Развитие независимости у младших дошкольников через организацию их самостоятельной деятельности.
материал на тему

Родыгина Ольга Евгеньевна

«Следующее поколение должно быть сильным, это значит - независимым и свободным».

                                                                                                                                          М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodygina_olga_evgenevna.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Родыгина Ольга Евгеньевна, воспитатель МКДОУ детского сада «Радуга» ст.Просница Кирово-Чепецкого района Кировской области

Развитие независимости у младших дошкольников через организацию их самостоятельной деятельности.

«Следующее поколение должно быть сильным,

это значит - независимым и свободным».

   

М.Монтессори

     

Независимым и свободным.… Станет ли таким ребёнок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Конечно, нет.

Ясно одно: мешая малышам действовать самостоятельно (естественно, в пределах их возрастных возможностей), мы:

1.откладываем готовность ребёнка к независимому поведению на неопределенное будущее;

2. «перекрываем» выход заложенной самой природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психике;

3.насаждаем грех праздности в детской душе.

Само собой напрашивается вывод: необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, с которыми они в состоянии справиться, формировать у них тот уровень ответственности, который находится в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем воздвигать преград для естественного развития малышей, они к трем годам смогут достичь значительной степени самостоятельности и независимости.

Практика, к сожалению, свидетельствует об обратном: дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обслужить, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.

Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот какие доводы в ответ на этот вопрос приводили родители наших воспитанников.

«Он такой маленький, сам ничего не умеет».

«Рано еще ему – вырастет, научится»

«Мне не трудно – я ему помогу»

   Так и хочется задать этим мамам еще один вопрос, который вслед за М. Монтессори поднимал Я. Корчак: «Как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»  

   Приступая к развитию у детей младшего дошкольного возраста  независимости, я поняла, что необходимо помочь им учиться:

-заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;

-развивать самоконтроль и координацию движений;

-концентрировать внимание в течение продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);

-доводить начатое до конца, поддерживать порядок;

-правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.

Общение должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать «степень своей свободы», развивать свои познавательные и творческие способности, «освобождать» свое воображение и мышление от страха перед неудачей. Знакомясь с различными педагогическими концепциями  и технологиями, я пришла к выводу: Наиболее полно моим задачам и мне как личности отвечает метод    

М. Монтессори, которым предполагает:

- самостоятельность  ребенка и воспитателя;

- определенность, ясность поступков и отношений, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.

Кроме того, М.Монтессори очень большое значение придает   среде – специально организованному предметно – пространственному миру, окружающему ребенку: «Ребенок вступает со средой в непосредственный контакт взаимодействия, она дает возможность «расцвести» чувствам, рукам и духу в собственной деятельности и движении». И действительно, среда, в которой находятся дети, является их «тайным, скрытым воспитателем» (Л. Малагуцци);  

Среда, дающая возможности для активной свободной и творческой деятельности, воздействует на все органы чувств, на сознание и подсознание.

Упражнения в практической жизни, которыми я занимаюсь со своими воспитанниками, имеют цель – облегчить социальную адаптацию малышей – и подразделяются на три группы: подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.

Подготовительные упражнения – это:

       - упражнения в подготовке рабочего места;

       - упражнения, в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы, переносить материал для работы, ничего не задевая и обходя других детей.

Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.

Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, получали удовлетворение, мы предлагаем им простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, мытье посуды, чистка обуви, вытирание пыли со столов, разнообразные действия с крупой и водой).

Все действия педагог совершает медленно и тщательно – так, чтобы их структура была понятна детям. Осваивая действия с предметами, отрабатывая их, ребенок с интересом анализирует их элементы, строит собственную модель поведения, учится контролировать движения и достигает большей степени сосредоточенности.

Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности – ухаживает за растениями, наводит порядок в группе, учится ходить по линии, хранить молчание (на «уроках тишины») и т.д. Упражнения подобного рода способствуют:

- усвоение детьми образцов поведения в социуме;

-выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском сообществе;

-создание внутреннего духовного строя.

Предлагаем также задания, включающие действия, которые ребенок наблюдает и в выполнении которых участвует в повседневной жизни: стирка и глажение кухонного белья, сервировка стола, полив растений и т.д.

Формирование хороших манер.

Усвоение детьми норм социального поведения, форм вежливости происходит в процессе специально организованных групповых упражнений и естественным путем – при условии, что окружающие его взрослые сами внимательны друг к другу и детям и хорошо воспитаны: умеют приветствовать, выразить уважение, пригласить войти, прервать в случае необходимости разговор других, попросить об услуге и оказать её, уладить вспыхнувший конфликт и т.д.

 Ребенок, понимая, что сам, без помощи взрослых, может выполнять жизненно важные действия, становясь «хозяином» вещей, поступков, отношений, обретает уверенность в себе, чувство самоуважения, собственного достоинства и … независимости.    

 Занимаясь с детьми упражнениями в практической жизни, я использую различные формы организации детской деятельности:

      -групповые – «занятие» со всей группой или подгруппой (воспитатель – инициатор детской активности: ставить задачу и предлагает способы ее решения);

      -индивидуальные - совместная деятельность ребенка и воспитателя, который включается в то, чем занимается ребенок, только в том случае, если сам ребенок попросит его об этом или если воспитатель видит, что ребенок затрудняется в выборе работы;

      - свободная и самостоятельная деятельность детей в специально организованной среде (воспитатель предоставляет им право выбора работы, занимая позицию наблюдателя).

      Естественно, что последняя форма является наиболее продуктивной для решения поставленных нами задач. Именно она рекомендуется М. Монтессори.

      Позиция наблюдателя состоит в том, что воспитатель не организует деятельность детей в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует ее: если дети чем - то заинтересовались, усложняет задания, подбирая соответствующий материал.

    Материал, используемый нами, отвечает определенным требованиям:

- он привлекает внимание детей своей необычностью и красочностью;

- он всегда находится в строго фиксированном месте;

- ребенок может всегда взять его, когда захочет;

- любой предмет для упражнений в группе только один (дети не имеют возможности повторять действия других);

- в материале заложен «контроль ошибок» (действуя с ним, ребенок может сам найти ошибку и устранить ее, восстановить нарушенный порядок, а это приучает его к точности и деловитости.)

Специально организованная среда, в концепции М. Монтессори, - это не только определенным образом подобранный материал, но и сам принцип организации предметно – пространственного мира, подразумевающий абсолютную безопасность и защищенность ребенка: все находится на своем месте, запрещено делать то, что угрожает ребенку или мешает ему.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Без помощи родителей не обойтись, поэтому работе с семьей я уделяю много внимания. Чтобы привлечь родителей на свою сторону и убедить их в целесообразности того, чем мы занимаемся, и в необходимости их участия, провожу с ними долгие разъяснительные беседы, объясняю им «внутренние механизмы» предлагаемых детям действий, пытаюсь убедить в их нужности и т.д.

Родители, по мере возможности, принимают участие в жизни дошкольного учреждения «ухаживают вместе с детьми за растениями, присутствуют на занятиях и т.д.», дают детям возможность упражняться в практической жизни дома – материал для этого есть в каждой семье, необходима лишь добрая воля взрослых.

Я убеждена: взяв за основу концепцию М. Монтессори и адаптировав ее с учетом национальных и социокультурных особенностей России, а также возможностей детей конкретного дошкольного учреждения, можно добиться того, чтобы новое поколение стало «независимым и свободным».

             

         

Список литературы

   

1.Монтессори М.

«Помоги мне это сделать самому». Составители: М.В. Богуславский, Г.Б.  Корнетов. И.Д. «Каприз». Москва, 2000г.

2. Кеда Е., Пасе Ю. «Метод Монтессори в России». Ж-л «Дошкольное воспитание» - 1994 № 4.

3.И.А. Пазухина «Давай поиграем!»

Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет

Санкт – Петербург «Детство - Пресс»  2010г.

4.С.В. Глебова

«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия».

Воронеж, 2007г.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....

Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...