Развитие способностей детей в детском саду
материал (старшая группа) по теме

 

«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом» (П. Вайнцвайг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_detey_v_dou.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Косенкова Лариса Александровна,

Воспитатель, первая квалификационная категория,

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»

Новосибирская область, город Куйбышев

Развитие способностей детей в детском саду

«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом» (П. Вайнцвайг).

Феномен человеческой одаренности издавна привлекает внимание мыслителей, философов, людей искусства. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок в настоящее время.

Это, во-первых, объясняется значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.  

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему-то другому. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

Педагогический коллектив нашего детского сада в течение последних лет ведет систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности.

При создании в ДОУ благоприятных условий, за период дошкольного детства, ребенок может пройти путь от первых проявлений, склонности до яркого рассвета способностей, одаренности.

Работа по данному вопросу ведется в трех направлениях: дети, воспитатели, родители.

В процессе воспитательно - образовательной деятельности коллектив детского сада руководствуется следующими принципами:

• Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей и  родителей, а также музыкального руководителя;

• Учет сензетивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;

• Своевременное начало, то есть как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;

• Равновесие, то есть рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;

• Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

В своей группе работу по развитию способностей я начинаю с того момента, когда ребенок, будучи совсем маленьким, приходит в детский сад. В возрасте 2-4 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства я использую   для пробуждения чувственной сферы ребенка. Для этих детей, в детском саду я, совместно с музыкальным руководителем, организовала  кружок музыкотерапии «Музыкальный балаганчик», который действует по  разработанной нами программе. Делаем это оригинальными способами, синтезируя в единое целое музыку и песни, пластику и движения, игру и беседы, обширный сказочный материал. А также в процессе слушания музыки, совершая под неё ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая стихи, потешки, прибаутки, ребёнок испытывает первые эстетические переживания, развивает чувственную сферу. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

  В группе есть уголок по изодеятельности «Маленькие художники», где вывешиваются рисунки детей, поделки, сделанные своими руками и с помощью родителей, фотографии детей и родителей, а к ним краткий рассказ об их совместном отдыхе, путешествиях, интересных делах.

   Также развитию способностей детей в этом возрасте помогает кружковая работа.

На кружке «Волшебная кисточка» воспитанники имеют возможность передать свои впечатления от окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги, соленого теста. Этот процесс вызывает у них чувства радости, удивления. Дети знакомятся с нетрадиционными методами рисования – по сырому фону, рисование свечой, мелками, рисование пальчиками и ладошкой. На занятиях дети работают и с природным материалом - шишки, скорлупа грецкого ореха, фисташки, ракушки, различные семена. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, развитие мелкой моторики рук. Недаром В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

К 6-7 годам уровень развития способностей некоторых наших детей достигает таких высот, что им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Главными нашими помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к центру детского творчества, музыкальным и художественным школам, вокальным и хореографическим ансамблям, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.

 Родители и дети являются активными участниками праздников, выставок, конкурсов, разного уровня:  

- 2008 г. 1 место в районном конкурсе рисунков «Лучшая на свете мамочка моя», Клинг Ольга.

- 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Традиции нашей семьи», Кобелев Влад.

- 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Семейная летопись», Шахматов Егор.

- 2009 г. 1 место в районном конкурсе «Всегда готов к Чрезвычайной ситуации», в номинации «Изобразительное искусство», за работу «Пожар на заводе», Зиновьев Александр.

- 2010 г. 1 место в конкурсе «Новогодней семейной игрушки».

- 2011 г. диплом участника городского карнавала «Поляна сказок».

Это наши звездочки. Про них мы не забываем, когда они выпускаются из ДОУ, а продолжаем следить за развитием их способностей. Знаем, где учатся, как, какое учреждение дополнительного образования посещают. Какие у них успехи. Приглашаем с выступлениями на праздники и развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

"Влияние музыки на развитие способностей ребёнка в детском саду"

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменим...

Консультация для родителей и педагогов. "Развитие творческих способностей детей в детском саду"

Консультация для родителей и педагогов. О развитии художественно-эстетических способностей ребенка....

Статья о развитии конструкторских способностях детей в детском саду.

Как научить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения: выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соо...

Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...

Развитие музыкальных способностей детей в детском саду через такие формы работы как: «Минутка тишины», «Минутка шалости»

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Приобщение детей к искусству, следует начинать с самого раннего возраста. Не отрывая детей от ...