Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста
статья по теме

 

 Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы

социальной защиты населения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение города Москвы

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

«Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья:

 Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы

социальной защиты населения

 

   

Целевой возраст: методисты, воспитатели

детских домов-интернатов для

умственно отсталых детей

 Воспитатель ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:

 Егорова Любовь Ивановна

   

г. Москва, 2012 г.


Ощущения и восприятие—это первая ступень познания окружающего мира и всех наших знаний о нём. Эта ступень важна на протяжении всей жизни.

        Восприятие - это сложный психический процесс, который формируется на основе синтеза разных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, кинестетических. Процесс восприятия связан с вниманием, памятью, мышлением, направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Именно восприятие связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Целостное восприятие как бы подготавливает некоторые стороны причинного мышления. Когда человек детально представляет предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.

        У нормально развивающегося ребёнка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражённой нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Недоразвитие познавательной деятельности - основной признак умственной отсталости. Нарушения касаются, прежде всего, процессов отражения окружающей действительности - ощущений и восприятий.

        

Для умственно-отсталых детей характерны:

   Замедленность всех видов восприятия

(зрительных, слуховых, кинестетических и т.д.)

   Узость, ограниченность объёма воспринимаемого материала

   Недифферентность

   Инактивность, тоесть пассивность восприятия;

У детей нет стремления разобраться во всех свойствах предъявленного им для восприятия предмета. Неумение всматриваться, искать и находить важные свойства предмета, избирательно рассматривать какую-либо часть предмета.

     Нечёткость, искажённость воспринимаемых образов;

     Отсутствие интереса к окружающим предметам и игрушкам затрудняет освоение предметных действий;

   Отсутствие планомерности в обследовании предмета приводит к неполноте полученной информации;

Но при правильной коррекционной помощи у детей развиваются все важные, значимые для человека психические процессы. Это помогает детям адаптироваться в социальной среде, то есть сформировать такие личностные черты, как самостоятельность и независимость.

        

С детьми моей группы я работаю 4 года (с 2008 года). Изначально в группе было 10 детей в возрасте от 6-8 лет, девочки. Двое детей с глубокой умственной отсталостью и восемь с умеренной. Пять человек с диагнозом «синдром Дауна».

Все дети - с речевыми нарушениями, не говорящие, но понимающие обращённую к ним речь. Восемь детей с нарушением зрения, трое из которых - с предписанием постоянно носить очки. У всех детей нарушена координация движений, моторика рук.

При тестировании детей выяснилось - их невозможно включить  в элементарную игровую ситуацию, так как попытки сконцентрировать их внимание на игрушках и игровых предметов удавалось лишь на короткое время

Действия детей отличались бесцельным манипулированием предметами, неусидчивостью, разбрасыванием и разрушением. Все попытки организовать игру оказывались безуспешными. Действия детей отличались либо импульсивностью, либо заторможенностью, нецеленаправленностью. Интерес к игрушкам практически отсутствовал, но каждый ребёнок проявлял интерес к тактильному общению со мной, тоесть каждый хотел ,чтобы его погладили и приласкали.

ТЕСТИРОВАНИЕ:

                При обследовании на узнавание цвета (и выбора цвета по образу) оказалось:

узнают цвета и правильно выбирают -6 детей;

допускают ошибки- 4 детей;

не узнающих - не было;

(Детям предъявлялись цветные кружки бумаги из 7(семи) основных цветов. Дети должны были подобрать кружки нужного цвета);

При тестировании особенностей восприятия геометрической формы

○   □    ∆  оказалось:

        Смогли правильно соотнести по предложенным образцам-формам соответствующие им геометрические фигуры-6 детей;

        Справились, но допустили ошибки-2 детей;

        Не справились-2 детей;

С упражнением на сравнение предметов по величине детям многократно повторяли хаотичные пробы. Дети  неоднократно пытались бездумно втолкнуть  фигуру в разные прорези независимо от размера;

При складывании круга из 2х частей с тестом смог справиться только 1 ребёнок;

Одним из самых сложных заданий оказалось составление из 2х частей изображения целого. Предварительно рассмотрев с детьми  целостный образец знакомой игрушки «собачка», делила картинку на 2 части по вертикали и просила её сложить.

 С заданием справились - 3детей;

 При делении картинки по горизонтали-с заданием не справился никто.

Таким образом:

Анализ теста показал отсутствие у детей целостного восприятия образа, которое возможно лишь в том случае, если ребёнок овладел сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предмета.

На основании проведённого мною тестирования и полученных результатов, я наметила основные задачи по коррекционной работе:

Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства;

Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства;

Обучать детей действиям с предметами;

Помогать обнаруживать основные свойства предметов, их значения и особенности;

Учить детей объединять свойства предметов в целостный образ;

Развивать внимание посредством дидактических игр;

Особое место в процессе коррекционного обучения заняли «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников »,- разработанные А.А. Катаевой и Е.А. Стребелевой.

        Для раздаточного материала использовала наиболее понравившиеся детям игры:

На цвет

Нанизывание на леску разноцветных пуговиц, разных по цвету и размеру;

Расставление в стаканчики разноцветных фломастеров в соответствии с образцом;

«Найди пару»- разложение цветных камушков по доминирующему цвету

На форму

«Почини коврик», сделанный из ткани с прорезями из геометрических форм;

«Геометрическое лото»

На величину

 «Матрёшки»;

Тарелочки, убывающие по величине;

Доски с предметами, убывающими по величине, высоте, ширине;

Для того, чтобы у детей создался целостный образ предмета, в своей работе я использовала основные сенсомоторные методы - рассматривание предмета, ощупывание, наложение предметов друг на друга, сравнение. Эта работа проводилась как на занятиях, так и в повседневной жизни.

        Особенно хочу обратить ваше внимание на метод наложения предметов друг на друга. Чтобы точно наложить предмет на предмет и получить одно изображение от детей требуются: большая концентрация внимания, усидчивость, координированные движения рук и пальцев, глазомер.

        Положительные результаты получались не сразу и не у всех. Для детей с синдромом Дауна, гиперактивным детям - в самом начале работы - это была трудновыполнимая задача, так как «руки не слушались», «не сиделось». Если у детей не получалось - они сердились, в раздражении бросали изображения на пол, плевались в знак протеста.

Мне приходилось проявлять терпение  и настойчивость.

Сначала сама показывала способ выполнения, а затем предлагала детям повторить за мной. От удачно выполненной работы дети испытывали огромные положительные эмоции.

 Хочу поделиться с вами моим способом создания коррекционного материала. Для этого я использовала толстую ламинированную плёнку, внутри  которой рисовала красным фломастером контур предметов, так как красный цвет - самый  различаемый и узнаваемый детьми. Формы предметов идут от простых к сложным.

Свойства плёнки - прозрачность, мягкость, прочность для многократного использования, гибкость, надёжность при сминании - позволили её использовать при наложении, достигая коррекционные цели.

На начальном этапе я работала с детьми индивидуально и только спустя большой промежуток времени, картинки с плёнкой использовались на групповых занятиях. Дети по кругу передавали картинки для выполнения работ.

        «…Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение объёма знаний, умений и установлений контактов со взрослыми. Если внимание отсутствует, ребёнок не сможет ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребёнка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания…» /Е.К. Стребелева/. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания.

        Игры, наиболее понравившиеся  и запомнившиеся детям:

«Найди такой же»,— предлагала ряд изображений (3-4), на которых нарисованы разнообразные по цвету простые игрушки. Нужно было найти подобное с изображением- образцом.

«Чего не хватает»,— на 3 рисунках изображена одна и та же игрушка, но на одной недостаёт 1,2,3х деталей (у мишки нет лапки, ушка, шортиков).

Рассматривая предметы, следовала общей схеме:

Восприятия целостного облика предмета;

Выделение его главных частей и определение их свойств(форма, цвет, величина);

Определение пространственных отношений относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);

Выделение мелких деталей и определение их величины соотношения расположения;

Повторное целостное восприятие предмета;

Плоский предмет обводили по контуру. Объёмный - обследовали двумя руками ощупывающими движениями.

В результате у детей складывалось представление о свойствах предмета.

Для развития целостного восприятия я использовала упражнения:

«Сложи картинку из 2х частей»,- предметная картинка, разрезанная вертикально, разрезанная горизонтально;

«Что изображено?»,- картинки с неполным изображением предметов. Перед детьми картинки с изображением животных и картинки с неполным изображением животных, лежащие вперемешку. Затем я предлагала детям соотнести неполное изображение с образцом;

«Дорисуй предметы»,- методичка Т.Н.Головиной;

«Что ты видишь?»,- карточки с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга;

«Рисуем по контуру»,- листы бумаги с контурным изображением овощей и фруктов, цветные карандаши. Я предлагала детям обвести разными цветами контуры предметов;

«Разрезные картинки» (геометрической формы),- Я предлагала детям составить из частей целое;

«Пазлы»,- из всех игр это самая увлекательная игра, в которую дети играют с огромным желанием.

Развивает все психические процессы;

Развивает моторику рук и пальцев;

Развивает уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения;

Даёт положительные эмоции;

Даёт возможность составлять предмет, сюжетную картину из 9 до 120 пазлов;

Преимущество пазлов перед картинками состоит в том, что фигурные прорези отдельных пазлов позволяют собранной картине не рассыпаться, не расползаться, не разъезжаться. За счёт фигурной штамповки они удерживают друг друга.

Итог:

В результате тяжёлой, кропотливой работы изо дня в день  из смены в смену, я и мои коллеги по работе добились следующих результатов:

Многие дети различают и показывают пословесные инструкции,  сенсорные эталоны (цвет, форму, величину);

Научились собирать пазлы:

Изображение из120 пазлов- 2 детей;

Изображение из 60 пазлов- 1 ребёнок;

Изображение из 30 пазлов- 3 детей;

Изображение из 12 пазлов-1 ребёнок;

Изображение из 4 пазлов- 2 детей;

             

        И только у 1 ребёнка отмечается в развитии регресс, всвязи с обострением психического заболевания;

        


Литература:

Цикото Г.В.  – «Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста» – М., 1991.;

Катаева А.А., Стребелева Е.А. – «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»: Кн. для учителя–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 г.;

Краснощекова Н.В. – «Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты». – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Презентация для работы по развитию восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Презентация для работы по развитию восприятия цвета с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.

Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....

Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.

Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и ...

Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира ( старший дошкольный возраст)

Картотека дидактических игр для развития целостного восприятия окружающего мира (старший дошкольный возраст)...