Содержание коррекционной работы в ДОУ.
материал на тему

Горождина Ирина Геннадьевна

В данном материале представлена система коррекционной работы в ДОУ комбинированного вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы

в МБДОУ д/с комбинированного вида № 46 г.о. Самара

        Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

        Задачи коррекционной работы:

выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;

преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.

        Содержание коррекционной работы:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:

коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;

все специалисты осуществляют коррекционную работу.

4.1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

        

        Коррекционная работа в ДОУ проводится для детей:

с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи);

с нарушением слуха (нейросенсорная тугоухость).

Дети с ограниченными возможностями здоровья не интегрированы в общеразвивающие группы, находятся в группах компенсирующей направленности:

5 логопедических групп для детей с тяжёлой речевой патологией (общее недоразвитие речи);

2 группы для детей с нарушением слуха (нейросенсорная тугоухость).

Логопедические группы функционируют в 5-ти дневном режиме с 12-часовым пребыванием детей.

Группы для детей с нарушением слуха функционируют в 5-ти дневном режиме с круглосуточным пребыванием детей (с 7.00 понедельника до 19.00 пятницы).

Система комплексного психолого-медико-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ

        Коррекционная работа включает время, отведенное на:

непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации:

индивидуальная;

подгрупповая.

Перечень коррекционных мероприятий:

обследование воспитанников;

изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;

заполнение речевых карт и карт обследования;

анкетирование родителей;

диагностика детей;

выбор образовательного маршрута;

подгрупповая и индивидуальная НОД;

консультирование родителей, индивидуальные беседы;

консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;

заседание коррекционной службы ДОУ;

заседание ПМПк;

обобщение передового опыта.

Мониторинг динамики развития

Цель обследования

Название, автор диагностики

Сроки

Итог обследования

Ответственный

Выявление особенностей общего и речевого развития: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией.

Сборник документов для учителей-логопедов групп компенсирующей направленности ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, И.Л. Ваенская, Е.В. Барановская, О.М. Фролова, Е.В. Мазанова. – Самара: Изд-во МИР, 2009.

Сентябрь,

Январь

Май

Заполнение речевых карт, индивидуальное планирование коррекционной работы, заполнение индивидуальных программ по мере необходимости.

Мониторинг.

Внесение корректив в речевые карты, индивидуальное планирование. Ведение индивидуальных программ. Эпикриз. Рекомендации на второе полугодие.

Внесение изменений в речевые карты, выявленных при итоговой диагностике. Эпикриз. Рекомендации. Мониторинг.

Учителя-логопеды

Выявление состояния слуха, особенностей общего и речевого развития.

Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста

М.П. 1991

Сентябрь

Январь

Май

Заполнение карт обследования, индивидуальное планирование, мониторинг.

Внесение корректив в карты обследования, индивидуальное планирование.

Внесение изменений в карты обследование по результатам итоговой диагностики. Рекомендации. Мониторинг.

Учителя-дефектологи

Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008.

октябрь

ноябрь

Заполнение индивидуальных карт

Педагог-психолог

Обследование детей при переходе на новый возрастной этап

Е.М. Борисова, Т.Д. Абдуросулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Обнинск, 1998г.

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветные матрицы Ровена.

Тест Тулуз-Пьерона.

Сентябрь

Май

Заполнение протоколов ПМПк

Педагог-психолог

Определение уровня адаптивности

раннего и младшего возраста к условиям ДОУ

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.

Ноябрь

Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации

Педагог-психолог

Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.

«Лесенка» В.Г.Щур.

Февраль

Мониторинг психологического здоровья

Педагог-психолог

Изучение компонентов учебной деятельности старших дошкольников

Тест школьной зрелости. П.Я. Кеэс. – Обнинск, 1992.

Декабрь

Январь

Рекомендации. Составление планов коррекционной работы по развитию ВПФ

Педагог-психолог

Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций

Е.М. Борисова, Т.Д. Абдуросулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста – М.: Обнинск, 1998г.

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветные матрицы Ровена.

Тест Тулуз-Пьерона.

Май

Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год

Педагог-психолог

Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)

Комплект диагностических методик направленных на диагностику сформированности личностных УУД

Апрель

Заполнение карты дошкольника

Педагог-психолог

4.2. Описание специальных условий обучения и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

        Обучение с квалифицированной коррекцией ведётся высококвалифицированными специалистами: учителями-логопедами, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Обучение с квалифицированной коррекцией происходит в специально оборудованных кабинетах (4 кабинета учителей-логопедов, 2 кабинета учителей-дефектологов, кабинет педагога-психолога).

Условия

Логопедические группы

Группы для детей с нарушением слуха

Специальные программы

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (3-5 лет). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1984.

Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада (5-7 лет). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1993.

Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. – М., 1991.

Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц – М., 2003.

Цели и задачи программы

Цель программы – построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

развитие навыков связной речи.

Цель программы – обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам.

Программа направлена на решение следующих

задач:

психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;

обогащение общего развития;

коррекция аномального развития;

подготовка к школе.

Основные методические пособия

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. – М.,2000.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2002.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001.

Носкова  Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дшкольнников с нарушением слуха.  - М., 2004.

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом.- М., 2003.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2000.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001.

 Дидактические материалы

Подбор лексического материала по закреплению правильного произношения

Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок

Картотека предметных картинок по всем лексическим темам

Подбор лексического материала по темам

Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок

Картотека предметных картинок по всем лексическим темам

Подбор материала по формированию элементарных математических представлений

Подбор материала по развитию слухового восприятия

Технические средства

Музыкальный центр

Компьютер

Телевизор

DVD плеер

Мультимедийный проектор

Музыкальный центр

Компьютер

Звукоусиливающая аппаратура фронтального пользования «Эхо»

Слухотренажеры «Интон», «Соло-01»

Аппарат для вызывания звуков И2М

Мультимедийный проектор

Телевизор

DVD плеер

4.3. Взаимодействие в работе педагогов и медицинского персонала ДОУ в реализации коррекционных мероприятий

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

                                             

        Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, нарушений слуха и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объёме коммуникативную функцию, обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.

        Заведующий детским садом производит зачисление детей в логопедические группы, направляет воспитанников логопедических групп в Городской психолого-медико-педагогический центр.

        Старший воспитатель обеспечивает организацию воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, обеспечивает организацию специалистов, осуществляющих сопровождение  ребёнка с ОВЗ, обеспечивает повышение профессиональной компетенции специалистов, а так же организует взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и различными социальными партнёрами.

        Учитель-логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов.

        Учитель-дефектолог проводит работу по коррекции слухо-речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов.

        Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от логопеда или дефектолога и исходя из общего тематического планирования.

        Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня.

        Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения.

        Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.

        Педагог-психолог осуществляет руководство работой по сенсорному развитию и развитию психических функций, способствует адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада.

        Старшая медицинская сестра обеспечивает медицинское сопровождение развития ребёнка с ОВЗ, а так же разрабатывает комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий.

        Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы  и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.

        Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

        Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов.

Перспективный план заседаний ПМПк ДОУ

Сентябрь

ПМПк № 1.

Комплектование логопедических и дефектологических групп.

Задачи на учебный год.

Входящая диагностика. Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.

Декабрь

ПМПк № 2.

Анализ адаптации детей к условиям ДОУ.

Январь

ПМПк № 3.

Промежуточная диагностика уровня речевого, слухоречевого, интеллектуального развития воспитанников.

Май

ПМПк № 4.

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с детьми в коррекционных группах. Логопедический и дефектологический мониторинг.

Определение дальнейших образовательных перспектив для выпускников подготовительной к школе логопедической  группы.

Циклограмма работы учителей-логопедов МБДОУ д/с № 46

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики).

1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

4. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики).

1. Непосредственно образовательная деятельность (восприятие художественной литературы)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Циклограмма работы учителей-дефектологов МБДОУ д/с № 46

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная)

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

4. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики).

5. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная)

2. Непосредственно образовательная деятельность (познавательная)

3. Фонетическая ритмика.

4. Совместная деятельность педагога с детьми.

5. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная)

2. Непосредственно образовательная деятельность (коррекционная)

3. Совместная деятельность педагога с детьми.

4. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

5. Музыкально художественная деятельность (элементы логоритмики).

6. Работа с семьями по реализации дошкольной образовательной программы.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная)

2. Непосредственно образовательная деятельность (познавательная)

3. Фонетическая ритмика.

4. Совместная деятельность педагога с детьми.

5. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1. Непосредственно образовательная деятельность (коммуникативная)

2. Непосредственно образовательная деятельность (восприятие художественной литературы)

3. Совместная деятельность педагога с детьми.

4. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

4.4. Взаимодействие ДОУ с организациями, специализирующимися в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья

Условные обозначения:

        Двусторонняя постоянная связь

        Двусторонняя эпизодическая связь

        Односторонняя постоянная связь

        Односторонняя эпизодическая связь

п/п

Партнеры

Вид сотрудничества

1.

ГС(К)ОУ № 117

Создание комплекса непрерывного образования, осуществление преемственности в обучении, воспитании, корреции

2.

МУ РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Варрель»

Организация совместной деятельности, оказание ранней специализированной помощи детям с нарушением слуха, обмен информацией, подготовка кадров

3.

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия   (ПГСГА)

Организация прохождения педагогической практики студентами, совершенствование подготовки специалистов

4.

Отделение психологического сопровождения образовательного процесса ЦРО   (ОПСОП)

Проведение мероприятий, диагностика и консультирование детей и родителей, методическое сопровождение педагога-психолога, учителей-логопедов

5.

ГПМПЦ

Диагностика дошкольников, выдача заключений

6.

Городская поликлиника № 13

Обеспечение медицинского обслуживания воспитанников

7.

СИПКРО, ЦРО

Повышение квалификации педагогов

8.

МДОУ «ЦКР» г. Новокуйбышевск

Презентация опытом работы

9.

 Другие ДОУ

Обмен опытом работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание коррекционной работы" в образовательной программе ДОУ комбинированного вида с учётом ФГТ

Раздел программы "Содержание Коррекционной работы " в ДОУ с учётом требований ФГТ разрабатывается при воспитании в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоров...

Задачи и содержание коррекционной работы при 2 – м уровне ОНР.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко...

Содержание коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...

Организация и содержание коррекционной работы по логоритмике

методические рекомендации по организации занятий по логоритмике...

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

«Содержание коррекционной работы по подготовке к школе детей с речевыми нарушениями»

Поступление ребенка в школу  важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7 летнего возраста владел...