Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Борисенко Ольга Владимировна

Рабочая программа по 2 младшей группе на 2012-2013 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа второй младшей группы МДОУ №13 разработана на основе  программы «От рождения до школы»  под ред.

Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основной формой работы с дошкольниками этого возраста  и ведущим видом их деятельности является игра. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Содержание  психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально - личностному, познавательно-речевому  и художественно-эстетическому. Приоритетным направлением деятельности учреждения является физическое развитие , образовательная область «Здоровье».

Режим дня во 2 младшей  группе

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.30 - 8.11

Подготовка к завтраку, завтрак

8.11 - 8.50

Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности

8.00 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 – 10.00

Игры, подготовка к прогулке

10.00 - 10.20

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

10.20 - 11.50

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11.50 - 12.10

Обед

12.10 - 12.45

Подготовка ко сну, дневной сон

12.45 - 15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, игры

15.00 - 15.25

Подготовка к полднику, Полдник

15.25 - 15.50

Игры, самостоятельная деятельность

15.50 – 16.20

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.35

Подготовка к прогулке, прогулка

16.35 - 17.45

Уход детей домой

17.45 - 18.00

Режим  организованной  образовательной  деятельности

День недели

НОД

Время

ПОНЕДЕЛЬНИК

Музыка

Познание. Формирование целостной картины мира

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

9.45 – 10.00

ВТОРНИК

Физическая культура

Коммуникация. Развитие речи / Чтение художественной литературы

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

9.45 – 10.00

СРЕДА

Музыка

Познание. Формирование элементарных математических представлений / Конструирование.

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

9.45 – 10.00

ЧЕТВЕРГ

Физическая культура

Художественное творчество. Рисование.

               Здоровье

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

9.45 – 10.00

15.50 – 16.05

ПЯТНИЦА

Художественное творчество. Лепка / Аппликация

Физическая культура  

         (на улице)  

9.00 -  9.15

9.20 – 9.35

Общее количество занятий:

Образовательная область «Здоровье»

Задачи:

Педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья         детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Примерные виды  интеграции  области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области  «Здоровье»)

Количество занятий в год составляет 36, из них 4 диагностических,1 – приходится на каникулярное время. Длительность занятия составляет 15 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Образовательная область «Социализация»

 задачи :

-    развитие игровой деятельности;

-  приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

 - формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

- формирование первичных представлений о семье (ее составе,  родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

 - формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

-  формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- формирование первичных представлений о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

- значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Примерные виды интеграции области «Социализация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

Образовательная область «Труд»

задачи:

- развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей  и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Примерные виды  интеграции области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

 «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»)

Образовательная область «Безопасность»

          задачи:

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них;  приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях;  формирование  осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям).

- формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.

Примерные виды  интеграции области «Безопасность»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)

«Труд» (формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе,  гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира)

Образовательная область «Познание»

задачи:

- развитие сенсорной культуры;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Примерные виды   интеграции области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание)

 Количество занятий в год составляет 72: 36- формирование целостной картины мира, 27 – формирование элементарных математических представлений, 9 – конструктивная деятельность. Из них 8 диагностических , 2 – приходится на каникулярное время. Длительность занятия составляет 15 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Образовательная область «Коммуникация»

            задачи :

- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной        речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач  области  «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Коммуникация как главное средство и условие  реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

Количество занятий в год составляет 18. Из 2 диагностических. Длительность занятия составляет 15 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

задачи:

- формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений);

- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);

- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).

Примерные виды интеграции области  «Чтение детям художественной литературы»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Художественное творчество» (развитие детского творчества)

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Чтение  детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)

Количество занятий в год составляет 18. Из 2 диагностических, 1 – приходится на каникулярное время. Длительность занятия составляет 15 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Образовательная область «Художественное творчество»

задачи:

- развитие продуктивной деятельности детей;

-  развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество»   заключается в следующем:

- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с  «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);

-  общеразвивающая направленность  содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Примерные виды интеграции области

«Художественное творчество»»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности)

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей

«Музыка», «Чтение художественной литературы» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)

Количество занятий в год составляет 72: 36 – рисование, 18 – лепка, 18 – аппликация. Из них 8 диагностических, 2 – приходится на каникулярное время. Длительность занятия составляет 15 минут, перерыв между занятиями 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...