Мониторинг в средней группе
методическая разработка по теме

диагностические задания для определения уровня развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Задания к мониторингу для средней группы по программе «От рождения до школы»

ОО

Содержание

1

-

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

А) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?».

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).


Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение».

Задание:

- «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».


Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полоскает рот после еды


Критерии оценки:

4 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.


2

-

К

О

М

М

У

Н

И

К

А

Ц

И

Я

Уровень сформированности словаря:

А) Дидактическая игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки (на усмотрение педагога).

Задание:

- Воспитатель показывает ребенку по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы:

- Что это? (шар)

- Какой он? (красный, большой, воздушный)

- Что с ним можно делать? (играть, катать по полу, подбрасывать, ловить и др.).


Б) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Задание:

- Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».      

 Я буду начинать предложение, а ты подумай и скажи, как его можно закончить.

- Сахар сладкий, а перец - … (горький).

- Дорога широкая, а тропинка - … (узкая).

- Пластилин мягкий, а камень - … (твердый).

- Мачеха злая, а Золушка - … (добрая).

- Днем всегда светло, а ночью - … (темно).


В) Задание «Расскажи о мальчиках».

Материал: сюжетные картинки с изображением двух мальчиков – один чистый, аккуратный, веселый, второй – неряшливый, грустный.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением двух мальчиков. Затем организует беседу по вопросам:

- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

- Один мальчик веселый, а другой  какой? (Грустный).

- Быть неряшливым хорошо?

- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

- А какой мальчик тебе нравится? Почему?


Г) Дидактическая игра «Скажи одним словом».

Материал: предметные картинки – мебель, овощи, фрукты, животные                      (по 4-5 картинок каждого вида).

Задание:

Воспитатель предлагает разделить картинки по группам, назвать, кто или что изображено на них, и определить обобщающее понятие.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением.

3 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением, но после небольшой словесной подсказки воспитателя.

2 балла – понимает и употребляет слова-антонимы, существительные                         с обобщающим значением; но допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств, качеств и действий с предметами, эстетических характеристик.

1 балл – словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов-антонимов и существительных с обобщающим значением.


Уровень сформированности звуковой культуры речи:

А) Дидактическое упражнение «Повтори правильно».

Задание: воспитатель называет слова, а ребенок повторяет за ним (внимание обращается на отчетливость произнесения слов, звуков).

- Каша, молоко, арбуз, картон, крокодил, закрыть, платье, река, лампа, самолет, шуба, щука, чулки, тапки, мороз, дуб, зуб, столб, банка, певец, врач.


Б) Дидактическое упражнение «Скажи чистоговорку» (внимание обращается на произношение и интонационную выразительность).

- Коси коса, пока роса.                                - Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

 Роса долой, и мы домой.                          Что-то шепчут камыши.

- Ра-ра-ра, ра-ра-ра,                                 - Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

На дворе у нас гора.                                  Забивали мы голы.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру                                   Лу-лу-лу, лу-лу-лу,

Собирайте детвору.                                  Возле окон на полу.

- Жа-жа-жа,  жа-жа-жа,                                - За-за-за, за-за-за,

Тут ежата у ежа.                                          Здесь привязана коза.

- Щи-щи-щи, щи-щи-щи,                        - Ча-ча-ча, ча-ча-ча,

Ты иди, меня ищи!                                   Не буду плакать у врача!

В) Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Задание:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук: ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка. При повторе просит назвать первый звук.


Критерии оценки:

4 балла – осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

3 балла - осмысленно произносит слова и фразы за воспитателем, но иногда требуется повтор, выделяет первый звук в слове.

2 балла – не все звуки произносит чисто, может выделить первый звук в слове.

1 балл – большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется                в выделении первого звука.

________________________________________________________________________________________________________

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

А) Дидактическое упражнение «Закончи предложение»,

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения (обращать внимание на согласованность слов в предложении, правильность использования предлогов).

- «Наступила ночь и …»

- «Мы пошли с мамой в магазин и купили …»

- «Мне нравится зима (лето, осень, весна), потому что…»


Б) Дидактическая игра «Прятки».

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, лисята, зайчата) или предметные картинки с их изображением.

Задание:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных.

- Это лисята (медвежата и др.).

Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек (картинок). После того как ребенок откроет глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, лисят и др.).


В) Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол).

Задание:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все эти предметы?

- Назовите известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (чай, сахар, конфеты, сухарики…)

- В какую посуду мы положим сахар? (сахарницу)

- А сухарики? (сухарницу)


Критерии оценки:

4 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и  правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

3 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и  правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, но с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар-сахарница и др.), осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно использует в речи простые или сложносочиненные предложения, исключая сложноподчиненные предложения; допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями.

________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития связной речи:

А) Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Задание:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки                       с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать                       о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.


Б) Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек (машина, мяч, кукла, зайчик и др.).

Задание:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагается описать любую из игрушек по такому же плану.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке.

3 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке, но с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов; отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков.

1 балл – ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать                              о содержании сюжетной картинки, не способен по образцу описать игрушку.

3

-

П

О

З

Н

А

Н

И

Е

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Предметное и социальное окружение»


Уровень знаний о предметах ближайшего окружения:


А) Дидактическая игра «Чудесный        мешочек» (материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме – муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т.п.).

Задание:

- Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).

- Опиши его (какой предмет).


Б) Дидактическая игра «Что из чего?» (материал: образцы 8 материалов – глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов).

Задание: воспитатель предлагает ребенку назвать материал и соотнести картинки.

- Какой это материал?

- Что из него делают? (посмотри внимательно на картинки и вспомни).


В) Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое зоопарк?» (материал: картинка с изображением зоопарка).

Вопросы:

- Что это?

- В нашем поселке есть зоопарк?

- Хотел(а) бы ты увидеть зоопарк?

- Что тебе интересно узнать о зоопарке? (Или: Что ты уже знаешь о нем?)


Критерии оценки:

4 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

3 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

2 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но не может назвать материал, из которого сделан этот предмет; проявляет недостаточный интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

1 балл – ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях:

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра) или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т.п.).

Задания:

- Покажи на картинке детей (дай им имена).

- Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама).

- Кем работают твои родители?

- Покажи родителей папы и мамы. Кто это для тебя?

- Чем вы любите заниматься всей семьей?

- Какой у тебя самый любимый праздник? Почему?


Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях, но с наводящими вопросами.

2 балл – ребенок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.

1 балл – ребенок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний ребенка о городе, деревне, родном поселке:

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни, фотографии     с достопримечательностями родного поселка.

Вопросы при рассматривании картинок:

- Чем отличается город от деревни?

- Как называется поселок, в котором мы живем?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Рассмотри фотографии нашего поселка. Тебе известны эти места?

- Есть ли у тебя в поселке или в деревне у бабушки любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.

Критерии оценки:

4 балла – рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка.

3 балла - рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка, но со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок знает название поселка, своей улицы. Осведомленность                 о достопримечательностях поселка незначительна.

1 балл – ребенок знает название поселка, но затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний о профессиях:

Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, шофер, почтальон, продавец). Картинки                                        с изображением профессиональных принадлежностей.

Вопросы:

- Назови, кто изображен на картинках.

- Что делает врач?

- Что нужно врачу для работы?

- Каким должен быть врач?

- А милиционер?

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?


Критерии оценки:

4 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.).

3 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.), но со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия, но затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это только с помощью наводящих вопросов.

1 балл – правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности.

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой»


Уровень знаний о растениях:

А) Дидактическая игра «Собери урожай»:

Материал: 2 корзинки разной формы или цвета, предметные картинки                        с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и фруктов (яблоко, груша, слива, персик).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой – овощи.


Б) Дидактическая игра «Что можно собрать в корзинку?»

Материал: 2 корзинки разной формы или размера, предметные картинки                     с изображением ягод (малина, смородина, крыжовник) и грибов (маслята, опята, сыроежки и др.).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки и собрать                   в одну корзинку ягоды, а в другую – грибы.

__________________________________________________________________________________________________________________________

В) Дидактическая игра «Заполни клетки правильно»

Материал: 3 игровых поля (большие квадраты). Предметные картинки                         с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина), цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик), комнатных растений (4-5 видов                           в соответствии с программой и растущими в группе: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула, аспидистра и др.).

Задание: воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, цветок) и просит разложить все картинки по квадратам в соответствии с их принадлежностями.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно выполняет задания, самостоятельно определяет их классификацию.

3 балла – ребенок правильно выполняет задания, определяет их классификацию после словесной помощи воспитателя.

2 балла – ребенок знает и правильно называет все картинки,  но распределяет их в соответствии с заданием только по показу воспитателя и ошибается в классификации.

1 балл – ребенок ошибается и в назывании предметных картинок, не может классифицировать даже с помощью воспитателя.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний о жизни диких и домашних животных:

А) Дидактическая игра «Охотник и пастух». 

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Задание: воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку                    с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.

Задает уточняющие вопросы.

- Кто такой охотник?

- Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.


Б) Дидактическое упражнение «Кто это?»

Материал: предметные картинки с изображением пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен и отдельно выделить группу насекомых. Затем попросить рассказать ребенка о способах передвижения.


В) Беседа с детьми:

- Почему человек заботиться о домашних животных?

- Какие домашние животные дают молоко?

- Какие домашние животные дают пух и шерсть?

- Какие домашние животные несут яйца?

- У каких домашних животных есть рога и копыта?

- Какие дикие животные впадают в спячку?


Критерии оценки:

4 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят).

3 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят), но только с наводящими вопросами воспитателя.

2 балла – ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, умеет их классифицировать с помощью воспитателя, но ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.

1 балл – ребенок знает и называет некоторых домашних и диких животных, но допускает ошибки в их классификации и затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным:

Материал: различные сюжетные картинки (дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т.п.).

Задание: воспитатель просит ребенка внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, а кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? Что нужно людям, растениям и животным, чтобы жить? (воздух, вода, питание и т.п.).


Критерии оценки:

4 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредит им (не кормит собаку сладостями, не рвать растения и т.п.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.

3 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, Делится своими познаниями о живом и неживом, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой, познания о живой и неживой природе немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по содержанию каждой картинки; значительные затруднения при выполнении задания.

Формирование элементарных математических представлений


Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5:

А) Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (6-7 шт.) разной величины и цвета.

Задания:

- Что ты видишь на столе?

- Сколько  кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый (красный и др.) кубик?

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно сказать о них?


Б) Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5 штук).

Задания:

- Сколько бабочек в верхнем ряду?

- Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем  ряду).


Критерии оценки:

4 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество, но только после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета;  но затрудняется сравнивать количество предметов путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции); но может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний об эталонах величины:

А) Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.)

Задания:

- Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

- «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».


Б) Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик (или др.).

Задания:

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Что можно сказать о длине дорожек?

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения, но после дополнительного объяснения взрослого, или использования один раз одного из видов сравнения.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень знаний о геометрических фигурах:

А) Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров – большие и маленькие.

Задание:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.


Б) Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, прямоугольник, цилиндр).

Задание:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник).


Критерии оценки:

4 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами, но с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, но не называет шар, куб, прямоугольник; только с помощью педагога называет их характерные отличия; без помощи взрослого не может  соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг (или др. фигуру); не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентировка в пространстве:

А) Дидактическая игра «Поручения».

Материал: набор игрушек – матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Задание:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

- Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа.


Б) Дидактическая игра «Назови, что видишь».

По заданию воспитателя ребенок встает около окна. Затем воспитатель просит ребенка показать правую, левую руки,  назвать предметы в группе, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Повернуться к окну и назвать, что находится далеко, а что близко.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов                               в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется                    с заданиями, не сделав ни одной ошибки.

3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов                              в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется                   с заданиями, не сделав ни одной ошибки, но после небольшой словесной подсказки взрослого.

2 балла – ребенок после обширных дополнительных инструкций справляется                  с заданиями, но не знает левую и правую руки.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентировка во времени:

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки и стихи о разных частях суток.

Задание:

- Внимательно послушай потешку или стихотворение, определи время суток и найди соответствующую картинку.

-    Утром дети просыпаются,                        -  Вечер – солнышко садится,        

В детский садик собираются.                           Всех зовет угомониться.

Делают все по порядку:                                   Хочет посмотреть в тиши

Занимаются зарядкой,                                   «Спокойной ночи, малыши».

Завтракают и играют,                                -  Ночью дети спят в кроватке.

Все растенья поливают.                                   Снятся сны им сладки, сладки.

-      Днем гуляем и играем.                                   Звезды светят им в тиши,

Все листочки собираем.                           Спите крепко, малыши.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

- Чем ты сегодня ел на завтрак (обед)? Что ты делал вчера? Куда пойдешь завтра?


Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра, но дополнительными словесными подсказками взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется  определить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток, не понимает значения слов: вчера, сегодня, завтра.

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

Умение анализировать постройку по схеме:

Материал: схема постройки.

Задания:

- Какая деталь лежит в основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?


Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, трехгранная призма.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).

Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома).


Уровень сформированности элементарных умений конструирования из бумаги:

Материал: прямоугольный лист бумаги.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку сложить прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

4

-

Т

Р

У

Д

Раздел «Развитие трудовой деятельности»

( в процессе наблюдений)

А) Самообслуживание:

- умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду;

- умение с помощью взрослого приводить в порядок свою одежду (чистить, просушивать);

- умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.).


Б) Хозяйственно-бытовой труд:

- умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, игры; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки; вместе с воспитателем убирать на участке мусор, расчищать снег;

-  умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки).


В) Труд в природе:

- умение поливать растения (при участии воспитателя);

- умение и желание заботиться о подкормке зимующих птиц;

- приучение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая) – при участии воспитателя;


Критерии оценки:

4 балла – выполняет самостоятельно.

3 балла – выполняет с помощью взрослого.

2 балла – выполняет в общей со взрослым деятельности.

1 балл –  не выполняет.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Воспитание ценностного отношения

к собственному труду, труду других людей и его результатам


А) Умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.


Б) Умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.


В) Проявление предпосылок ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).


Г) Желание и стремление оказывать помощь.


Критерии оценки:

4 балла – побуждения устойчивые.

3 балла – побуждения неустойчивые.

2 балла – побуждения ситуативные.

 1 балл – побуждения не проявляет.

5

-

Ч

Т

Е

Н

И

Е


Х

У

Д

О

Ж

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

Й


Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

Ы

Дидактическое упражнение «Любимые сказки».

Материал: иллюстрации к знакомым сказкам и рассказам Ю.Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева (например: «Аленушка» Ю.Васнецова, «Лисичка-сестричка и серый волк» Е.Рачева и др.).

Задание:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и назвать знакомые сказки, затем просит назвать свою любимую сказку и ее главных героев – «Про кого эта сказка?».


2. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку».

Задание:

Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение, которое ему нравится,              а затем считалку.


Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Задание:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- К кому сначала побежала курочка за помощью?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку                              с использованием настольного театра.


Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки.

3 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа сказки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

6

-

Б

Е

З

О

П

А

С

Н

О

С

Т

Ь

Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:

А) Дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка.

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице:

- Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…).

Б) Дидактическая игра «Специальные машины».

Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?


Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:

А) Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»  (с подгруппой детей)

Материал: мяч.

Задание:

Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода).


Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (в ходе наблюдений):

- Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

- Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц.

- Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице.

Критерии оценки:

4 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.

3 балла – ребенок выполняет правила со словесной  помощью воспитателя.

2 балла – ребенок выполняет все правила в общей со взрослым деятельности (моторная помощь).

1 балл – ребенок не выполняет большинство правил безопасности.

7

-

С

О

Ц

И

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

1. Изучение игровой деятельности:

Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р.Р.Калининой)

Процедура: проводится наблюдение за свободной игрой детей.

Обработка данных: заполняется диагностическая карта на основе полученных показателей.

А) Распределение ролей:


4 балла - самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

3 балла – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2 балла – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль…? Кто хочет быть…? и т.д.

1 балл - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял посуду – повар).

__________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Основное содержание игры:


4 балла – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

 3 балла – выполнение действий, определяемых ролью.

2 балла – действие с предметом в соответствии с реальностью.

1 балл – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

__________________________________________________________________________________________________________________________

В) Ролевое поведение:


4 балла – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

3 балла – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

2 балла – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

1 балл – роль определяется игровыми действиями, не называется.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Игровые действия:


4 балла – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

3 балла – игровые действия многообразны, логичны.

2 балла – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко  фиксированы.

1 балл – игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например: кормление).

__________________________________________________________________________________________________________________________

Д) Использование атрибутики и предметов-заместителей:


4 балла – использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

3 балла – использование мнгофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т.д.) и при необходимости их изготовление.

2 балла – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей ( игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т.д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

1 балл – использование атрибутики при подсказке взрослого; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т.д.).

__________________________________________________________________________________________________________________________

Е) Использование ролевой речи:


4 балла – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свою роль.

3 балла – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

2 балла – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т.д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называет свое имя.

1 балл – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Ж) Выполнение правил:


4 балла – соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении всей игры.

3 балла – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться                                 в эмоциональной ситуации.

2 балла – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

1 балл -  отсутствие правил.

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам:

Методика «Сюжетные картинки».

Материал: картинки с изображением положительных и отрицательных поступков.

Процедура: проводится индивидуально. Ребенку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны  лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие и объяснить.


Критерии оценки:

4 балла – правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены ярко, адекватно, проявляются в мимике, активной жестикуляции; развернуто обосновывает свой выбор, называет моральную норму или правило поведения.

3 балла -  правильно раскладывает, эмоциональные реакции выражены неярко, адекватно, проявляются в неактивной мимике и жестикуляции; может обосновать свой выбор ситуативно с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла – правильно раскладывает, но эмоциональные реакции выражены неярко; объяснение действий неверное.

1 балл – путает картинки, эмоциональные реакции отсутствуют или неадекватны, объяснение действий объяснить не может даже с помощью взрослого.

__________________________________________________________________________________________________________________________

3. Уровень сформированности гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу:

А) Дидактическое упражнение «Расскажи о себе»

Задание:

- Кто ты: мальчик или девочка?

- Когда ты вырастешь, кем будешь- мамой или папой, бабушкой или дедушкой?

- Как мальчики должны относиться к девочкам? А к мальчикам?

- А девочки к мальчикам? А к девочкам?

- У тебя есть друг (подружка)? Как вы любите играть вместе?


Б) Дидактическое упражнение «Кто живет в твоей  семье?»

Задание:

Педагог просит ребенка рассказать о своей семье:

- С кем ты живешь?

- Кто еще есть в вашей семье?

- Где живут бабушка и дедушка? Они чьи – папины или мамины?

- Как ты помогаешь дома родителям?


В) Дидактическое упражнение «Как мы в садике живем»

Задание:

- Как зовут ваших воспитателей? Младшего воспитателя?

- Кто еще работает в детском саду?

- В какую группу ты ходишь в детском саду?

- Куда вы ходите заниматься в детском саду?

- Где можно взять игрушки на занятие?

- Где нам варят обед?


Г) Дидактическое упражнение «Родная страна»

Задания:

- Как называется наша Республика?

- Как называется наш поселок?

- Кто служит в армии? (пограничники, моряки, летчики)

- Какие праздники ты знаешь?

Критерии оценки:

4 балла – знания детей содержательные, системные.

3 балла – знания детей четкие, но краткие.

2 балла – знания детей отрывочные, фрагментарные.

1 балл -  знания детей в большинстве случаев не сформированы.

8-

М

У

З

Ы

К

А

Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.


4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки кварты – ре-соль; в пределах сексты, септимы). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.


4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (медвежонок и лисенок) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».

«Медвежонок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Лисенок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – очень громко, тихо, громко).


4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Тембровый слух:

Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: колокольчик, металлофон, треугольник.


4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).


4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки,  берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы).

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе средней группы), определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).


      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

____________________________________________________________________________________________________________________________

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию колыбельной песни, ответить на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?» или «Что ты хочешь, кошечка?» или «Где ты?».


      4 балла – ребенок свободно сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом.

     3 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом, после оказания ему моторной помощи.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкальная память:

Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).


      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется).

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки, ходьба – «торжественная», спокойная, «таинственная», бег – легкий и стремительный).


4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне (барабане) простейшую мелодию на одном звуке (н-р: «Андрей-воробей», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.

9

-

Х

У

Д

О

Ж

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

Е


Т

В

О

Р

Ч

Е

С

Т

В

О

Знакомство с искусством,

Задание: «Украсим группу»

Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.


Рисование


Что изучается?

Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему        

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок»        Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».

Вопросы:

- Какие герои есть в сказке «Колобок»?

- Кого Колобок встретил первым (последним)?

- Какой герой тебе нравится больше всех?

Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»        

Критерии оценки

4 бала- возможности ребенка выше возрастных особенностей

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

____________________________________________________________________________________________________________________________

Что изучается?

Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства        

Дидактические игры, упражнения

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть        

Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи ( филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)        

Критерии оценки

4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

___________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Дидактическая игра «Назови цвет».

Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета.

Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого...) цвета        

Критерии оценки

4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

____________________________________________________________________________________________________________________________

Лепка

Что изучается? Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку        

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки        

Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий        

Критерии оценки

4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

____________________________________________________________________________________________________________________________

Аппликация

Что изучается?  Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге Дидактические игры, упражнения

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».

Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей        

Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя расти-тельные и геометрические формы        

Критерии оценки

4 балла- возможности ребенка выше возрастных особенностей 

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инструментарий по мониторингу в средней группе

Инструментарий по программе " Детство". Образовательные области " Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Мониторинг (сентябрь) средняя группа

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2014 – 2015 уч.год. Согласно плану работы МКДОУ, проводился мониторинг образовательного процесса воспи...

Мониторинг (Май) средняя группа

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2014 – 2015 уч.год.Согласно плану работы МКДОУ, проводился мониторинг образовательного процесса воспит...

Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе.

Аналитический отчетпо результатамитогового мониторинга детей средней группыза 2015-2016 учебный год....

Итоговый мониторинг детей средней группы

Итоговый мониторинг детей средней группы...

Сводная таблица мониторинга в средней группе

Результаты мониторинга по образовательным областям в средней группе...

Аналитический отчет по результатам итогового мониторинга детей средней группы за 2017-2018 учебный год.

С помощью программы АИС «Мониторинг развития ребенка»проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального...