Конспекты цикла занятий "Я и другие" по развитию адекватной самооценки детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Цикл занятий "Я и другие" для детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР направлен на развитие адекватной самооценки: уверенности в себе и своих возможностях, активности, инициативности, самостоятельности, гармонизации эмоциональной сферы, развитие познавательных психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий «Я и другие» по развитию адекватной самооценки детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР

1. Тема: «Знакомство».

Цель: Установление  контакта между участниками группы, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

Задачи:

Развитие  уверенности  в себе, чувство собственной значимости в том, что каждый человек важен и достоин внимания.

 Способствовать сплочению детского коллектива, развитию активности, преодолевать замкнутость и пассивность.

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие  слухового внимания, тактильной чувствительности, речи, способствовать развитию творческого воображения.

 Воспитание желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Материалы и пособия: игрушка обезьянка; косынки из ткани – на каждого ребенка.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Основная часть.

Педагог представляет обезьянку Маришку:

- Посмотрите, кто к нам пришел в гости сегодня, это обезьянка Маришка, которая будет вместе с нами нашим спутником в путешествиях, играх, будет смотреть на вас в группе, как вы играете, ссоритесь, миритесь.

- Сегодня на занятии мы будем играть в игры с Маришкой, которые помогут вам узнать больше друг о друге и подружиться.

- Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок. Обезьянка Маришка хочет с вами познакомиться. Смотрите, обезьянка прыгнула ко мне на коленки…Меня зовут Лариса Алексеевна! А тебя зовут…(педагог смотрит на рядом сидящего ребенка) Оленька. Прыг!...Маришка пришла в гости к Оле. Оленька, твоя очередь знакомиться с ребятами!

Названный ребенок берет игрушку, называет свое имя  и имя следующего участника.

- Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а а, так вы все одинаковые? (педагог выдерживает паузу, затем дает возможность высказаться)

- Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, уши ит.д. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга.

Дети вместе с педагогом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, голос.

Игра «Кто позвал?»

-  У вас у каждого разные голоса. А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Маришка хочет с вами поиграть в игру «Кто позвал?».

(Дети становятся в круг. Один из играющих закрывает глаза. Дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал. Можно предложить детям называть не просто имя водящего, а называть ласково это имя.)

Игра «Найди друга»

Дети делят на 2 группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки, затем игроки меняются ролями.

3.Заключительная часть.

Этюд «Ежата».

Представьте, что вы в лесу. Я- мама-ежиха, а вы- мои маленькие ежата. В спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки.

Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои черные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку…Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

Потом развернулись совсем и потянулись.

Умылись росой, попили из маленького зеленого листика. Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись.

Посмотрелись в лужицу. Увидели, что их колючки спутались и расчесались.

 А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли ее. Как хорошо стало!

Подведение итогов.

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

2. Тема: «Я такой»

Цель: Формирование  у детей понимание собственного «Я», своей индивидуальности.

Задачи:

 Формирование  у детей представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение, речь, внешний вид и т.п.), о половом различии.

Развитие  уверенности в себе, чувство собственной значимости в том, что каждый человек важен и достоин внимания.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Развитие  наблюдательности,  умения  находить отличия от других людей, зрительного внимания.

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Материалы и пособия: картинки с изображением людей разного возраста; картинка с изображением собаки; кукла- девочка и кукла- мальчик, шубка на эти куклы.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

Педагог показывает игрушку обезьянки (игрушка, которая использовалась на прошлом занятии).

- Дети, к нам в гости, посмотрите,  кто пришел. Вспомните, как ее зовут….

(ответы детей)

Рефлексия прошлого занятия.

- Сегодня мы с вами узнаем, чем же каждый из вас отличается от друг от друга.

Игровое упражнение «Найди партнера».

Взрослый предлагает детям поиграть  с обезьянкой, объединиться в пары с тем, у кого одинакового цвета носки, одной длины волосы, есть пуговицы и т.д.

2.Основная часть.

Беседа по картинкам.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением грудного ребенка, ребенка- дошкольника, подростка, взрослого человека.

- как вы думаете, что их всех объединяет? (это люди)

- А как вы догадались? (Варианты ответов детей)

Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки):

- Это собака, тоже ходит, дышит, ест и т.д. Можем ли мы ее тоже назвать человеком?

- Чем человек отличается от животного? (Прямохождением, речью, умением трудиться, внешним видом).

Игра- драматизация «Наша Маша маленькая».

Игровая задача: помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Педагог показывает детям Куклу в зимнем пальто алого цвета с отделкой мехом и дважды читает потешку:

Наша Маша меленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Кукла Маша снимает свою алую шубку и дает поносить кому-нибудь из девочек.

Теперь, повторяя потешку, педагог называет имя девочки, у которой алая шубка. Затем шубку передают следующей девочке (аналогично проводиться игра и с мальчиками, заменяя потешку мужскими именами…)

Подведение итогов.

3.Заключительная часть.

Релаксационное упражнение «Отдохнем»

Пальчик о пальчик: тук- тук-тук,

Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,

Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,

Локотками, локотками: цок-цок-цок,

Ножками, ножками: топ-топ-топ,

Ротик закроем, немножко помолчим!

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

3.Тема: «Моя внешность»

Цель: Активизация внимания детей к своей внешности, осознанию телесной индивидуальности.

Задачи:

Продолжение знакомства с отличительными особенностями внешности ребенка (цвет волос, цвет глаз),  индивидуальными  особенностями (лицо, внешность, пол, возраст);

Формирование навыков позитивного межличностного общения.

Развитие адекватной самооценки.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Развитие слухового внимания и зрительного, координации движений, речи.

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Материалы и пособия: зеркала; игрушка обезьянки.

.Ход занятия:

1.Вводная часть. Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

Игровое упражнение «Найди партнера»

Взрослый предлагает объединиться с тем, у кого одинакового цвета носки, одной длины волосы, есть пуговицы и т.д.

 2.Основная часть.

Рефлексия прошлого занятия.

Педагог говорит о том, чем они сегодня будут заниматься на занятии:

- Дети, сегодня мы поговорим о вашей внешности, какие вы все разные, поиграем в игры, которые помогут узнать какие вы.

Упражнение с зеркалами «Мое отражение мне рассказывает».

Педагог обращает внимание детей на игрушку обезьянки….

- Посмотрите, кто же здесь сидит и что же это у нее в руках?...... Правильно, да это же наша Маришка. Послушайте, зеркало волшебное,  шепчет………

- Отражение в зеркале рассказывает обезьянке, что у нее зеленые глазки, большие круглые ушки, коричневая гладкая шерстка. Обезьянка принесла вам зеркальца каждому, возьмите. Рассмотрите внимательно себя в зеркале. И сейчас по очереди расскажите Маришке о своем отражении. Я начну первая, послушайте….(рассказы детей)

Упражнение с зеркалами «На кого я похож? (схожие предметы)» (аналогия).

Для анализа себя можно пользоваться зеркалами.

Дети ассоциативно называют предметы, вещи, объекты. Положительно воспитатель оценивает образное сравнение:

- На что похожа моя голова?

- На что похожи мои уши? (рот, рука, нос, волосы, голос, пальцы и т.д.)

Хороводная игра «У Маланьи у старушки…»

Игровая задача: научить детей правильно воспринимать сверстников их движения, действия, слова, формировать способности, чувства общности и причастности к другому.

Описание игры:

Выбирается из детей один водящий ( в данном развлечении эту  роль берет на себя гном), он должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные- его повторить. Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью. Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова                                                                                         Движения

У Маланьи, у старушки,                                      Дети движутся по кругу, держась за

Жили в маленькой избушке                                 руки.

Семь сыновей                                                       Останавливаются и с помощью

Все без бровей,                                                      жестов и мимики изображают то, о чем

Вот с такими ушами,                                             говорится в тексте: закрывают руками

Вот с такими носами,                                            брови, делают «круглые» глаза, «большой

Вот с такими усами,                                               нос и уши, показывают усы и пр.

С такой головой.                                                     Присаживаются на корточки.

С такой бородой,                                                    Повторяют за ведущим  любое смешное

Ничего не ели,                                                         движение.

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

3.Заключительная часть.

Релаксационное упражнение «Отдохнем»

Пальчик о пальчик: тук- тук-тук,

Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,

Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,

Локотками, локотками: цок-цок-цок,

Ножками, ножками: топ-топ-топ,

Ротик закроем, немножко помолчим!

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

4.Тема: «Мой рот и язычок. Мои зубки»

Цель: Активизация внимания детей к своей внешности, осознанию телесной индивидуальности.

Задачи:

Формирование представления детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь.

Развитие адекватной самооценки.

Развитие слухового внимания и зрительного, координации движений, речи, памяти.

Снятие мышечного напряжения.

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Воспитание культурно- гигиенических навыков.

Материалы и пособия: картонная кукла Ваня; нарисованный рот из бумаги и фланели; две картинки с изображением эмоций человека (весёлый и грустный); рисунок с изображением языка человека; набор продуктов (хлеб, яблоко, кусковой сахар и др.); зубная щётка и паста; картинка с изображением неумытого мальчика; игрушки- мягкий мишка, твердый солдатик.

.Ход занятия:

1.Вводная часть. Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Основная часть.

Педагог показывает картонную куклу- Ваню.

Сюрпризный момент. Обыгрывание воспитателем появление картонной куклы.

2.1.Мой рот.

– Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришел Ваня. Что случилось с его лицом?                                                                                                                               – Какой части не хватает? (У него нет ротика.)                                                           – Давайте приставим его ротик на место. Серёжа, иди, помоги Ване.

– Теперь послушайте мою загадку:

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

– Что это? (Рот.)

– У каждого человека есть рот – это губы, язык, зубы. У вас у каждого есть…….

Воспитатель показывает на картинке, а дети на себе.

2.2.Мои губы.

– Покажите свои губы.

– Для чего они нужны?

– С помощью губ можно понять настроение человека. Посмотрите на эти картинки.

– Где весёлый человек? Почему вы так решили? (Его губы улыбаются, концы губ подняты вверх.)

– А это какой человек? (Грустный.)

        – Да, ребята, его губы не улыбаются, а их концы опущены вниз.

– Покажите, как вы улыбаетесь. А когда грустите или плачете – покажите.

– Сейчас я покажу упражнение, которое называется «Поцелуй». Вытяните губы вперёд хоботком и представьте, что вы целуете маму.

Дети выполняют упражнение.

губы вперёд хоботком и представьте, что вы целуете маму.

Дети выполняют упражнение.

Рассматривание в зеркале своего отражения.

– Ещё губы человека помогают произносить разные звуки. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим, как будут меняться наши губы.

Дети за воспитателем произносят разные звуки: А, У, О, Ы и другие. Воспитатель ещё раз обращает внимание на то, как двигаются и меняются губы.

Динамическая пауза «Если да то похлопай, если нет,  то потопай».

- А сейчас мы с вами отдохнем, поиграем в игру, встали все. Если то, что я назову,  у вас есть на теле вы - хлопаете и подпрыгивайте, если нет, то вы топайте ногами (повторяют правила игры)

- У вас есть крылья? (дети  топают)

- У вас есть рот?

- У вас есть хвост? И т.д.

2.3.Мой язычок.

– Покажите свой язычок.

– Зачем нам нужен язык?

– С помощью языка мы можем разговаривать и даже петь.

– Давайте поиграем в такую игру. Я говорю слово, а вы должны правильно его повторить.

П р и м е ч а н и е. При назывании слов воспитатель может даже менять громкость и интонацию своего голоса.

– Ещё, ребята, язычок помогает различать вкус нашей пищи: горькая, сладкая, солёная, кислая. (Показ рисунка.) А также её качества: холодная или горячая, твёрдая или мягкая.

2.4. Мои зубы.

– Теперь покажите свои зубки. Сколько их у человека? (Много.)

– Какие они, наши зубы?

Дети рассматривают в зеркале.

– Зубы у человека белые и твёрдые. Для чего они нужны? (Чтобы жевать пищу.)

– Да, ребята, зубы помогают измельчать любую пищу: и конфеты, и хлеб, и мясо.

– Ну а чтобы зубки не болели, надо их чистить зубной щёткой и пастой два раза в день: утром и вечером.

Воспитатель показывает зубную щётку и пасту.

Игровое упражнение  «Что вы съели?».

У детей закрыты глаза. Воспитатель кладёт им в рот кусочек какого

У детей закрыты глаза. Воспитатель кладёт им в рот кусочек какого-либо знакомого продукта. Прожевав предложенную пищу, дети отвечают на вопрос: «Что вы съели?».

Можно каждому ребёнку предлагать разную пищу, и только он сможет её назвать.

2.5.Правила гигиены и безопасности.

– Ну а как беречь свой ротик и ухаживать за ним?

– Вам опять помогут мои картинки.

Воспитатель показывает картинки и знакомит с правилами (чистить зубы, умываться, не толкать в рот острые предметы и пр.)

3.Рефлексия.

Игровое упражнение на снятие мышечного напряжения «Мягкий мишка и твердый солдатик».

Воспитатель дает детям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого показывает поочередно то мягкую игрушку, то солдатика, просит детей превращаться в них и становиться то такими же мягкими, расслабленными, то твердыми, напряженными.

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

5.Тема: «Мои ушки»

Цель: Формирование представлений у детей о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, осознание телесной индивидуальности.

Задачи:

Формирование представления детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь.

Развитие адекватной самооценки.

Развитие слухового внимания и зрительного, координации движений, речи, памяти.

Упражнять в умении узнавать разные звуки.

Снятие мышечного напряжения.

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Материалы, оборудование: аудиозаписи с разными звуками; рисунок о строении уха; картинки с изображением животных; музыкальные инструменты: бубен, дудка, погремушка, барабан, пианино.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

Игровое упражнение «Дотронься до…».

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в игру. Когда я скажу: «Дотронься до….синего», вы внимательно посмотрите друг на друга и, обнаружив на одежде у кого- то что- то синее, дотроньтесь до этого цвета.

Педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника. Затем можно предложить детям дотронуться до того, кто самый высокий или низкий, у кого светлые волосы и пр.

2.Основная часть.

Рефлексия прошлого занятия.

Звучит запись с разными звуками: пение птиц, плач ребёнка, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки.

– Как же вы смогли узнать и назвать услышанные звуки? Какой наш орган помог в этом?(Уши.)

– Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.

– Покажите свои уши. Сколько их у человека? (Два.)

– Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Закройте свои уши. Вы ничего не слышали? (Нет.)

– Теперь что слышите? (Тиканье часов, лай собаки на улице)

– Звуки и шумы бывают самые разные. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Жил-был шум».

Чтение стихотворения «Жил-был шум».

Ел шум: хрум-хрум!

Ел суп: хлюп-хлюп.

Спал так: храп-храп!

Шёл шум: бум-бум!

Э. Мошковская

– Ещё звуки, которые мы постоянно слышим, бывают громкие или тихие. Поиграем в такую игру.

Игровое упражнение «Громко – тихо».

Воспитатель называет имя любого ребёнка сначала шёпотом (дети повторяют), затем очень тихо (дети повторяют), дальше чуть громче (дети повторяют), громко и очень громко. Так повторяют несколько раз. Дети учатся различать звуки по громкости и упражняются в речевом дыхании.

Познавательная беседа «Для чего нужны уши?».

– Для чего же ещё нам нужны уши?

– Представьте такую ситуацию: вы сидите с мамой на скамейке и рассматриваете картинки в книге, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем уже бежит к вам. Именно уши первые оповещают нас о приближающейся опасности. (Показ рисунка.) А еще для чего нужны уши? («чтобы слышать, что мы друг другу говорим, просим чего-нибудь, завем на помощь» и т.д.; дети высказываются)

– Если бы не уши, мы не смогли бы разговаривать. Ведь, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие их люди. Я читаю вам сказки, стихотворения, потешки, вы слушаете, запоминаете, а потом сами уже рассказываете мне.

Игровое упражнение «Какой инструмент звучит?».

За ширмой на столе лежат музыкальные инструменты: бубен, дудка, погремушка, барабан, пианино. Воспитатель за ширмой играет на одном из них. Дети называют, какой звучит инструмент.

– Какой орган вам помог услышать и различить звуки у разных инструментов?

Подвижная игра «Ау! Ау!».

Ведущий с помощью считалки выбирает ребёнка, который прячется. Спрятавшийся ребёнок время от времени говорит: «Ау! Ау!». Другие дети ищут его. Воспитатель читает стихи:

Ау! Ау!

Отгадай, где я стою?

Ты попробуй поищи

И меня скорей найди.

Может, спрятался в шкафу?

Иль залез я за софу?

Может, под столом сижу?

Ты ищи, я подожду.

П р и м е ч а н и е. После того как спрятавшегося ребёнка находят, прячется тот, кто нашёл этого ребенка. Игра повторяется 3–4 раза.

3.Рефлексия.

Игровое упражнение на снятие мышечного напряжения «Мягкий мишка и твердый солдатик».

Воспитатель дает детям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого показывает поочередно то мягкую игрушку, то солдатика, просит детей превращаться в них и становиться то такими же мягкими, расслабленными, то твердыми, напряженными.

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

6.Тема: «Мое имя»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему имени, его производным.

Задачи:

Закрепление знаний о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.

Формирование навыков позитивного межличностного общения.

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие  любознательности, умения анализировать и устанавливать причинно- следственные связи, делать самостоятельные выводы.

Формирование  адекватной самооценки.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Воспитание дружелюбия по отношению к окружающим.

Материалы и пособия: игрушки: обезьянка, кукла;

Ход занятия:

1.Вводная часть. 

Игровое упражнение «Здравствуйте, ребята!».

Дети стоят в кругу, воспитатель обращается к детям:

- Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? (дети отвечают «нет»)

Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (дети отвечают «нет»)

Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, поросята? (дети отвечают «нет»)

А кто вы?

Как вас зовут?

Дети называют свои имена и фамилии. Воспитатель помогает.

Игра «Пошепчемся»

- Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Пошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер…Молодцы!

2. Основная часть.

(педагог показывает игрушки : обезьянку Маришку и куклу Катю)

- Кто, это к нам стучится…? Сегодня на занятие Маришка привела с собой свою подружку куклу Катю. Катя плачет, что же случилось? Катя рассказала, что девочки, которые играют с ней, называют ее Катькой. А ей нравиться, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще можно ее назвать?...

Беседа «Зачем человеку имя?»

- Ребята. Вы знаете, что у каждого из вас есть имя. Сегодня на занятии мы поговорим о ваших именах. Этим именем вас называют все люди: мама, братик, друзья…

- Зачем люди придумали имена? ( «Чтобы различать людей, по имени можно узнать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина», дети размышляют и делают вывод о том, зачем людям нужны имена).

- Правильно, молодцы. У каждого человека есть свое имя, оно выделяет его среди других.

- Если я спрошу: «Тебе здесь нравится?», вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: «Артем, тебе здесь нравится?»?

- Верно, Артем сразу поймет, что нам важно его мнение.

- Когда ребенок появляется на свет, кто дает ему имя? (родители…….)

Педагог напоминает детям, что вместе с ними растет и имя (маленький Андрейка, а взрослый- Андрей)

Игра «Прохлопаем свое имя»

- Прохлопаем ваши имена (Ма-ша, Са-ша….). А теперь мое (Ла-ри-са А- лек-сее-вна). У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество) А почему вы меня называете Лариса Алексеевна? («это уважительное обращение к старшим»). Как называется такая форма имени? («Полное имя»).

- Сейчас я назову ваши полные имена, когда вы вырастите вас так будут называть (педагог называет, каждый ребенок проговаривает и прохлопывает).

 3.Заключительная часть.

Этюд «Полянка ласки и нежности».

Игровая задача: погружение во внутренний мир эмоций, релаксация. Воспитание нежности.

- Посмотрите, мы с вами попали на «Полянку ласки и нежности». Какая замечательная полянка. Зовет нас отдохнуть. Как вас ласково называют? (ответы детей).

- Вот вам платочки, завернитесь ими, как будто вас обняла мама- закрыли глаза, мама вам шепчет ласковое имя. Педагог шепотом называет ласково каждого ребенка, ребенок шепотом повторяет. Откройте глаза, назовите еще раз ласково свое имя.

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

7.Тема: «Кто такие мальчики и девочки».

Цель: Развитие осознанного отношения к особенностям внешности мальчиков и девочек, особенностям их игр, манерам поведения.

Задачи:

Развитие осознанного отношения к особенностям внешности мальчиков и девочек, особенностям их игр, манерам поведения.

Развитие  логического мышления, мелкой моторики, слухового внимания, речи.

Формирование  адекватной самооценки.

Развитие коммуникативных навыков детей.

Воспитание навыков культуры поведения. 

Материал: картинки девочки и мальчика, а также картинки с предметами одежды, обуви, предметы ухода за волосами и атрибутами к созданию прически и т.д; игрушки: собачка, зайчик, петушок; игрушки: бубен, погремушка, дудочка (на каждого ребенка по три муз.инструмента).

Ход занятия:

1.Вводная часть

Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Основная часть.

Обсуждение прошлого занятия.

- Сегодня на занятии мы поговорим чем же мальчики отличаются от девочек, вспомним как должны вести себя девочки, мальчики .

Игра «Найди отличие, сходство»

Вызываются 2 ребенка -девочка и мальчик. Всем остальным предлагается найти внешние и внутренние различия между ними. Затем дается задание найти, чем они похожи.

( за правильные ответы детей педагог раздает фишки-красные звездочки)

- Чем отличаются мальчики и девочки?

- А чем еще кроме внешнего вида отличаются? Как вы думаете, какие хорошие поступки может совершать только мальчики (девочки)?

Пальчиковая гимнастика  «Вася, Петя».

Дети немного приподнимают руки, так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших). Когда указательный идет вперед, мизинец идет назад. Повторяют четверостишие несколько раз.

Вася, Петя, Миша, Боря

Сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают,

Вместе ножками качают.

Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»

(предлагаются детям картинки девочки и мальчика, а также картинки с предметами одежды, обуви, предметы ухода за волосами и атрибутами к созданию прически и т.д.)

Дети делятся на две группы: одни подбирают предметы, подходящие девочке и «дарят» (размещают у картинки с изображением девочки», другие- мальчику. После выполнения задания дети меняются местами и проверяют правильность выполнения задания, называют, что выбрали, как это называется и где используется.

Развивающая игра «К нам гости пришли»

- Дети, посмотрите, кто к нам в гости сегодня пришел… (педагог показывает игрушки). Это щенок Фи (воспитатель хлопает в ладоши) – ля (еще один хлопок). Воспитатель от имени Фили говорит:

- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Принес вам игрушки (воспитатель раздает детям: дудочки, погремушки, колокольчики.) Только вы ими не гремите, пока я не скажу. А то я с вами играть не буду. Сыграйте мне на бубне, а я попляшу (дети должны сыграть только на бубнах).Молодцы!

(Воспитатель аналогичным способом обыгрывает появление игрушек-  петушка, зайчика. Зайчик танцует под звуки погремушки, петушок - под звуки дудочки)

- А теперь, с вами хочет потанцевать снова Филя, вспомните, под звуки чего он плясал? Правильно под звуки бубна. Давайте сейчас вместе все будем ударять в бубен и плясать вместе с Филей (Аналогичным способом проводится игра с другими игрушками, педагог попеременно чередует игрушки, а дети издают звуки на нужных инструментах).Молодцы! Игрушкам понравилось у вас. Расскажите им , в какие игры вы сегодня играли на занятии. Игрушкам пора уходить, давайте покажем игрушкам, как вы умеете играть в игру «Отдохнем», мы их тоже научим играть в эту игру.

3.Заключительная часть.

 Релаксационное упражнение «Отдохнем»

Пальчик о пальчик: тук- тук-тук,

Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,

Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,

Локотками, локотками: цок-цок-цок,

Ножками, ножками: топ-топ-топ,

Ротик закроем, немножко помолчим!

Ритуал прощания «Все ребята молодцы!»

Все ребята – молодцы!

 Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

 И скажем: «До свидания!»

8. Тема: «Мы все разные»

Цель: Оказание детям помощи в осознании своей индивидуальности и неповторимости.

Задачи:

Формирование представлений детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, весу, возрасту.

 Развитие чувства уверенности в себе.

Развитие эмоциональной сферы.

Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Развитие памяти, воображения, логического мышления, связной речи.

Воспитание бережного отношения ко всему, что их окружает.

Материалы и пособия: игрушки (две куклы Ваня- пупс, Катя- выше куклы Вани), картинка с изображением мальчика и девочки.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Ритуал начала занятия. Упражнение «Приветствие».

Дети сидят в кругу. Предлагается по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Саша (улыбнуться, кивнуть головой),

Доброе утро, Маша… (и так далее по кругу),

Доброе утро солнце (поднять руки, затем опустить),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро всем, нам (разводят руки в стороны, затем опускают).

Игровое упражнение «Встаньте все, кто..»

Педагог называет, что встать могут лишь те, кто: любит молоко, умеет кататься на двухколесном велосипеде и т.д.» дети внимательно слушают и если это относится к ним, они могут встать.

2.Основная часть.

Обыгрывание воспитателем появления куклы Вани и Кати.

– Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Катя и её младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте поздороваемся и пригласим их к себе.

- Посмотрите, друг на друга, мы с вами уже знаем, что все люди похожи друг на друга. У нас есть…что? Правильно, у нас есть голова, туловище, руки, ноги. (Показывает на кукле, дети называют.)

– Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших гостей. Чем они отличаются? (Ответы детей.)

– Наши гости отличаются по полу: Катя – девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки.)

– Встаньте, мои девочки!

Девочки встают.

– Теперь встаньте, мальчики!

Девочки садятся, а мальчики встают.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает.

– Чем же ещё различаются наши куклы?

– Катя и Ваня – разные по росту. Катя – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький.

Затем воспитатель по очереди сравнивает детей с собой.

– Я – высокая, а Серёжа – низкий.

– Ребята, но ещё люди отличаются между собой по весу.

– Подержите Катю. Какая она? (Тяжёлая.)

– А Ваня? (Лёгкий).

– Есть люди худощавые и полные. (Воспитатель показывает картинку.)

– И у нас в группе Саша– худенький, а Оля – полная. Но они всё равно самые красивые, и мы их любим.

Игра « Я как и ты, но…..»

Дети объединяются в пары (воспитатель помогает) и выясняют, что каждый из них является индивидуальностью, несмотря на то, что они имеют некоторые сходства: например, «Я, как и ты – девочка, но я выше ростом. Я, как и ты – мальчик, но у меня светлые волосы»  и т.д.

3.Заключительная часть.

Хороводная игра «Добрая птичка».

Вышли дети на лужок,
Сели дети все в кружок.
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие.
Птичка в гости прилетела
И к Ванюше села.
Будем Ваню мы хвалить,
Будем хоровод водить.

Выполняем движения по тексту.
Используется птичка на веревочке, которая садится на любого ребенка, вокруг него водится хоровод.

Кто у нас хороший?
Кто у нас прилежный?

дети стоят в кругу

Ванечка хороший,
Ванечка прилежный.

все дети его гладят

Ну-ка, Ваня, улыбнись!
Ну-ка, Ваня, поклонись!

дети хлопают в ладоши

Дети водят хоровод, дети по очереди играют роль Вани.

4.Ритуал окончания занятия. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так, постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным личиком.

Список используемой литературы

1 Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет/ Л.В. Ладыгина. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

2.О.Князева, Р.Стеркина «Я-ты-мы. Программа социально- эмоционального развития дошкольников».

3.Ковалева И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа».

4.Микляева Н.В., Социально- нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий.- М.:Айрис –пресс, 2009.-208с.-(Дошкольное воспитание и развитие).

5. Мосалова Л.Л., Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.-80с.

6.Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.- 272с, ил.

7.Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- М.: Детство-Пресс, 1998.

8. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

9. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Заинька походи, серенький походи»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Заинька походи, серенький походи»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики для детей младшего дошкольного возраста «Цветок весны»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики для детей младшего дошкольного возраста «Цветок весны» Цель: развитие мелкой и общей моторики у детей. Задачи: • Познакомить д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста. Тема: "Пошел котик на торжок"

Занятие способствует приобщению детей младшего дошкольного возраста к культуре нашего народа через фольклор. Очень важно прививать детям любовь и уважение к культуре и традициям своего народа и начина...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Светофор».

На занятии по аппликации "Светофор" дети 3 -4 лет помогают героям мультфильма "Щенячий патруль" сделать светофоры, тем самым помогая Райдеру и его щенкам отправиться на задание. Ос...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

Вид ОД: художественно-эстетическое развитие (аппликация)Тема: «Угостим зайку морковкой»Цель: использование разнообразной видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в...

Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....