И петь, и радовать сердца!

 

Звучит произведение «Песня жаворонка» П. Чайковского

Ребёнок.        Теперь понятно, что музыку можно услышать всюду. Ну, а что же было  дальше?  Как человек стал писать музыкальные произведения, похоже на то, что было  исполнено сейчас?

Ведущий.      Основа музыки – мелодия. Человек придумал семь нот. Но отвечая на твой  вопрос, давайте вспомним сказку «Волшебная мелодия». Жили -  были нотки,  родные сестрички, добрые подружки. Где они жили? (в лесу, в поле, на широком лугу или на речном берегу) Жили –  поживали, песню напевали. Какая  у  них была песенка? (тра-ля-ля) Правильно, ребята.                   

3 Слайд-песенка

Ведущий.      Кому они хотели свою песню  подарить?   (деревьям, ручейку, синичке, степному вихрю, композитору). Он записал песенку на нотной бумаге и  после распевала вся  округа.  Нотки остались жить у композитора и помогали ему сочинять всё новые и новые  песни.

 

Ребёнок.        Зазвучали ноты ми, ре: «Засыпайте, люди, в мире».

                       А за ними следом до, ре: «Пусть исчезнет в мире горе».

                       А потом все вместе – до-ре-ми: «Пусть все люди будут добрыми!»

                       Подхватили песенку фа и соль: «Звёздочки рассыпаны, как  фасоль»,

                       «А под ними кружится Зем-ля», - дружно подтянули си и ля.

                       Замигал троллейбус фа-ра-ми – отозвались ноты: фа-ре-ми…

Исполняется песня «Где живут ноты или весёлая нотная азбука»

муз. И. Космачёва, сл.Н. Френкеля

Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота «до»?
Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.

Нота «ре», где живешь?
Где ты песенки поёшь?
Отгадать сумей-ка,
Под первою линейкой.

Смотри, запомни и пойми, –
Пропела нота «ми», -
Я не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь!

Между первой и второй
«Фа» глядит в окошко.
Между первой и второй
Тесно ей немножко.

На второй линейке «соль»,
С нотой «фа» встречается.
Если скажешь «фа» и «соль»,
Получается фасоль, слово получается!

А вы меня заметили? – спросила нота «ля», -
Между второй и третьей пою я песни детям,
Ля, ля, ля, ля! Ля, ля, ля, ля!

А на линейке третьей «си»,
На самой серединке,
Споёт, когда ни попроси,
Так звонко, без запинки.

Под четвёртой, выше третьей
Ноту «до» опять мы встретим.
«До» вверху, «до» внизу –
Малышам забава.

Мы споём «до» и «до»,
Получается октава.
Мы споём «до» и «до»,
Получается октава. Октава!

Ребёнок.        Но кто первым начал писать музыку?

4 Слайд-танцы первобытных людей                                                                                                                        

Ведущий.      По всей видимости уже у первобытных  людей была какая-то музыка. Это было долгое, громкое восклицание, вздохи, стоны, вопли.                                          

5 Слайд-танец с барабаном.  Пение сопровождалось танцами и звуком барабана. Народная музыка существовала веками и переходила из поколения  в  поколения на слух без записи. Сочиняют музыку уже много веков и у каждого народа своя музыка.

6 Слайд-нотная запись.   Большую роль в развитии музыкального искусства сыграла  Христианская церковь. Церковники и научились записывать песнопения. Современный способ записи ведёт свое  происхождение от этой системы.

7 Слайд-музыка для придворных танцев. Находились композиторы, которые писали музыку для придворных  танцев, карнавалов, театрализованных представлений.

8-9 Слайды - великие композиторы.  А  через некоторое время появились великие  композиторы, музыкой которых  наслаждаемся до сих: Моцарт, Бетховен, Бах, Чайковский…

Звучит фрагмент  3 части произведения «Маленькая ночная серенада»

В.А. Моцарта

Ведущий.      А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

                        Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать на стуле.

Музыкальная разминка «Танцуйте, сидя» музыка

Б. Савельева, сл. М. Пляцковского  

1.Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Припев: Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

2.Если в гостях вы станцуете сидя,
Чья-нибудь мама Вам скажет: "Спасибо!"
Вазу локтями никто не заденет,
Не придётся пыль из ковра выбивать

На переменках и в свой день рожденья,
С песенкой вместе и даже без пенья,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Ведущий.      А скажи мне, чтобы музыка звучала, что создал для этого человек?

Ребёнок.        На этот вопрос и маленький ответит. Это музыкальные инструменты.

Ведущий.      Человеком создано огромное множество музыкальных  инструментов.  Каждый инструмент неповторим и звучит по-своему. И человек с инструментом живёт в согласии и мире. Инструментам  не  сидится. И у них между собой разгорелся спор такой. Первым заявил кларнет:  10 Слайд.                                                            

Кларнет.       Без меня оркестра нет! Я играю лучше всех,

                       И сказать о том не грех. С мягким голосом своим я

                       всегда незаменим.

Ведущий.      Не сдержался ксилофон:  11 Слайд.                                                                

Ксилофон.    Я, признаться, удивлён! Хвалитесь вы зря, друзья, -                        

                        Лучше всех играю я! Пусть невзрачен я на вид,

                        Но всемирно знаменит. Кто хоть раз слыхал мой  звон –

                        Не забудет ксилофон.

Ведущий.      Тут орган, как целый хор, не спеша ввязался в спор:   12 Слайд.                                  

Орган.           Слушать вас – ну, прямо смех, - справлюсь я один за всех!

                        Если нужно, я без слова заменить могу любого.

                        Всех оставлю вас без мест – я один, как весь оркестр!

Ведущий.      Перебил его Фагот: 13 Слайд.

Фагот.            Как тебе не стыдно?! Вот я не хуже дело  знаю,

                        Сам на все лады играю: и мурлычу, и ворчу, но об этом не кричу!

Ведущий.      Звонко звякнула гитара:   14 Слайд.                                 

Гитара.          Мне средь вас никто не пара! Ведь не зря меня так

                        ценят. В каждом доме и на сцене, и туристы круглый год

                        Всё меня зовут в поход. Я – подруга песни, мы везде с ней вместе.

Ведущий.      Зазвенели бубенцы:  15 Слайд.

Бубенцы.      Чем же мы не молодцы! Как могли и как умели

                        Под дугой мы раньше пели. И за голос наш

                        красивый петь сюда нас пригласили. Мы

                        пронзительны и бойки, прибыли в оркестр на тройке! 16 Слайд.

Треуголь-     Вам ответит каждый школьник – что такое

ник.               треугольник: но не каждый, видно, знает, тот угольник, что играет.

                       Посмотрите на меня – треугольник этот – Я.

Ведущий.      Жаркий спор дошёл до гула. И тогда гармонь вздохнула: 17 Слайд.

                     

Гармонь.       Знаю я, совсем не ново прозвучит моё здесь слово.

                        Я ни с кем здесь несравнима и пока незаменима.

                        Как и печки без огня – нет веселья без меня! 18 Слайд.

Арфа.             Чтоб хвалиться, надо впредь красоту мою иметь.

                        Слышу всюду – справа, слева: - Королева! – Королева!

Ведущий.      Не стерпела балалайка: 19 Слайд.

Балалайка.   Всем весельям я хозяйка.  И удобна, и легка.

                        Первая наверняка. Людям я не изменю –  

                        Что угодно прозвеню!

Ведущий.      Балалайке в тон, задорно, голос подала Валторна: 20 Слайд.

Валторна.     Я, ни мало и ни много, но веду свой род от рога.

                        И уже не первый век мной доволен человек.

Ведущий.      Сразу бубен подхватился – загремел, заколотился: 21 Слайд.

Бубен.           Я ведь тоже музыкант! У меня к игре талант.

                       Я, цимбалы, скрипка, бас – и оркестр готов у нас!

Ведущий.      Высунул свой длинный нос Саксофон: 22 Слайд.

Саксофон.    В чём здесь вопрос? Спорьте вы хоть десять дней,

                       Но всех вас я здесь важней.

Ведущий.      Ухнул громко барабан, самый важный великан: 23 Слайд.

Большой       Я скажу без похвалы – все вы для меня малы!

барабан.         Голос мой, как гром, гремит! А какой, взгляните, вид?!

                   

Ведущий.      Застучали кастаньеты: 24 Слайд.

Кастань-        Рост и голос – не приметы одарённости большой,

еты.                Мы тому пример живой. Из Испании мой род.

                        В нашей песне страсть живёт.              

                                   

Ведущий.      Тут труба заголосила: 25 Слайд.

Труба.            Я труба всего лишь, но всем известна я давно.

                        И сигнал мой боевой знает и сейчас любой.                      

Ведущий.      Словно пули в перестрелке, громко звякнули   тарелки:  26 Слайд.

     

Тарелки.       Знают взрослые и дети, что и мы не на банкете.

                        Никого не угощаем. Как и все здесь – мы играем!

                                       

Ведущий.      За тарелками несмело вдруг виолончель  пропела:   27 Слайд.

Виолон-         Разрешите похвалиться: Я – известная певица.

чель.              Нежный голос мой сравним только с голосом живым.

Ведущий.      Скрипка вздрогнула невольно, скрипка вскрикнула:   28 Слайд.

Скрипка.      Довольно! Не стесняясь вам скажу: Я со славою дружу!  

                       Без меня искусства нет – это знает белый свет!

Ведущий.      Оборвало скрипку строго пианино: 29 Слайд.

Пианино.      На меня, вот, посмотри, - что снаружи, что  внутри. 

                       Целый город костяной, молотки стоят горой,

                       Блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца;

                       Что ни улица – струна в этом городе видна.

Ведущий.      Отозвался контрабас:              30 Слайд.             

Контрабас.   Я так долго слушал вас, что вздремнул в углу немного.

                       Но сейчас, - добавил строго,- я хочу вам дать

                       совет. В нашем споре проку нет. Все важны мы и

                       нужны,  все мы в дружбе жить должны. Так давайте,

                       дружно враз,  весёлую польку сыграем сейчас.

В исполнении ансамбля ложкарей звучит «Итальянская полька»  

С.В. Рахманинова

Ведущий.      Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.

Ребёнок.        Жила-была песенка в доме моём,

                        Мы с нею везде появлялись вдвоём.

                        Но ветер однажды её подхватил,

                        И в гнёздышко вместо птенца посадил.

                        Она провожала корабль в океан,

                        Присела вздремнуть на строительный кран, 

                        Но кран был в работе и ночью, и днём,

                        Конечно, сидеть было трудно на нём.

                        Потом в облаках зазвенела она,

                        Потом в зоопарке была у слона,  

                        Потом малышу помогала уснуть…

                        Пусть будет счастливый у песенки путь!

Исполняется песня «Здравствуй, песенка моя»

 муз. И. Челнокова,сл. Е. Челноковой

1.Весело по камешкам я иду

и считаю камешки на ходу.

Камешки в дорожке словно звукоряд,

Словно ноты в ряд, словно ноты в ряд.

Раз, два, три четыре, пять, шесть и семь…

Мне присесть не хочется совсем!

С камешками-нотами я дружу:

Я по ним хожу, я по ним хожу.

Припев:

Я по камешкам хожу,

Ноты-звуки нахожу.

«Здравствуй, песенка моя!» –на-пе-ваю я.

2.Я приду домой и сяду за рояль,

И сыграю песенку: «Тра-ля-ля»,

Камешек за камешком, за звуком звук –

Не хватает ног, не хватает рук!

Завтра позову я всех друзей,

Станет мя песенка веселей.

Будет больше ног и каблучков,

И в руках смычков, и в руках смычков.

3.Скрипки, барабаны и кларнет, –

веселей на свете песни нет!

Трубы, саксофоны и рояль –

По дорожке вдаль, по дорожке вдаль…

Весело по камешкам я иду

и считаю камешки на ходу.

Камешки в дорожке словно звукоряд,

Словно ноты в ряд, словно ноты в ряд.

Ведущий.      Закончилась наша встреча с музыкой, самым сложным, но самым  красивым  искусством. Музыка окружает нас повсюду и будет жить вечно, пока живёт  человек.

Ребёнок.        Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь,

                        Что ты лица не закрываешь, себя не прячешь ни за что.

                        Спасибо музыка, за то, что ты – единственное чудо,

                        Что ты душа, а не причуда, что для  кого – то  ты ничто.

                        Спасибо, музыка, за то, чего и умным не подделать,

                        За то спасибо, что никто не знает, что с тобой поделать.

Исполняется песня  «Веселый музыкант»  

муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, да ти-ли-ли!

2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, да тренди-брень!

3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались,
По кустам, да по кустам!

31 Слайд-конец занятия.

Дети под «Вальс» покидают зал.

32 Слайд - СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

http://www.muz-urok.ru/ - история инструментов

http://simphonika.ru/violin.html - струнные инструменты

http://simphonika.ru/flute.html - духовые инструменты

http://simphonika.ru/litavra.html - ударные инструменты

http://simphonika.ru/piano.htm- клавишные инструменты

http://art.1september.ru/  картинки симфонического оркестра

http://www.posobiya.ru/ -народные музыкальные инструменты

Радынова  О.П. - Музыкальные шедевры: «Музыкальные инструменты», творческий центр «СФЕРА», г. Москва, 2009 год;

В. Бекетова, И. Кабанова – Семь нот (музыкальный альманах для самых маленьких) выпуск 3, издательство «Музыка», г. Москва, 1992 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

Музыкально-поэтическая зарисовка "Поэтическое наследие М. Ю. Лермонтова" для детей старшего дошкольного возраста

Материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ при знакомстве с творчеством поэта М. Ю. Лермонтова...