Дорожная карта по развитию мелкой моторики у дошкольников с расстройствами с аутистического спектра.
методическая разработка на тему

Кунденок Наталия Викторовна

Этот документ является наглядным пособием для педагогов коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта

по развитию мелкой моторики у дошкольников с расстрой-

ствами аутистического спектра, разработанная воспитателем

 коррекционных групп МБДОУ №77-

Н.В.Кунденок

г. Хабаровск 2012г.

Дорожная карта по развитию мелкой моторики.

Цель данной карты: Психолого-педагогическое сопровождение развития мелкой моторики  у детей с РАС старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики у детей;

Включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми;

Участники карты: родители, педагоги, дети 5-6 лет.

Сроки реализации: сентябрь-май 2012-2015г..

Механизм реализации программы осуществляется в следующих направлениях:

Просвещении родителей;

Непосредственной развивающей деятельности воспитателя с детьми с РАС.

Методы, используемые в программе:

 родительские собрания;

консультации;

развивающая деятельность с детьми на индивидуальных занятиях.

 Сроки реализации дорожной карты:

Работа с родителями:

Октябрь 2012

Родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

Индивидуальные консультации

Ноябрь

Консультация: « Играем с мамой на кухне!»

Индивидуальные консультации

Декабрь

Консультация «Влияния мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Индивидуальные консультации

Январь

Консультация «Влияние мелкой моторики на организм ребенка»

Индивидуальные консультации

Февраль

Консультация:  «Приемы развития мелкой моторики »

Индивидуальные консультации

Март

Конкурс: «Сделаем дидактические пособия по развитию мелкой моторики»

Индивидуальные консультации

Апрель

Консультация: «Готовим руку к письму»

Индивидуальные консультации

Май

2013

Диагностика.

Родительское собрание на тему: «Итоги работы за год»

гностика

 

Работа с детьми:

В течение года (сентябрь2012-май2015г.)

Самомассаж;

Пальчиковая гимнастика;

Работа с крупами (рис, гречневая, манная крупа, горох);

Веселый карандаш ( штриховка, работа с трафаретами, волшебные узоры);

Работа с бумагой, пластилином;

Завинчивание отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

Нанизывание мелких и крупных бусинок на нитку;

Сортировка бобов, фасоли, гороха;

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний;

Доставание бусинок ложкой из коробки;

Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

Надевание и снимание колечка;

Прикрепление бельевых прищепок;

Игровые комплексы, упражнения

   на развитие мелкой моторики руки,

    разработанные воспитателем коррекционных       групп МБДОУ детский сад комбинированного вида № 77- Кунденок Наталией Викторовной

   

 

         г. Хабаровск 2012

Практические материалы (приложение к дорожной карте):

Комплекс №1. «Гусь»

Массаж: На плотном материале нашито 16 пуговиц (по 8 в два ряда). Дети

ходят по пуговицам указательным и средним пальцами рук.

«Волн высоких не боюсь,

Я ведь плаваю как гусь»

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

В такт стихотворению А.М.Диченской «Гусь» (Гусь отважный ходит важно)

дети выполняют следующие действия: сгибают кисть руки, указательный,

средний, безымянный пальцы и мизинец крепко прижимают друг к другу,

большой палец выпрямляют и прижимают к среднему.

Работа с семенами от тыквы.

«Семечек белых от тыквы взяла,

Птица похожа, да только бела»

Игра на координацию движений «Гуси, гуси»

Оригами  «Гусь»

Комплекс№2 «Грибочки»

Массаж: На каждую стихотворную строчку «Вылезли на кочки, мелкие

грибочки» (стихотворение можно найти на сайте « Маленькие волшебники»)

дети растирают подушечки одного пальца зубной щеткой.

Пальчиковая гимнастика «За грибами в лес пошли, много там грибов

нашли»

В такт стихотворению «За грибами в лес пошли, много там грибов нашли»

Е.А.Алябьевой дети выполняют следующие действия:

-Скрещивают вверху руки с раскрытыми пальцами, ладони от себя.

-Держат ладони перед собой с раскрытыми пальцами.

-Изображают руками уши.

-Вытягивают указательный и средний палец, остальные сжимают в кулак,

шагают пальцами по столу.

-Изображают как медведь срывает ягоду, а затем кладет ее в рот.

-Одну руку прижимают к груди, другую вытягивают вперед с раскрытой

ладонью.

-Раскрывают ладонь одной руки, указательным пальцем другой руки стучат

по раскрытой ладони.

-Хлопают в ладоши.

Работа со счетными палочками «Грибок»

«Шапка на ножке около дорожки,

В мой просторный кузовок

Полезай скорей грибок»

Игра на координацию движений «Собери грибы»

Комплекс №3 «Ежата»

Массаж: Для этого упражнения возьмите круглую расческу для волос. Пусть  ребенок зажмет ее (не сильно, но так, чтобы не выпала) между ладоней и

катает на каждое слово  стихотворения «И ежи, и дикобразы»  

Е.П.Пименовой.

Пальчиковая гимнастика

«Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек

Ни головы, ни ножек,-

Конечно это ежик»

(Дети сжимают пальцы правой руки в кулак и передвигают сжатые кулачки

по поверхности стола).

Работа со счетными палочками. (Выкладывание силуэта ежика)

Игра на координацию движений руки «Подбери иголки к ежику»

(прищепки)

Комплекс№4 «Зайки на полянке»

Массаж: Берется фрагмент коврика «травка». Обеими руками дети

выполняют движения на «травке», соотнеся их с текстом стихотворения:

«Словно зайцы на полянке, зайчики скакали в травке» Е.П.Пименовой:

-Прыгаю всеми пальчиками по коврику.

-Катают ладони от запястья к кончикам пальцев.

-Прыгают пальчиками и кладут ладони на коврик.

-Имитируют ладонями движения змейки.

-Поглаживают ладонями коврик.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

В такт стихотворению Н.В. Нищевой  «Заяц и кочан капусты» (Встал

зайчишка рано) дети выполняют следующие действия:

-Кончиками пальцев одной руки изображают мордочку, а выпрямленными

указательным и средним пальцами – уши.

-Идут пальцами по столу.

-Другую руку зажимают к кулак.

-«Заяц» грызет кулак и причмокивает.

-С усилием растопыривают все пальцы.

-Показывают , как заяц движется по столу.

Работа с бумагой. «Коврик плету я в подарок зайчику»

Игра на координацию движений. «Зайка»

В такт стихотворению «Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал» дети

выполняют следующие действия:

-Держат руки под грудью, прыгают.

-Изображают пальцами ушки.

-Пугливо оглядываются.

-Скачут, бегут по кругу «петляют»

Лепка «Зайчонок»

Комплекс №4 «Кузя музыкант»

Массаж: для этого потребуется любой клавишный инструмент. Предложите

детям поочередно нажимать одноименными пальцами обоих рук на клавиши,

на каждый слог, проговаривая стихотворение «Кот копеек накопил»

Е.П.Пименовой  и на каждую строчку меняя палец:4 удара указательными

пальцами, 4 удара средними пальцами, 3 удара безымянными пальцами, 3

удара мизинцами, 4 удара указательными пальцами,4 удара средними

пальцами.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и

сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для

наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках

для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно

будет капать окрашеную воду пипеткой.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью

прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

5. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную

коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная

упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я

наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала

соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и

совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы

цифрами или геометрическими фигурами.

.

11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую

моторику.

Работа мелкими предметами  тренирует мышцы

кисти и пальцев.

1. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

2. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их

руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно

смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые

еще не умеют пользоваться ножницами.

3. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и

смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им

рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с

картинки.

4. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также

вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки

насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом

упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о

том, как паук охотится на букашек.

5. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но

начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого

можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

6. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и

пластилином развивает моторику.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и

обратно поочередно каждой рукой.

8. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у

детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных

игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы,

которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по

подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе.

Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать

несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-

нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите

рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После

того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи,

предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной

мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и

т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между

ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества

клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками,

по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить"

можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно  - и двумя

одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты.

Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу,

летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

9.   Игры с крупами:

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда

руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог

перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой,

затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним

пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами

берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод),

потом берет следующую  горошину, потом еще и еще - так набирает целую

горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была

слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование,

способствуют пониманию понятий "вверху",

"внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование,

завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание,

происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в

свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят

руку к письму и развивают усидчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей

Предлагаем игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей....

Карта наблюдения развития мелкой моторики рук и речи

Карта заполняется педагогом в рамках работы по программе дополнительного образования "Учим малыша говорить" раздела "Веселые пальчики"....

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, ...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра.

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра....