Дидактические и развивающие игры для развития внимания детей.
материал (старшая группа) по теме

Генелидзе Наталья Александровна

Дидактические и развивающие игры для развития внимания дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и развивающие игры

на развитие внимания дошкольников 

1.Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задача: Развивать внимание дошкольников посредством выделения характерных признаков из описания воспитателя.

Игровой замысел: Угадать, о какой игрушке говорит воспитатель.

Игровой материал: Несколько однородных игрушек, отличающихся по некоторым внешним особенностям (три мишки, куклы, машинки и т.д.)

Методика проведения: Воспитатель расставляет перед детьми несколько однородных игрушек,  отличающихся некоторыми деталями, и описывает одну из них, стараясь при этом не акцентировать характерного для неё признака. Дети должны определить, какую игрушку описывает воспитатель.

Правило: Дослушать описание до конца, а затем назвать игрушку.

“Какая кукла”

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: “Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)”.
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре “Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?”; “Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?”).

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРЫШКИ

Дидактическая задача: учить узнавать и называть цвет; развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотношения деталей по цвету; совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук, упражняясь в развинчивании и завинчивании крышек, воспитывать усидчивость.
Материалы: горловины от пластиковых бутылок с разноцветными крышками (без надписей), кукла Петрушка, Мешочек.
Внимание!
Линию среза обработать наждачной бумагой (бруском)!

Руководство: педагог вносит в группу Петрушку и мешочек с крышками, сообщает, что Петрушка смастерил для детей интересные игрушки. Дети рассматривают их, уточняют, из чего они сделаны. Петрушка предлагает поиграть — открутив и закрутив крышки несколько раз. Похвалив детей за ловкость, Петрушка просит каждого ребенка назвать цвет крышки и обращает внимание на то, что цвет крышки совпадает с цветом кольца на горловине. Затем открученные крышки дети убирают в мешочек, оставив у себя горловины. Каждый поочередно достает (не выбирая) любую крышку, называет ее цвет, самостоятельно находит, у кого горловина с кольцом такого же цвета, и отдает ее. Игра продолжается до тех пор, пока все крышки не будут закручены.
Примечания: при повторе игры увеличить количество игрового материала (на 1 ребенка до 3), разнообразить оттенки. Игра станет подвижной, если крышки разложить по группе (на мебели, окнах и т.п.), а горловины раздать детям. По сигналу (или под музыку) дети ищут свои крышки.
Игровые упражнения: “Путаница”
2–3 детей Петрушка просит помочь разобрать перепутанные крышки (у всех цвет крышек не совпадает с цветом кольца на горловине). По окончании хвалит детей за помощь и вежливое обращение друг с другом.

«Раскрась узор».

Задача: Развивать внимание детей.

Игровая задача: Правильно раскрасить фигурки в узорах.

Игровой материал: Набор серий для раскрашивания, цветные карандаши.

Методика проведения:  Воспитатель предлагает раскрасить узоры определённым образом, например, все кружки – красные, квадраты – жёлтые.

Правило: Стараться раскрашивать аккуратно и правильно.

 «Внимание – Угадайка».

Задача: Развивать внимание и детскую сообразительность.

Игровая задача: Рассмотреть 3 картинки, нарисовать их правильно и придумать ещё одну свою картинку.

Игровой материал: Набор из серий специальных карточек-рисунков, листы бумаги, простые карандаши.

Методика проведения: Игра является усложнённым продолжением игры «Внимание».

Проведение такое же, как в предыдущей игре, но появляются дополнения к заданиям: детям необходимо проследить изменения фигурок при переходе от одной к другой, выявить закономерность и дорисовать свою фигурку.

Правила: 1) Все фигуры должны быть расположены в один ряд или в колонку

                     (по договоренности).

                 2) Рисовать фигуры нужно последовательно, то есть, сначала- 1-ю,

                      затем рядом с ней – 2-ю, и т.д.

                 3) Начинать рисовать только тогда, когда картинки будут спрятаны.

 «Внимание».

Задача: Развивать внимание и зрительную память детей.

Игровая задача: Внимательно рассмотреть, запомнить и нарисовать увиденный рисунок.

Игровой материал: Набор из серий специальных карточек-рисунков, листы бумаги, простые карандаши.

Методика проведения: Дети рассаживаются за столы. Воспитатель на несколько секунд показывает какую-либо фигуру, знак или чёткий контур, затем карточку прячут? А детям предлагают нарисовать её.

Фигуры-задания разделены на серии по 6 фигур, сложность фигур возрастает от первой к последней в каждой серии.

Правило: 1) Внимательно рассмотреть картинку.

                 2) Начинать рисовать только тогда, когда картинка будет спрятана.

 «Волшебный столик».

Задача: Учить детей управлять своим вниманием.

Игровой замысел: Внимательно следить за происходящим и замечать изменения.

Игровой материал: Небольшой стол, накрытый с трёх сторон тканью до пола, под ним – ящик с игрушками; настольная ширма; набор сюжетных (образных) игрушек для сюжетных сценок.

Методика проведения: Воспитатель предлагает поиграть в театр. А помогут это сделать волшебные слова:

«Столик, столик, послужи,

Нам игрушки покажи.

Всё, что ты покажешь,

Мы потом расскажем.

Цоп-топ, тара-ра,

Начинается игра!

Цоп-топ, на-на-на,

Наступает ти-ши-на…»

Последнее слово воспитатель произносит полушёпотом, с замедлением голоса.

Воспитатель садится за столик, ставит настольную ширму, затем расставляет игрушки для первой сценки (например, на коврике, положив голову на подушку, спит собачка, а рядом сидит кукла и на коленях у неё мячик), убирает ширму.

     Детям задаются вопросы, помогающие понять содержание сценки  и назвать её персонажи, их действия и предметы. После этого снова ставится ширма, сценка меняется (убираются коврик и подушка, кукла и собачка сидят друг напротив друга, будто перекатывают мячик). Ширма убирается, возникает новая сценка. Воспитатель, используя вопросы, помогает детям увидеть то, что изменилось в сценке. Дети отвечают, что было раньше, и что происходит сейчас, поменялось ли место игрушек на столе.

     Игра повторяется с другими игрушками.

Правила:1) Прежде, чем ответить на вопрос, нужно вспомнить, что было в предыдущей сценке.

3) соблюдать тишину после слов: «Наступает ти-ши-на».

 «Отзовись, не зевай!»

Задача: Развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Игровой замысел: Вовремя откликнуться на зов партнёра.

Игровой материал: Парные картинки с изображением птиц (петух, курица, гусь, утка, ворона, воробей), животных (корова, коза, лошадь, собака, кошка).

Методика проведения: Дети рассаживаются на стульчики лицом друг к другу на некотором  расстоянии. Воспитатель говорит, что сейчас всем раздаст по картинке, но предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Каждый должен хорошо рассмотреть, что изображено на его картинке.

     Воспитатель объясняет детям, что картинки парные, и у каждого зверя или птицы есть дружок (точно такая же картинка). Каждая птица или животное будет звать своим голосом своего дружка. «Как позовёт свою подругу кошка?» - спрашивает воспитатель. – Правильно, она будет мяукать: «Мяу – мяу!» А другая кошка должна быстро ей ответить: «Мяу – мяу! Я слышу, иду!» Каждый, кого позвали, должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, показать друг другу картинки и положить их в коробочку.

Правила: 1) Подаёт голос и вызывает пару тот, кого назвал воспитатель.

                 2) Нужно вовремя откликнуться на зов дружка.

                 3) Нельзя показывать полученную картинку раньше времени.

 «Пальчик».

Задача: Развивать целенаправленное внимание и умственную активность детей.

Игровой замысел: Найти и показать тот предмет, который назвал воспитатель.

Игровой материал: Набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, мебель, цветы, предметы домашнего обихода.

Методика проведения: На столе раскладываются картинки двумя рядами по 10-12 в каждом. Раскладывая картинки, воспитатель показывает их детям и предлагает назвать, что на них изображено. Затем внимание детей обращается на то, что у каждого на руке есть один палец, называющийся указательным. «Сегодня указательный палец нам будет помогать искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на неё палец), то её и получит».

    Далее воспитатель вызывает двух детей, предлагает им сесть друг против друга, при этом указательные пальцы находятся на краю стола и не поднимаются до тех пор, пока картинка не будет названа. «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится…морковка?» дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто первым поставил свой пальчик на морковку?» Победитель получает картинку.

Правило: Держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

 «Раз, два, три – говори!».

Задача: Развивать целенаправленное внимание детей.

Игровой замысел: Узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется.

Игровой материал: Набор картинок, отражающих предметное окружение ребёнка (посуда, растения, одежда, мебель, животные и т.д.), кружки для поощрения.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям поиграть с картинками. «Я буду показывать картинки по одной, а вы – называть их. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано,  и вспомните, как это называется. Когда я скажу «Раз, два, три – говори!» - называйте, что изображено на картинке. Кто первый правильно назовёт – тот её получит». Сначала игра проводится со всей группой. Затем то же задание предлагается выполнить по 4 ребёнка. Ребёнок, давший первым верный ответ, получает картинку. Остальные, правильно назвавшие предмет, получают поощрительный кружок.

Правило: Не называть предмет раньше времени.

. «Что изменилось».

Задача: Развивать внимание детей.

Игровой замысел: Угадать, что изменилось на столе.

Игровой материал: Набор любых игрушек или предметов, настольная ширма.

Методика проведения:  Перед детьми на столе расставляются 3-4 предмета (игрушки). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, затем отгораживает предметы от детей ширмой, убирает или добавляет один предмет. Ширма убирается, у детей спрашивают, что изменилось.

Правило: Не отвечать раньше времени, ждать, кого спросит воспитатель.

 «Что одинаковое и что разное».

Задача: Развивать внимание детей посредством сравнения предметов и установления разных и одинаковых признаков.

Игровой замысел: Заметить одинаковое и разное.

Игровой материал: Набор игрушек, сходных и различных по внешнему виду.

Методика проведения: Перед детьми расставляются разные игрушки. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки: все ли разные или есть одинаковые, похожие. Затем вместе с детьми сравнивает пару похожих, но неодинаковых игрушек, давая образец для сравнения. После этого даётся задание детям попарно: «Таня и Маша буту сравнивать вот эти две куклы», «Миша и Петя рассмотрят два автомобиля» и т.д. После того, как дети рассмотрят игрушки, они всем рассказывают, что у этих игрушек одинаковое, а что разное.

Правило: Сначала сказать, что у игрушек разное, а что одинаковое.

“Сравни кукол”

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

“Назови одним словом”

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

“Сравни медвежат”

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

“Прятки”

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

“Чего не стало?”

Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) “Кого не стало?” (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: “Чего не стало?” (Игрушек.) “Каких игрушек не стало?”

Так в играх с предметами (“Чего не стало?”, “Чего нет у куклы?”) дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (“не стало утят, игрушек”, “нет тапочек, платья, рубашки”).

“Кто назовет больше действий”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

“Разложи картинки”

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

“Кто что умеет делать”

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

“Где что можно делать”

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

“Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

“Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

“Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

“Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

“Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

Конструирование

«Дома и мебель для гнома».

Дидактические задачи:

- выбор полосок по словесному указанию взрослого;

- установления соответствия между цветом и числом;

- развития воображения. Игровые задачи:

- обыгрывание построек, сделанных детьми (использование при этом дополнительных материалов: плоскостных изображений деревьев, кустов, цветов, животных и т.д. - их могут предварительно нарисовать и вырезать дети).

Материал:

-  Гном и другие мелкие игрушки;

- разноцветные полоски

Организация деятельности:

1.  Гном приходит к детям и сообщает, что он решил построить дом. Для этого он отобрал «доски» - полоски разного цвета: 4 красные - для стен; 1 желтую - для крыши; 1 розовую - для трубы.

2.  Ребенок - при необходимой помощи взрослого - выбирает из набора такие же полоски.

3. Строя «стены» дома, одни дети ставят полоски вертикально («как столбики»), другие - кладут горизонтально ( «как бревнышки»)

4.  После того, как «стены» готовы, кладется «крыша» ( желтая полоска) и ставится труба ( розовая полоска).

5.  В каждый «построенный» дом ребенок «привозит» мебель - кровать для Гнома (стенки кровати и матрас - красные, на кровати - 2 белых подушки)

6.  Гном вместе с детьми любуется построенными домами и кроватями, «примеряет» их для себя. Дети играют со сделанными ими постройками

( используя при этом Гнома и другие мелкие игрушки ).

Примечание. Гном активно «участвует» в постройках: задает детям вопросы, помогает при затруднении, хвалит и т.д.

Конструирование «Собака».

Дидактические задачи:

-  отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

- распределять полоски в пространстве с целью получения заданного образа;

-  ( предварительно ) познакомить детей с тем, как организуются выставки собак, что на них происходит.

Игровые задачи ( дополнительно):

- Организовать игру «Выставка собак». Материал:

-  Гном и другие мелкие игрушки;

- полоски: 4 розовых (число 2 ), 1 голубая ( число 3 ) и 1 белый квадрат (число 1 ). Организация деятельности:

1. Гном «говорит» детям, что ему нужна собака для того, чтобы сторожить дом, и предлагает составить собачку из полосок (см. рис. 7 ).

2.  Каждый ребенок самостоятельно отбирает нужные полоски, называет их цвет и количество, составляет собаку.

3. Дети рассматривают получившихся у них собак и рассказывают, как они их составляли ( сколько полосок и какого цвета они взяли для того, чтобы составить голову, туловище, хвост).

4.  Дети играют с составленными из полосок собачками, используя Гнома и другие игрушки.

“Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

“Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

“Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

“Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

“Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

“Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

“Оркестр”.

Цель. Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в звуке “р” (закрепление).

Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке под знакомый мотив без слов ++: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), ри-ри-ри (для скрипачей). Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда воспитатель взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться (3-4 песенки). Можно использовать музыкальные загадки: 3-4 детей задумывают песенку, играют на своих “инструментах”, остальные угадывают ее.

“Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

“Что для чего”.

Цель. Развивать логическое мышление, закрепить знания о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов.

Ход игры. Детям даются игрушечные инструменты или картинки, их изображения и дошкольники отвечают на вопрос: “Для чего они нужны?”. Например: Иголка, чтобы шить одежду. Топор, чтобы рубить дрова и т.д.

“Кому что нужно”. (“Что кому”).

Цель. Знать название предметов труда и их назначение. Упражнять детей в произношении фраз из 4-6 слов.

Ход игры. Воспитатель вывешивает предметные картинки с изображением инструментов и спрашивает: “Что это? Кому и для чего нужен этот предмет?”. Дети отвечают на эти вопросы.

“Чудесный сундучок” (чудесная коробочка или мешочек).

Цель. Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!”. Дети по очереди вынимают из сундучка картинки или настоящие предметы, показывают всем и четко называют их.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили слова достаточно громко и четко произносили звуки.

Кто пробежит ( проскачет, прошагает ) всю полоску

( Рисуем и играем «на улице» )

Дидактические задачи:

- различение полосок по длине и по цвету;

- подсчет количества «клеточек - единиц» в полосках.

Игровые задачи: выбрать движение ( бег, ходьба, прыжки ) и проделать его на выбранной полоске, пройдя по ней от начала до конца. Материал:

-  цветные мелки ( цвета которых соответствуют цветам полосок ). Организация деятельности:

1. На асфальте мелом определенного цвета рисуют полоски соответствующей длины, делят их на «клеточки - единицы» ( в начале это делают взрослые, а затем пытаются сделать сами дети ).

2.  Дети выбирают движение и «заказывают» ту полоску, которую они смогут пройти этим движением ( в этом случае они выигрывают).

Игра «Ленточки в подарок».

Дидактические задачи:

- различение полосок по цвету;

- освоение эталонов цвета и их названий;

- использование в речи слов: «такая же», «тоже розовая», «одинаковые по цвету и по длине» и т.д.

Игровые задачи: организация ребенком режиссерской игры, «вхождение» в роль,

разыгрывание действий персонажей игры.

Материал:

-  ограниченный набор разноцветных полосок;

- по 1 игрушке на каждого ребенка. Организация деятельности:

1.  Набор полосок ( Набор целесообразно ограничить, оставив для каждого ребенка по 2 полоски каждого цвета - из основных цветов) разложен на столе

(или на ковре).

Ребенок выбирает для своей игрушки по 2 понравившиеся ей «ленточки» ( полоски) одинакового цвета, называет его: «Это - красная ленточка и это - такая же», или «Эта желтая и эта желтая», «Одна ленточка - розовая и другая - розовая» и т.д.

2. Дети (сидя на ковре) инсценируют разговор своих игрушек:

- У меня две голубые ленточки!

- У меня две розовые ленточки! И т.д.

Аналогично организовываются игры с полосками других цветов

“Состязание барабанщиков”.

Ход игры. Игроки, постукивая пальцами правой руки под столом, выбивают по очереди определенный ритм, показанный воспитателем. Если они делают это правильно, то получают фишку. Выигрывает состязание тот, кто получил больше всех фишек. Начальный ритм могут выбирать и сами игроки, без показа воспитателем.

“Барабанщики”.

Ход игры. Вытянуть указательные пальцы обеих рук вперед и стучать ими поочередно, как барабанными палочками, вверх вниз, остальные пальчики сжаты в кулачки.

Бум-бум, бам-бам, бам-бам, барабаним в барабан.

“Грабли”.

Ход игры. Руки вытянуты перед собой, ладони смотрят вниз, пальцы полусогнуты, изображают грабли. Дети как бы подгребают к себе мусор.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

“Фонетическая зарядка”.

Цель. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей; учить детей правильно и отчётливо произносить звуки.

Ход игры. Дети произносят за воспитателем звукосочетания, изображающие действия предметов труда, звучание машин.

“Воет” зубоврачебная машина: в-в-в... Чикают ножницы: чик-чик-чик... Стучит молоток: тук-тук-тук... Жужжит сверло: з-з-з... Визжит пила: вжик-вжик-вжик... Колокольчик звенит: динь-динь-динь... Дудочка дудит: ду-ду-ду... Стучит барабан: бам-бам-бам... Стучат колёса: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та... Гудит мотоцикл: др-др-др... Сигналит машина: би-би-би... Поют песенку: ля-ля-ля.

“Мы построим новый дом”.

Ход игры. На слова первой строчки стихотворения строим из пальцев дом: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). На слова второй строчки делаем из двух рук топор, рубим деревья (брёвна). На слова третьей и четвертой строчки, сразу на двух руках, загибаем поочередно пальцы, начиная с большого и кончая мизинцем. На слово “замазку” сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук. На последней строчке ладонь кладем на ладонь снизу вверх, как бы накладывая кирпич на кирпич.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

“Строим домик для зверей”.

Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с ... (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з ...

Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с-с ... (делают медленные движения)
З-з-з-з ... (движения ускоряются).
В нём серый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

“Строим дом”.

Ход игры. Дети приседают и, постукивая одним кулачком о другой, проговаривают слова.

А ну-ка, веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём!
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

«Музыканты»

Мы музыканты,
Вот нас сколько!
(Дети шагают на месте)
Мы сыграем польку для друзей.

2. Бум-бум-бум
В барабаны бей!
(Дети прячут все пальцы, кроме указательных, в кулачки)
Бум-бум-бум,
(Вытягивают  руки вперед и стучат указательными пальцами вверх вниз)
Ну-ка, кто сильней!

3. Ду-ду-ду-
(Дети поднимают голову вперед и вверх и изображают пальцами дудочку)
Гудки гудят,
Ду-ду-ду-
Зовут ребят!

4. Эй, вы, звоночки,
(Дети поднимают руки вверх,  трясут кистями, изображая звоночки)
Зазвоните,
Весело звоните
Динь-ли-день!

“Пильщики (пила)”.

Ход игры. Дети строятся парами друг против друга. Каждые двое подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова.

1). Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела:
Ж-ж-ж-ж ...
Треснула и стала,
Начинай сначала!

2). Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала!

После слов “Треснула и стала” дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.

“Спрятались от дождика” (форма).

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

“На что похожа эта фигура”

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

“Волшебный мяч”

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

“Грибочки и ежик” (величина).

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

“Выбери пуговки” (величина).

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

“Собери капельки в стакан” (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

“Подбери шарик” (цвет)

Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.

“Кто чем занимается”.

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

“Посади на свою скамеечку” (форма).

Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.

“Большой и маленький предмет”

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

“Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки - мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры: 

Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.

Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.

Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры: 

Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры: 

Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.

Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: 

Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

Конструирование цветных человечков (коллективная работа).

Дидактические задачи:

- освоение эталонов цвета и их названий;

- развитие представлений о высоте предметов,

- развитие умений сравнивать предметы по высоте;

- развитие умений создавать образы человечков (конструируя их из заданных деталей и дорисовывая)

Игровые задачи: предложить детям объединиться в пары и разыграть «разговор» цветных человечков (содержание этого разговора зависит от эмоций, изображенных на их лицах).

Материал:

- набор разноцветных полосок (по одной полоске каждого цвета);

- лица человечков, вырезанные из бумаги, выражающие разные эмоции;

- треугольные шапочки (тех же цветов, что и полоски);

- цветные карандаши или фломастеры (тех же цветов, что и полоски). Организация деятельности:

1)  Ребенок составляет цветных человечков (каждый составляется из трех частей - головы, туловища-полоски и шапочки того же цвета, что и полоска).

2) Каждому человечку ребенок пририсовывает руки и ноги (того же цвета, что и его одежда).

3) Каждый ребенок рассказывает:

- какого цвета человечка он составил;

- какой высоты каждый человечек (самый высокий/низкий, средний, выше/ ниже и т.д.), сравнивает и выстраивает человечков по высоте.

Игровое упражнение

«Строим дорожки».

Дидактические задачи:

- различение и группировка полосок по цвету;

- освоение эталонов цвета и их названий;

- использование в речи слов: «такая же», «одинаковые», «тоже красная» и т.д. Материал:

-  набор разноцветных полосок. Организация деятельности:

1) Предложить группе детей из 3 - 4 человек построить:

- белую дорожку;

- розовую дорожку;

- голубую дорожку и т.д.

2) Пусть каждый ребенок выберет цвет и построит дорожку самостоятельно.

3) Дети (при необходимости с помощью взрослого) выясняют, дорожка какого цвета получилась самой длинной (короткой),какая дорожка короче (длиннее), еще короче (длиннее) и т.д.

Конструирование

«Пирамидка» и «Лесенка»

(дидактические задачи и материалы те же, что и в  «поезде»)

А) Пирамидка.

Рассмотрите и обсудите с детьми строение нескольких пирамидок. Предложите им построить пирамидку из полосок - для этого надо найти самую длинную полоску и положить ее в основание пирамиды, затем следующую по длине полоску положить так, чтобы середины полосок совпадали и т.д. -

 б)  Лесенка «вертикальная»

Строится в направлении слева направо с постепенным увеличением полосок по размеру.

в) Лесенка «горизонтальная» - в ней самая длинная полоска находится внизу, остальные полоски кладут так, чтобы их правые концы совпадали

Пусть дети поупражняются в названии цветов «ступенек» лестниц

 Примечания.

1. Воспользовавшись этими постройками, можно организовать дополнительно игру «Какая полоска исчезла», с целью развития внимания детей и уточнения их представлений об эталонах цвета: ребенок закрывает глаза, взрослый в это время убирает одну из полосок; открыв глаза, ребенку надо отгадать, какая из полосок спрятана.

2. Для развития пространственных представлений детей (освоение понятий «выше», «ниже», «над», «под») и закрепления эталонов цвета полезно задавать им вопросы такого типа:

Полоски какого цвета находятся выше синей, ниже желтой ? Какая полоска над (под) розовой ? и т.д.

Конструирование «Поезд»

Дидактические задачи:

- развитие представлений о цвете;

- развитие представлений о длине («длинный», «короткий» и т.д.);

- развитие умений сравнивать полоски подлине («длиннее» - «короче» и т.д.);

- (предварительно) знакомство детей с тем, что такое поезд, из чего он состоит, для чего предназначен (что перевозит).

Игровые задачи: организация каждым ребенком режиссерской игры «Поезд». Материал:

- набор разноцветных полосок (по одной полоске каждого цвета);

- силуэт паровоза (для каждого ребенка);

- дополнительные мелкие игрушки для разыгрывания сюжета. Организация деятельности:

1)  Каждый ребенок строит (на ковре или на столе) поезд - присоединяет к паровозу вагоны, начиная с самого длинного (или, наоборот, короткого);

2)  Обсуждается, какого цвета вагоны, какой из них самый длинный, короче, еще короче..., самый короткий.

Конструирование:

«Мосты через реку»

Дидактические задачи:

- развитие представлений об эталонах цвета;

- развитие представлений о ширине («широкий», «узкий» и т.д.), длине;

- (предварительно) знакомство с тем, что такое река, какие бывают мосты через реки. Игровые задачи: организовать коллективную сюжетно -ролевую или индивидуальную режиссерскую игру «Переправляемся через реку».

Материал:

-  набор разноцветных полосок;

- длинная извилистая «река», ширина которой изменяется (в коллективной работе), или «реки» и «ручейки» разной ширины, вырезанные из голубой бумаги (в индивидуальной деятельности);

-  (дополнительно) силуэты различных видов транспорта ( или изображающие их мелкие игрушки).

Организация деятельности (коллективной):

1)  Предварительно дети рассматривают иллюстрации, изображающие мосты через реки.

2) На ковер (длинный стол) помещается длинная извилистая «река», ширина которой изменяется.

3) Каждый ребенок (при необходимости с помощью взрослого) намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него полоски соответствующей длины (важно, чтобы их длина перекрывала ширину реки).

4) После строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них, какой он длины, какой - короче, какой - длиннее.

5) (Дополнительно). Дети с помощью игрушек или силуэтов, изображающих разные виды транспорта, проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост (могут ли на нем разъехаться машины и другие виды транспорта).

Игра-конструирование «Разноцветные заборы»

(«Спрячь игрушку»).

Дидактические задачи:

- развитие представлений о цвете, умения называть цвета;

- развитие представлений о высоте («высокий», «низкий» и т.д.);

- развитие представлений о длине;

- развитие умений сравнивать предметы по высоте и длине;

- (предварительно) посещение зоопарка. Игровые задачи - организовать:

- коллективную игру «Зоопарк»,

- игру-драматизацию по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей ?> Материал:

- набор разноцветных полосок;

- силуэты животных разной высоты;

- мелкие игрушки (воробей и др. - см. стихотворение). Организация деятельности:

1) Каждый ребенок получает силуэт какого-либо зверя и строит забор такой высоты, который его спрячет ( так, чтобы «не было видно»).

2) Обсудите с детьми, где - за забором какого цвета - живет самый высокий зверь, за каким - самый низкий и т.д.

3) Выясните дополнительный вопрос: какие заборы получились длиннее, какие короче.

4) Обратите внимание детей на то, что все «дощечки» в «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол».

Дидактические задачи:

- развитие ориентировки в пространстве ( «над», «под», «верхняя», «нижняя»);

- развитие количественных представлений детей;

- сопоставление полосок по длине двумя способами:

а) наложения; б) приложения.

Материал:  ограниченный набор разноцветных полосок, в который входят розовые и красные  кукла ( по имени Маша). Организация деятельности:

Способ 1. Сравнение длины полосок наложением.

Взрослый разыгрывает ситуацию, в которой Маша собирает ленточки для своих кукол и сравнивает их длину:

- Сначала Маша собрала ленты красного цвета.

Ребенку предлагается сделать то же самое.

Действия детей сопровождаются словами взрослого: «Возьми одну ленточку, еще одну и еще одну».

Выясняется, одинаковы ли ленточки по длине или различны.

Примечание. Здесь желательно спровоцировать противоречие между мнениями детей и Маши: если дети говорят, что ленточки одинаковы по длине, то Маша утверждает, что они разной длины. В этом случае возникает необходимость проверки, кто прав.

Маша решила проверить, все ли ленточки одинаковы по длине. Для этого она положила одним концом каждую ленту к краю стола и наложила одну из них на другую. Ребенок проверяет, одинаковой ли длины его ленточки ( действия ребенка сопровождаются комментариями взрослого, в которых он обращает внимание на то, как расположены концы «ленточек»: спрятались они друг под другом или нет).

Делается вывод: ленты «спрятались» друг под другом, их концы совпали. Это значит, что ленточки - одинаковы по длине.

Способ 2. Сравнение длины полосок способом приложения ( проводится с полосками-«лентами» розового цвета - аналогично предыдущему способу).

Игровое упражнение

«Сделаем подарки цветными».

Дидактические задачи:

- выбор полосок указанного цвета;

- составление из полосок изображений предметов простой формы. Игровые задачи: организация игры «День рождения».

Материал:

-  ограниченный набор разноцветных полосок,

- по 1 игрушке на каждого ребенка;

- прямоугольники и квадраты белого цвета ( вырезанные из бумаги), размеры которых соответствуют размерам имеющихся у детей полосок ( возможные цвета: желтый - для «печенья», синий - для «коврика», красный - для «платочка» и т.д.).

Организация деятельности.

1.  Взяв понравившуюся игрушку, ребенок выбирает для нее «подарок» -«Коврик», «Торт», «Печенье», «Платочек» и т.д.(прямоугольники и квадраты белого цвета). Для того, чтобы эти подарки стали «красивыми», их надо «раскрасить» -заполнить цветными полосками.

2.  Набор полосок разложен на столе. Каждый из детей выбирает по 4 полоски того цвета, который предлагает ведущий (взрослый или кто-либо из детей по просьбе взрослого, например: «Саша, скажи, какого цвета полоски выбрать Юрочке»). Примечание Для выбора нужного количества полосок используется следующий прием: берется 1 полоска, затем еще 1, еще 1 и еще 1.

3. Дети - от имени игрушек - рассказывают, что именно они получили в подарок, какого он цвета. Например, Медвежонок радуется тому, какой красивый красный коврик теперь у него есть, Зайка - готов всех угостить вкусным желтым печеньем и т.д.

Игровое упражнение

«Коврик для Котенка».

Дидактические задачи - те же, что и в предыдущем упражнении, а также:

-  сопоставление двух квадратов по размеру, освоение понятий «больше», «меньше».

Игровые задачи аналогичны задачам предыдущего упражнения,

Материал:

- не менее трех полосок голубого цвета (число 3) для каждого ребенка;

- игрушечная кошка и готовый коврик для нее; игрушечный котенок.

Организация деятельности:

1. Создав игровую ситуацию, взрослый просит детей от имени Кошки сделать коврик для ее Котенка. От имени Котенка взрослый говорит, что он хочет квадратный коврик голубого цвета.

2. Дети отбирают по три полоски голубого цвета

3.  Дети сравнивают по размеру два коврика, вначале выяснив, кто больше: Кошка или Котенок.

Взрослый показывает, как наложить коврики один на другой, чтобы увидеть, как оно различаются по размеру. «Вниз кладем Кошкин коврик, а сверху - коврик Котенка». Дети приходят к выводу: «Кошкин коврик больше, его видно из-под коврика Котенка».

4. Дети играют с Кошкой и Котенком на сделанных ими ковриках. Примечание. Аналогично можно делать большие и меньшие по размеру коврики других цветов.

Игровое упражнение

«Коврик для кошки».

Дидактические задачи:

- освоение умений различать полоски по цвету и длине;

Игровые задачи:

- сделать коврик для кошки;

- Выразительно выполнять игровые действия, изображать эмоции персонажей по ходу сюжета игры (в частности, разыграть радость кошки по поводу сделанного для нее коврика).

Материал:

- ограниченный набор разноцветных полосок, содержащий не менее 4 красных полосок для каждого ребенка; игрушечная кошка;

Организация деятельности:

1.  Взрослый предлагает детям сделать коврик для кошки.

Создав игровую ситуацию, взрослый говорит за «кошку», что ей хочется квадратный коврик красного цвета.

2. С помощью взрослого каждый ребенок отбирает по 4 полоски красного цвета (при этом количество полосок не фиксируется, внимание детей направляется на то, что все полоски одинакового цвета и длины)

3.  Анализируя получившиеся у детей результаты, взрослый задает такие вопросы:

-  Какого цвета коврик она «заказывала»? (Красного цвета).

-  Какой формы? (Квадратный).

- Получился у тебя такой коврик? Да, ты молодец - сделал квадратный красный коврик! Давай посадим на него Кошечку. Покажи, как она довольна, как говорит «Спасибо!».Пусть Кошечка поиграет на коврике, (игровые действия ребенка).

Игровое упражнение

«Какие лесенки умеет строить Зайка».

Дидактические задачи: освоение числового значения цветных полосок, состава

чисел и умений строить числовой ряд (до 5).

Материал:

- игрушечный заяц; комплект разноцветных полосок для каждого ребенка;

- карточки с цифрами от 1 до 5.

Организация деятельности:

1.  Воспитатель от имени Зайчика предлагает детям построить лесенку из самых коротких полосок. Дети отбирают белые квадраты (единицы) и начинают строить лестницу: слева на плоскости кладут один квадрат. Зайчик «пробует», можно ли подняться на первую ступеньку. Затем составляют вторую ступеньку, взяв для этого 2 квадрата, затем третью - из 3 квадратов и т.д. (до 5)

Каждый раз путем пробующих игровых действий с Зайчиком дети выясняют: получилась ли ступенька, обсуждают, как ее удалось сделать - из какого количества квадратов, удобно ли подниматься и спускаться по такой лестнице.

2.  Зайчик поднимается по получившейся лестнице - дети считают ступеньки (одна, две, три, четыре, пять). Когда он спускается - дети называют числа в обратном порядке: с пятой ступеньки на четвертую, с четвертой - на третью, с третьей - на вторую, со второй - на первую, с первой - на пол. Вот и кончилась лесенка!

3. Зайчик предлагает сделать новую лесенку по-другому - в каждой ступеньке оставить по одному белому квадрату (единице), а остальные заменить полоской подходящей длины. Дети последовательно составляют каждую ступеньку, начиная с первой, подбирают подходящие полоски там, где это нужно (начиная с третьей ступеньки) - получается новая лесенка.

Игровое упражнение

«Коврик для собачки».

Дидактические задачи отличаются от задач предыдущего упражнения тем, что из полосок составляют прямоугольник (затем сравнивают его форму с квадратом). Игровые задачи аналогичны задачам предыдущего упражнения. Материал:

- 4 желтых полоски (число 5) для каждого ребенка;

- игрушечная собака. Организация деятельности.

Взрослый предлагает детям сделать такой коврик для большой Собаки, чтобы она могла лежать на нем. Выясняется, что этот коврик должен быть прямоугольной формы (в отличии от квадратных - для Кошки и ее Котенка).

ШЛА КУКУШКА

Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,
Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).
А корзинка на пол - бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.

ПЧЁЛКИ

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз два, три, четыре, пять!

УЛИТКА

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
"Улитка" раскачивается истороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт

Ползёт вперёд по столу,
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт

"Улитка" заползает на "цветочек"
Лепесточки погрызёт.
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
Рожки в голову втянула,
Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак)
В домик спряталась, заснула.
"Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне"

ПАЛЬЧИКИ

В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый пальчик у меня,
Сгибаем и разгибаем большой палец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Этот самый ловкий пальчик у меня
Указательный палец
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,

Средний палец
Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик лодырь у меня,

Безымянный палец
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

Мизинец
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Все мои пять пальцев дружная семья,

Выполняем движение "фонарики"
И, когда они танцуют, танцую с ними я!
Хлопки в ритме текста.

РЫБКИ

Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать !"
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка
По городу бежит,

Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки,
Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит:
Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку?
Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
Переворачиваем руки на другой "бок".
Такого непослушного
Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

ПЯТЬ УТЯТ

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

ПАУЧОК

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают по голове.

ВЕТЕР

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой...

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает:"Вот и обед !"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Игры на развитие внимания детей 6-7 лет

Предлагаю подборку игр на развитие внимания, которые пригодятся для подготовки детей к школе....

развивающие игры на развитие внимания

найди недостающий фрагмент часть 2...

Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста...

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...