Главные вкладки

    Методические рекомендации к комплексу мероприятий по изучению творчества С. В. Михалкова в ДОУ, посвященного 100-летию со дня рождения писателя "Дядя Степа в гостях у малышей"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Платонова Ирина Анатольевна

    Данная работа представляет собой творческий проект по изучению творчества С. В. Михалкова, который был реализован в подготовительной группе ГБОУ ЦРР - детский сад № 2667 и который состоит из нескольких этапов: знакомство с биографией писателя, чтение произведений, просмотр мультфильма "Дядя Степа", оформление книжного уголка, изготовление макета улицы города с перекрестком и светофором, экскурсия к светофору, встреча с интересным человеком, викторина по произведениям писателя, рисование детьми иллюстраций.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБОУ ЦРР – детский сад № 2667 «Дядя Стёпа в гостях у малышей» Комплекс мероприятий по изучению творчества С.В. Михалкова в ДОУ, посвящённого 100-летию со дня рождения писателя «От детского чтения к рисунку »

    Слайд 2

    С тарший воспитатель В оспитатель ПДО ИЗО Знакомство с биографией С. В. Михалкова Чтение детских книг С. Михалкова Оформление книжного уголка Просмотр мультфильма Организация экскурсии Встреча с интересным человеком Викторина по произведениям автора Рисование по произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа» Обеспечение необходимой методической и художественной литературой Консультации педагогов Утверждение маршрута экскурсии Инструктаж по охране жизни и здоровья детей Организация вст р ечи с сотрудником полиции Разработка сценария викторины

    Слайд 3

    Знакомство с биографией С.В. Михалкова Чтение детских книг

    Слайд 4

    Оформление книжного уголка

    Слайд 5

    Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа»

    Слайд 6

    Экскурсия к светофору

    Слайд 7

    Встреча с интересным человеком

    Слайд 8

    Викторина по произведениям автора

    Слайд 9

    Рисование по произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации к комплексу мероприятий по изучению творчества С. В. Михалкова в ДОУ  «Дядя Степа в гостях у малышей», посвященного 100-летию со дня рождения писателя.

     Задачи:

                дать представление о жизни С. В. Михалкова;

                 познакомить детей с произведениями С. В. Михалкова    

                 развивать речь

                развивать образное мышление, любознательность;

                развивать творческие способности, воображение детей;

    воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к                                                                                                         книгам;

                воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество,

                вызвать у детей положительный эмоциональный отклик

    Оборудование:

                портрет С. В. Михалкова; выставка книг;

                компьютерная презентация «Творчество С. Михалкова »;

                записи: Гимн России, «Песенка друзей»;

                мультфильм: «Дядя Степа»;

                иллюстрации к произведениям;

    Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

        Перед чтением произведений детям воспитателю необходимо самому ознакомиться с  биографией писателя и донести до детей наиболее интересные, выразительные факты его деятельности.                                                                                       (Приложение1)

    Чтение детских книг С. Михалкова «Мы едем, едем, едем» (сборник стихотворений и сказок),  «Дядя Степа».

       

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. И перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передавать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. И как сказал Лев Токмаков, «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»

          С детьми своей группы мы в течение месяца читали произведения С. Михалкова, обсуждали их с детьми, пересказывали, инсценировали, учили наизусть стихи.

                                                                                                 

                                                       Организация экскурсии

       Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

    Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

    Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

    Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

    Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

    Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают. Педагог напоминает детям о правилах поведения в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном.                                    ( Приложение2)

        Просмотр мультфильма.

        Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на  формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

          Современную мультипликацию характеризует: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; добрых и злых сил; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Все эти особенности отвечают потребностям ребенка и поэтому мультфильмы так любимы детьми. Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности. Мультфильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление. Мультипликация стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления - в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Дети встречаются с конкретным мультфильмом, просматривают и обсуждают его.    Беседа, как правило, носит проблемный характер, поскольку посвящена

     решению той или иной нравственной проблемы и предполагает ответы детей на такие вопросы как: «Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?», «Может ли такое случиться в реальной жизни?» и др. Однако

    необходимо помнить, что главное не «разбирать мультфильм по «косточкам», а пробудить

    чувства детей, вызвать у них желание обсуждать проблему, высказывать свое мнение.

    После обсуждения -  своеобразное подведение итогов, обеспечение условий для плавного

    перехода из «мира сказки, фантазий и игры» в «мир реальности и обязанности». Для подведения итогов дети рассаживаются в круг, обмениваются впечатлениями, отвечая, например, на такие вопросы: «Что больше всего тебе понравилось?», «Почему?», «Что бы тебе хотелось еще обсудить? ».

    Работа, связанная с мотивами сюжетной линии мультфильма, может быть продолжена.  

    Рекомендуется установить тесный контакт с родителями, предусмотреть своеобразные творческие домашние задания по просмотренному мультфильму для совместного выполнения с родителями, например: придумать сценарий продолжения мультфильма, нарисовать рисунок, составить письмо герою и т.д.

                                                             

                                      Встреча с интересным человеком.

           Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми". Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:

    -труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь;

    -труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей;

    -труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя.

    В ходе таких встреч обязательно обращаю внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.

      Для полноценного овладения понятием "трудовая деятельность" можно строить работу по двум направлениям:

    1. Теоретическое - формирование представлений.

    Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;

    2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата.

          Но вот понятие "профессиональный труд" можно формировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главная  роль  отводится формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, полицейский.

    Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогает  решать целый ряд важных задач:

    -делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

    -формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

    -показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

    -демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

    -дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

    -развивать монологическую и диалогическую речь;

    -создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;

    -помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

    -способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

    В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.                                                                                                                            

                                                Книжный уголок в детском саду

          Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

          Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

          В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В нашей группе была оформлена выставка, посвященная творчеству С. Михалкова, в которую вошли детские книги писателя, иллюстрации, альбом детских рисунков, макет улицы города с перекрестком и светофором.

                                                                             

            Викторина по произведениям писателя.

    Цели:

    ● расширить знания детей о творчестве С. В. Михалкова;

    ● прививать любовь к книге, к чтению;

    ● активизировать словарный запас детей;

    ● развивать мышление, воображение;

    ● воспитывать детей на примере произведений  С. В. Михалкова.

    Оборудование:

    ● портрет С. В. Михалкова;

    ●  выставка его книг;

    ●  рисунки детей по произведениям С. В. Михалкова;

    ●  игрушки.

    Главным критерием успешности проведения викторины является эмоциональная окрашенность атмосферы, непринужденность, естественность поведения детей и взрослых, создание веселого настроения у детей.

     Подготовительная работа по организации викторины включает в себя разработку сценария, эстетичность и педагогическую целесообразность оформления помещения, своевременную подготовку атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО.

                                                                             

    Изучение творчества С. В. Михалкова завершается рисованием иллюстраций по стихотворному произведению С. В. Михалкова «Дядя Степа»

                                                             

    Для успешной реализации задач важно творческое взаимодействие педагогов, единый подход, выработка определенной, четкой последовательности этапов проекта.

    В ГБОУ ЦРР – детский сад №2667 над проектом работали старший воспитатель

    Астахова С. В., воспитатель Платонова И. А., педагог дополнительного образования по ИЗО Борисенко М. С.

                                                                     

                                                                                                                           

                                                                                                                                     Приложение 1

    Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

      С. В. Михалков так писал о своем творчестве:

    Пером – оружием своим,

    Что я руках держу, -

    Всем честным людям трудовым

    Я как солдат служу.  

    Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.

            Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Каланча».

           1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:

    В доме восемь
    Дробь один
    Жил высокий гражданин
    По фамилии Степанов
    И по имени Степан.

             Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.

             В своём произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:

    «Дядя Стёпа – милиционер»

    «Дядя Стёпа и Егор»

    «Дядя Стёпа – ветеран»

              В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. После войны он снова стал писать для детей.

             За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Так в 2003 году, в своё 90-летие, поэт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»

              В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство.

              В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награждён Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.

     

     

         

     

    «Сигналы светофора»

     Цели: закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре, закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

                                                                    Ход прогулки:

    Перед прогулкой воспитатель предлагает рассмотреть макет светофора, который дети используют в играх. Обращает внимание, что с четырех сторон светофора изображено по три одинаковых разноцветных огонька.

    - Сегодня мы снова посмотрим, как работает светофор, и узнаем, кто еще управляет движением на улице.

         Воспитатель подводит группу детей к перекрестку, где установлен светофор.

    - Посмотрите, сейчас с одной стороны светофора для пешеходов зажегся зеленый свет, а с другой для транспорта - красный. Пешеходы стали переходить улицу, а машины остановились. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает, что скоро загорится красный и зеленый сигнал. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на улице порядок.

        Воспитатель предлагает детям понаблюдать за движением пешеходов и транспорта и вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один впереди колонны, другой в конце) переходят улицу.

    В зависимости от того, где организуется наблюдение, детей можно познакомить со специальным светофором, который устанавливается на наиболее оживленных участках. При красном сигнале на светофоре загораются красные буквы «стойте» или появляется изображение человечка красного цвета, при зеленом - зеленые буквы «идите» или идущий «зеленый человек».

    Нередко на перекрестках устанавливают желтый мигающий сигнал светофора («одноглазый светофор»). Он разрешает движение транспорта и пешеходов, предупреждая, что перекресток не регулируется, поэтому надо быть очень внимательным и осторожным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План мероприятий, посвященных 200 летию со дня рождения П.П.Ершова

    Реализация проекта «Сказка вокруг нас» ЦЕЛЬ: Достижение результатов нового  качества образованиячерез формирование  культуры семейного чтения, воспитания привязанности ребенка к семье, ...

    Сценарий мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения В.Д. Федорова (для детей 5-7 лет)

    Рожь тихонько качалась, и весь яЗамер, будто бы кто пригрозил,В непонятном тогда равновесьеМолодых, неизведанных сил.В непроглядную мглу пеленая,Летний зной осенял деревца,Вдруг явился, откуда &ndash...

    Конкурс чтецов посвященный 105 - летию со дня рождения С.В. Михалкова

    В НРМДОБУ "Детский сад "Солнышко" прошел конкурс чтецов посвященный 105 - летию со дня рождения Сергея Михалкова....

    29.03.2018 год. Конкурс чтецов среди детей МДОУ детский сад "Сказка" г. Николаевска «Вы послушайте, ребята…», посвященного 105-летию со дня рождения С,В. Михалкова

    13 марта 2018 года самому известному детскому поэту и писателю, автору пьес, сценариев, басен, переводов,  Сергею Михалкову исполнилось 105 лет со дня рождения. Именно это событие стало поводом д...

    Экскурсия в детскую библиотеку г.Венева "Веселый день с Сергеем Михалковым" (литературное знакомство, посвященное 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова)

    Формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С. В. Михалкова;обогащать и систематизировать знания детей о творчестве С. В. Михалкова; формировать у...

    Сценарий мероприятия, посвященного 95 летию со дня рождения великого поэта Расула Гамзатова

    МБДОУ № 3 Сценарий мероприятия, посвященного 95 летию со дня рождения великого поэта Расула Гамзатова       Махачкала 2018Цель: Воспитывать у детей чувство патр...