Конкурс «Бабушки «Мичээр» («Мичээр» эбээлэрэ») – как средство повышения роли старшего поколения в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
статья по теме

Опыт работы по организации конкурса для бабушек в МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутска Республики Саха (Якутия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktv.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Бабушки «Мичээр» («Мичээр» эбээлэрэ») – как средство повышения роли старшего поколения в воспитании и развитии   детей дошкольного возраста.

Колмогорова Татьяна Вячеславовна

старший воспитатель 1 категории

МБДОУ ЦРР - Д/с № 82 «Мичээр» г. Якутска

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В качестве социального окружения выступают люди и социальные институты, включенные в процесс социализации - родители, сверстники, педагоги, СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. А семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

У наших предков – якутов, бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". Это сохранилось и в большинстве современных якутских семей. Они пользуются уважением, к их мнению прислушиваются, считается, что они являются хорошими помощниками в деле воспитания внуков.

На старшее поколение  в основном возлагается обязанность приобщения детей к духовному миру взрослых. Старики исконно являются хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Бабушки и дедушки передают внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков, учат их  правильному взаимодействию с природой и окружающими людьми.  В этой связи необходимо отметить, что дошкольные образовательные учреждения в работе по взаимодействию с семьей должны также уделять внимание старшему поколению.

Организация праздников для воспитанников ДОУ  и их родителей – один из основных разделов деятельности  дошкольного учреждения. При этом,  к сожалению, без заслуженного внимания  остаются люди старшего поколения. Для того, чтобы показать детям, что самое ценное для человека – это семья, а старшие члены семьи являются ее опорой, и носителями традиций, культуры своего народа, в МБДОУ ЦРР – Д/с №82 «Мичээр»           г. Якутска вот уже 4 год проводится ставший традиционным конкурс «Мичээр» эбээлэрэ» («Бабушки «Мичээр»). Впервые он прошел в 2008 году и был посвящен Году Семьи.  В нем активное участие из года в год принимают бабушки из всех 6 возрастных  групп детского сада, со своей дружной семьей. Жюри конкурса также традиционно, возглавляет  председатель родительского комитета ДОУ, а членами жюри являются представители родительского комитета, Управляющего совета и руководитель  детского сада.

В этом, 2012 году, наш конкурс «Мичээр» эбээлэрэ» («Бабушки «Мичээр») был посвящен Году единения и дружбы народов в Республике Саха (Якутия). Первый тур конкурса назывался «Эбээ – норуот биһигэ» («Мир начинается с бабушки»), где каждая бабушка рассказывала о своей семье, как части родной многонациональной республики. Ведь в современной поликультурной среде наблюдается смешение национальностей, а соответственно   происходит диалог культур, традиций, верований. Все это очень интересно представили наши бабушки, которым  помогали в этом их близкие.

Так как старшее поколение наиболее близко к своим внукам духовно, то они обычно подмечают много  разных забавных случаев и моментов, которые случаются с ними. Второй этап конкурса назывался «Көрдөөх түгэннэр» («Смешное рядом»), где наши бабушки рассмешили и растрогали зрителей смешными высказываниями и поступками своих любимых малышей.  «Айар талаан холбуката» («Шкатулка с секретом») – третий этап конкурса показал, что современные бабушки являются бережными хранителями  традиций своего народа – якутские костюмы, традиционные для народа саха коврики, покрывала  с шахматным  рисунком, якутские украшения из бисера, кожи, бересты, блюда национальной кухни, сделанные своими руками; игра на хомусе, горловое пение – все это заставило зрителей восхититься мастерством  и талантом бабушек.  

У каждого народа кукла имеет большое значение в развитии и воспитании детей. Посредством куклы ребенок познает окружающий его мир и постигает первые заповеди нравственности. Поэтому, на четвертом этапе конкурса «Көмүс сүүтүк» («Золотой наперсток»), участником было дано домашнее задание изготовить куклу в национальном костюме народности, которая проживает на территории республики.  Куклы  «Мальчик – якут», «Россияночка», «Украинка», «Киргизка», «Бурятка», «Грузинка», «Бурятка», украсили  музей  кукол детского сада. Теперь наши дети будут знакомиться  не только с культурой своего народа, но и других народностей

Бабушка – победитель получает звание «Мичээр» эбээтэ» («Бабушка «Мичээр») и главный приз, а остальные участники номинации и призы, а также, всем бабушкам достаются заслуженные аплодисменты благодарных зрителей – детей, родителей, педагогов. В конце праздника, после награждений участников обязательно устраивается совместное чаепитие, которое способствует более тесному  сплочению семей и педагогов.

Так,  коллектив  нашего ДОУ проводит работу по пропаганде положительного семейного опыта и повышению роли старшего поколения в воспитании  детей дошкольного возраста. И, несомненно то, что дети, которые были зрителями этого конкурса многое узнали о культуре и традициях своего народа, народностей  населяющих нашу республики, и чувство уважения к старшему поколению, к  семье пронесут через всю  свою взрослую жизнь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Роль театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

l В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать...

Консультация для педагогов " Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, Ведь испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужест...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...