«Игрушка «современная» и «народная» как фактор в развитии личности ребенка».
статья (младшая группа) на тему

Печенкина Елена Михайловна

Основные способности человека, определяющие его дальнейшее развитие, формируются еще в раннем детстве . В этом возрасте складываются такие основные качества как творческие возможности, познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе и многое другое. Гармоничное развитие ребенка, становление его внутреннего мира просто немыслимы без игры, а следовательно и без игрушки. С их помощью ребенок исследует окружающий мир, у него формируются творческие способности, он учится общаться и выражать свои чувства. Как же правильно выбрать игрушку, как сделать подарок неожиданным, ведь дети любят что-то интересное и необычное, что увлекает их внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игрушка «современная» и «народная» как фактор в развитии личности ребенка».

Становление  внутреннего мира ребёнка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребёнка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Но с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка игрушек родителям необходимо рассказать о наиболее ценных из них и полезных. Как показывают опросы, в большинстве случаев родители выбирают и покупают игрушки стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.), не учитывая  развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность».

Для начало рассмотрим влияние современной игрушки на психическое развитие ребёнка.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби. Игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. Вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей, так как  дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных – американских и японских – мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, трансформеры, и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Эти герои отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными. Их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Используя в игре такие игрушки, ребенок воспроизводит те действия, которые характерны для конкретного персонажа. На самом деле в пропаганде смелости, решительности, бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое – ребенок, как правило, не соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т.е. он может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия. Данный вид игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа: уродливые гномы, мутанты, тролли, звездные воины, покемоны, монстры-бакуганы, которые  своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

Особого внимания требуют и виртуальные игрушки – компьютерные игры, тамагочи, тетрисы, способствующие тому, что ребенок много времени, проводящий за такими играми нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, отказывается от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно, появляются агрессивные действия к товарищам или животным.

Но не все так плохо. Есть ещё хорошие и «умные» игрушки, которые  в противовес  к вышеперечисленным игрушкам оказывают положительное влияние на развитие  личности ребёнка.

 Рассматривая как средство психического развития, В.С.Мухина разделяет игрушки на две большие группы:

-       игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, мисочки-вкладыши, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий, кубики, пазлы, конструктор, мозаика, лото, домино);

-       игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки, мишки и др.).

Хотелось бы остановиться поподробнее на следующих игрушках:

Матрешка -  символ зарождения новой жизни, это  принцип существования жизни. Матрёшка прививает ребенку такие ценности как самосовершенствование, духовность, уверенность в себе, интеллект.

Пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность и последовательность красоты, способствует развитию координации движения, совершенствует мелкую моторику, тренирует зрение и память.

Кубики есть двух видов: с картинками и нерасписанные, для конструирования всяких фигурок и домиков. Они развивают в ребенке понимание структурности бытия. Постройки из кубиков развивают умение действовать по образцу.

Благодаря мисочкам-вкладышам, ребенок учится соотносить величину и форму предметов, а также координировать действия руки и глаза, способствуют развитию мышления, воображения, ознакомлению с цветом. 

Ванька-встанька – игрушка,  наполненная жизнеутверждающим оптимизмом: "сколько раз упал, столько раз и поднимайся".

  Подарить ребенку игрушку – это значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «Я».

Библиографический список:

Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.

Алешина И.Н., Онощенко С.В. Влияние игрушки на формирование личностного потенциала ребенка-дошкольника      //      Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской конференции. 17-19 июня 2003г. /Отв. Ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003, С.3-7.

3. Лосева В.К., Луньков А.И. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция // Народное образование. – 1999. – №9. – С.306-311.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста

Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...

«Русское устное народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста»

Одним из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста является русское устное народное творчество.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развит...

Консультация для воспитателей на тему"Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"

Консультация для воспитателей на тему" Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"...

Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"

         Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"  Презентацией можно воспользоваться при проведении родите...

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребенка

Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий  развитие личности ребенка...

Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка

Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка...


 

Комментарии

Печенкина Елена Михайловна

Статья полезна для воспитателей и родителей детей младшей группы детского сада.