«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
презентация к занятию по рисованию (средняя группа) по теме

Трифонова Марина Александровна

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет. Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Таким образом, проблема развития чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретические подходы к вопросу формирования восприятия цвета у дошкольников  могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов. В своих исследованиях отечественные психологи опираются на учение И.М. Сеченова и  И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. Большой вклад в разрешение принципиальных вопросов формирования восприятия цвета, ее сущности, внесли работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, И.М.Соловьева, Б.М.Теплова, П.А. Шеварева и других.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию. Однако психологи и педагоги такие, как Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Э. И. Кубышкина, Г. П. Новикова, Н. П. Сакулина и др. придерживаются иной точки зрения, рассматривая восприятие цвета как одно из проявлений художественной способности человека.

До настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия. Цветовая характеристика создаваемого образа является важным средством образной выразительности детского творчества. Вместе с тем существующая система работы с детьми не обеспечивает развития у детей чувства цвета, необходимого для создания выразительного образа. Существует противоречие между требованиями практики и теоретической неразработанностью данной проблемы. С учетом возникшего противоречия был сделан выбор темы исследования: «Развитие  восприятия цвета у детей дошкольного на занятиях  изобразительной деятельности».

Объектом нашего исследования является  восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является  работа воспитателя по развитию восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Целью  работы является изучение и эмпирическое решение проблемы развития  цветового  восприятия у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_vospriyatiya_tsveta_u_doshkolnikov.pptx119.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №и 39 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Город Ковров 2013 год

Слайд 2

Объект и Предмет исследования Объектом является восприятие цвета у детей дошкольного возраста. Предметом является работа воспитателя по развитию восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Слайд 3

Целью работы изучение и эмпирическое решение проблемы развития цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.

Слайд 4

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Проанализировать состояние разработанности вопроса развития восприятия цвета у дошкольников в психолого-педагогической литературе. 2) Изучить особенности развития восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста МБДОУ № 10 г. Ковров. 3) Разработать и апробировать экспериментальную программу развития восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. 4) Выявить эффективность экспериментальной программы развития восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью.

Слайд 5

Гипотеза исследования: развитию цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста будет способствовать использование комплекса специально-организованных занятий изобразительной деятельности при соблюдении следующих условий: - создание эмоциональной атмосферы переживания цветового многообразия окружающей действительности в процессе восприятия; - включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цветовую характеристику; - доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на развитие детского восприятия цвета; - использование комплекса наглядных пособий по цвету.

Слайд 6

комплекс методов и методик: - теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы воспитания и обучения в детском саду; - тестирование с применением методик: «Подбери по цвету», «Положи фигуры на свое место»; - педагогический эксперимент; - качественно-количественная обработка полученных данных.

Слайд 7

Основные этапы исследования: -Поисково-подготовительный (апрель-июнь 2012 г.). Осуществлялся системный анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы с целью изучения проблемы исследования, его целей, задач, гипотезы, проведения констатирующего замера. -Опытно-экспериментальный (июль - сентябрь 2012 г.). Заключался в проверке гипотезы, в разработке и апробации экспериментальной программы развития восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. На этом этапе проводился формирующий эксперимент. -Контрольно-итоговый (октябрь-ноябрь 2012 г.). Выявлялась эффективность экспериментальной программы развития восприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение исходных и заключительных данных, на основании которых подводились итоги опытно-экспериментальной работы и делались выводы. Оформление работы.

Слайд 8

Практическая значимость исследования заключается в подборе и разработке упражнений, обеспечивающих развитие у детей дошкольного возраста умения работать цветом

Слайд 9

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА База исследования дети дошкольного возраста средних групп №5 и № 6 МБДОУ № 10. В двух группах детей 4-5 лет (экспериментальной и контрольной) в количестве – по 20 человек в каждой

Слайд 10

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА три этапа: На 1 этапе проводилась первичная диагностика восприятия цвета у дошкольников, констатирующий эксперимент; На 2 этапе осуществлялся формирующий эксперимент: реализация программы занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста; На 3 этапе проводилось повторная (контрольная) диагностика восприятия цвета у дошкольников для определения эффективности осуществленной программы занятий.

Слайд 11

Сравнительный анализ развития восприятия цвета в контрольной группе и экспериментальной группе (констатирующий этап) Результаты методики «Подбери по цвету»

Слайд 12

Сравнительный анализ развития восприятия цвета в контрольной группе и экспериментальной группе (констатирующий этап) Результаты методики «Положи фигуры на свое место»

Слайд 13

программа занятий изобразительной деятельности по развитию цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста Цель программы: систематизировать знания детей по цветоведению , ознакомить с особенностями цвета, постепенно развивать у детей эстетическое чувство цвета.

Слайд 14

Сравнительный анализ развития восприятия цвета в экспериментальной группе в начале и в конце исследования Результаты методики «Подбери по цвету»

Слайд 15

Сравнительный анализ развития восприятия цвета в контрольной группе в начале исследования и в конце Результаты методики «Подбери по цвету»

Слайд 16

Сравнительный анализ развития восприятия цвета в экспериментальной группе в начале и в конце исследования Результаты методики «Положи фигуры на свое место»

Слайд 17

Уровень развития восприятия цвета в контрольной группе Результаты методики «Положи фигуры на свое место»

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Развитие восприятия цвета у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.

Восприятие цвета у детей раннего возраста.Игры на подбор нужного цвета. Игры на сравнение предметов по цвету....

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Презентация для работы по развитию восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Презентация для работы по развитию восприятия цвета с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Возрастные особенности восприятия цвета у детей, игры на развитие функции....

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является ...