Восприятие музыки ребенком
материал по теме

Макарова Юлия Игоревна

Семинар-прктикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_vospriyatie_muzyki.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Восприятие музыки ребенком»

      Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И детское исполнительство, и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности (пение, движения, игра на музыкальных инструментах) могут служить средствами его развития.  

         Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало и донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней.

        В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей? Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый человек, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?

      Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

       Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

          В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

          В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

           В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование  было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

          Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

        В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

        Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонационный словарь разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

         В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять из представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной  и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

           Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей.

       Основой организации слушания музыки в условиях групповой комнаты является прослушивание фонозаписей. Обсуждение с детьми прослушанного произведения очень полезно для формирования устойчивого интереса к народной и классической музыке. Поощрение попыток детей рассказать о своих впечатлениях от прослушанных произведений, посещения концерта, театра, просмотра телевизионных передач, музыкальных видеофильмов способствует формированию у ребенка эмоционально – положительной установки к занятиям музыкой.

           Детям младшего дошкольного возраста доступны небольшие по объему песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися образами. Это песенки про животных, про самых близких им людей. Дети чувствуют настроение музыки о природе, окружающий мир игрушек, понятные им явления действительности. В этом возрасте дошкольники способны различать регистры, тембровую окраску двух–трех инструментов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание музыки.

         Дети 4-5 лет различают средства выразительности. Например, низкий регистр, медленный темп, негромкая звучность ассоциируется с изображением образа медведя в пьесе В.Ребикова «Медведь».

          Достаточное развитое восприятие детей старшего дошкольного возраста позволяет дать им некоторые знания о музыке как виде искусства. Дети уже различают бытовые жанры музыки: песня – танец – марш; различают народную и классическую музыку; при прослушивании объясняют разницу между музыкой вокальной и инструментальной.

         Ознакомление с классической музыкой позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о композиторах (зарубежных, отечественных), расширить представления о возможностях музыки (вокальная – песня, романс; инструментальная – сольная, ансамблевая, оркестровая), ее жанровых разновидностях (песня, пьеса, опера, балет). При этом следует обратить внимание на связь музыки с художественной литературой, театром и живописью.  

       Вот методы и приемы, направленные на развитие восприятия.


Традиционные методы

наглядный

    слуховой

    Практический

                                                                        Беседа                                    Оркестровка муз. пр.,

                                                           (установка на слушание)                 инсценировка, передача

                                                                                                                       характера в движении  


Наглядно-

слуховой

Наглядно-

Зрительный

Исполнение                Показ

         музыки                иллюстраций,

                                         картинок,

                                       применение

                                         наглядных

                                          пособий

А сейчас я попробую раскрыть вам все эти методы и приемы на примере знакомства с «Детским альбомом» П.И.Чайковского. Педагоги превращаются в детей.

                                                        Задачи:

Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом»  и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.

              Порядок пьес:

Утренняя молитва

Игра в лошадки (мал)

Марш деревянных солдатиков (мал)

Болезнь куклы (дев)

Новая кукла (дев)

Немецкая песня (путеш)

Французская старинная мелодия (путеш)

Неаполитанская песня (путеш)

Баба-Яга (Возвращается в Россию)

Камаринская

Вечерняя молитва  

(После прослушивания каждой пьесы педагоги определяют ее характер).

Муз.рук.: Ребята, мы с вами уже говорили о том, что П.И.Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран. Вы хотите, чтобы страницы этого альбома ожили? Вы поможете мне  в этом? Начнем.

                                     

1.Это произведение нужно слушать молча.

                                             «Утренняя молитва»

Какие звуки ясные, солнечные!

2.Дети проснулись, потянулись, начали играть. Первые игры – мальчиков. Открываю страницу.

Одна из любимых игр мальчиков – это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка – качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки – лошадки. Вот мамин поясок. Давайте поиграем в лошадки.

                                            «Игра в лошадки»

(Две пары детей скачут, а остальные – цокают, держат вожжи, стучат копытцами; команда «Но!», «Тпру!»)

3.Я приоткрываю следующую страницу. У вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними? Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был сделан из олова (показ картинок из книжки). Но были еще и деревянные солдатики – очень красивые и нарядные, в синих мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского.  Послушайте пьесу о деревянных солдатиках.

                                        «Марш деревянных солдатиков»

(Первый  - командир, ведет всех детей. А остальные дети берут деревянные инструменты – помощники)

Как можно назвать эту пьесу?

4.Мальчики разыгрались, а девочкам тоже хочется. Чем любят играть девочки?

Моя любимая кукла Маша заболела. Наверно, прыгала по лужам.

                                               «Болезнь куклы»

(Одна девочка качает куклу, а вторая ударяет по колокольчику палочкой на акценты)

5.Кукла выздоровела. Как новая. (Переворачивает куклу) Повеселись с ней.

                                                    «Новая кукла»

(Девочка бегает веселиться с куклой)

 6.А вы любите путешествовать?

Чайковский очень любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке.

Первая страна – Германия.

                                              «Немецкая песня»

(Мальчик играет на бубне сильную долю, а остальные хлопают по показу:

1 ч.: 1 – хлопок; 2 – руки в стороны;

2 ч.: 1 – хлопок вправо; 2,3 – влево.)

7.Франция. Там барышни. (показывает куклу)

                                  «Старинная французская мелодия»

(Девочки идут друг за другом, в конце фразы – реверанс 2 раза. Кружение)

8.Следующая страница и следующая страна – солнечная Италия. Сделаем целый оркестр.

                                       «Неаполитанская песенка»

(Кастаньеты, маракасы, бамбуковые палочки, деревянные прищепки, бубен, колокольчик. Остальные дети щелкают пальчиками и хлопают над головой – в стороны)

9.Нам пора возвращаться в Россию.

Следующая страница… Боюсь открывать.

                                                «Баба-Яга»

(Водит игрушкой, улетает)

10.В России есть свои танцы, своя музыка. (от слова выкамариваться – приплясывать)

                                                   «Камаринская»

(1 ч: дети играют на ложках и инструментах из бересты;

 2 ч: взрослый играет ритм на бубне)

11.День заканчивается, наступает вечер. А вы не помните, какая была первая страница? Есть вечерняя молитва. Даже услышим звон колоколов.

                                                «Вечерняя молитва»

(В конце взрослый играет на треугольнике)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужн...

Консультация для родителей-Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях

Материал предназначен музыкальным руководителям для работы с родителями...

Консультация о воспитании культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....

Консультация для родителей "Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях"

Правила поведения при встрече с музыкойРекомендации "Как развивать музыкальный слух"...

Выступление по теме "Восприятие музыки - основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника"

В конспекте выступления можно найти основной материал, который четко и конкретно раскоет эту тему....

Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...