Формирование личности дошкольника через эмоциональную стабильность
статья (старшая группа) на тему
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личности через эмоциональную стабильность
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного ребёнка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей. На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте развиваются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного периода жизни – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
С возрастом меняется не только способ выражения разных эмоций, но и сами вызывающие их ситуации. Маленький ребенок часто сердится, когда его заставляют одеваться и умываться. Причины, вызывающие гнев дошкольника, уже более утонченные – например, насмешки товарищей или проигрыш в соревновании.
Еще одна особенность эмоционального развития состоит в том, что в раннем детстве эмоции выражаются непосредственно, а позже эмоциональное поведение становится более адаптивным. Так, до года гнев ребенка проявляется почти исключительно криком и плачем, т.е. в форме эмоциональной вспышки, тогда как к 4-м годам – в форме агрессии, направленной на определенного человека или на какой-то предмет.
Важный компонент зрелости – эмоциональный контроль. Он выражается в способности подавлять бурные проявления эмоций и вести себя разумно в ситуациях, вызывающих сильные переживания. Эмоциональный контроль – это способность не только подавлять чувства, но и использовать их в качестве мотивации продуктивного поведения. Развитие эмоционального контроля может идти разными путями. Любая эмоция, способная привести к асоциальному или аморальному поведению, потенциально опасна для индивида тем, что такого рода поведение подвергается общественному порицанию или даже наказанию. Адаптация к подобной угрозе может принимать либо здоровую, либо нездоровую форму. Здоровая форма адаптации заключается в том, чтобы со всей полнотой переживать эмоциональные ситуации и в дальнейшем использовать полученный опыт, для формирования социально значимых ценностей.
С возрастом меняются взгляды ребенка на мир и отношения с окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Помимо этих проблем, существование комплекса личностных характеристик, является предпосылкой появления психосоматических заболеваний, которые в XXI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышенного темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Исходя из этого, программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по которой работаем, предполагает ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
На занятиях ребенок учится понимать и выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания. Это наполняет более глубоким содержанием чувство сострадания, сопереживания, являющееся вместе с совестливостью мерилом человеческой отзывчивости и благодарности. Умение предвидеть, прогнозировать и чувствовать себя на месте других людей создает основу для принятия и проигрывания межличностных ролей.
В интеллектуальной сфере необходимо дать детям представление о приоритетах толерантности, принципах отношений с людьми. При этом применяется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях, сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок.
К 6 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Будем надеяться, что одна из основных задач родителей и педагогов выполнена - заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка.
Это означает, что дети 6 лет:
1. естественно (безболезненно) проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей, педагогов, сверстников;
3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
4. обладают устойчивым чувством "я", уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
5. способны к сопереживанию;
6. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Все эти приобретения личности - результат нашего разумного воспитания и любви к детям.
Воспитание приносит плоды только в том случае, когда оно осуществляется в правильном эмоциональном фоне, когда педагог сочетает требовательность и доброту.
В результате дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-398477-1391871027.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-850112-1479319473.jpg)
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
«Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии»
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873962-1483982310.jpg)
Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"
Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-899046-1488116899.jpg)
Формирование личности дошкольника через детский туризм
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
Презентация "Формирование творческой личности дошкольника через взаимодействие ДОУ с семьей"
Конкурс работ на тему: "Осенние фантазии". Конструирование из природного материала поделок в процессе НОД и дома с родителями. Как итог - выставка работ в районной библиотеке и участие в осе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1245056-1587995533.jpg)
Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=
В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....