Мастер-класс для педагогов "Озеро души"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Липатова Елена Дмитриевна

 

      Психолог: «Среди бескрайних просторов лесов и пустынь, гор и равнин есть тайные озёра, подобно голубым самоцветам на зеленом платье земли. Эти озёра наполнены волшебством детства и мудростью прошлых поколений. Одни озёра такие тихие и прозрачные, а их воды так приветливы и теплы, что хочется сразу окунуться в них. Но есть и другие озёра – мрачные и холодные, их глубокая темная вода пугает и отталкивает неосторожного путника. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность ты никогда не знаешь, что ожидает тебя в глубинах этих озёр, где их ключи, кто населяет их, что происходит на самом дне и есть ли подводные течения, омуты и камни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка»

Мастер-класс

по использованию мандалотерапии

«ОЗЕРО ДУШИ»

(для педагогов)

 

                                                                                 педагог-психолог

                                                                      Липатова Е.Д.

г. Радужный.

      Психолог: «Среди бескрайних просторов лесов и пустынь, гор и равнин есть тайные озёра, подобно голубым самоцветам на зеленом платье земли. Эти озёра наполнены волшебством детства и мудростью прошлых поколений. Одни озёра такие тихие и прозрачные, а их воды так приветливы и теплы, что хочется сразу окунуться в них. Но есть и другие озёра – мрачные и холодные, их глубокая темная вода пугает и отталкивает неосторожного путника. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность ты никогда не знаешь, что ожидает тебя в глубинах этих озёр, где их ключи, кто населяет их, что происходит на самом дне и есть ли подводные течения, омуты и камни.

        Каждое озеро – это тайна, постоянно меняющая свои очертания. Кто-то увидит только гладь озера, кто-то готов добраться до его глубины. А стоит ли вообще пытаться узнать тайны озёр? А может, обойти их стороной или научиться плавать в загадочных водах, узнавая ответы на самые сокровенные вопросы? У тебя всегда есть выбор.

        Озеро – это как детские души, как отдельные миры, со своими историями, со своей судьбой…

        Сегодня у Вас есть шанс окунуться в тайны озера детской души, посмотреть, услышать, почувствовать, узнать и удивиться. Пусть это невольное вторжение станет путеводной звездой в мир детства и открытий.

Открой в себе ребенка!

Итак, путешествие в Страну озёр начинается. К сожалению, вы не можете быть в этой стране людьми. Вы должны представить себе образ, в котором вы будете путешествовать по Стране озёр.

        На листе бумаги в течение 8-10 минут вы нарисуйте образ, который будет представлять вас в Стране озёр. Дайте ему имя.

        Теперь назовите себя. Кто Вы? Нам необходимо пройти через круг, чтобы оказаться в тайной стране.

        (Ритуал пропуска в круг).

Пусть каждый найдет себе место в круге. Запомните его, это очень важно. Когда Вы проходили через круг, вам помогали другие, что часто бывает в жизни. Помоги другому – помогут тебе.

(С доски срывается ткань, под которой находится рисунок большой мандалы).

        Психолог: «Мы прибыли в страну Волшебного озера. Найдите свое место на изображении мандалы, прикрепите в этом месте свой нарисованный образ. Итак, вы узнали, нашли свое место в мандале чувств. Опишите свои чувства тремя словами, пусть это будет первые три слова, которые придут вам на ум. Есть ли желающие сказать о своих чувствах? (Ответы участников). 

Как трудно и важно сказать, что ты чувствуешь.

        А сейчас закройте глаза. Придя в чужой мир, приоткрывая чужие тайны, мы не должны забывать о своих истоках и корнях. Озеро души открывает свою первую тайну и дарит её вам. (Звучит релаксационная музыка).

        Ранее утро. Туман. Хрустальная прохлада. Слышится шелест травы и пение птиц. Над озером стелется туман. Вы приближаетесь к нему и видите – озеро расцвело. Откройте глаза. Посмотрите на волшебный круг – это Цветочное озеро. (На доске изображение «цветочной мандалы» на листе формата А3).

        У вас есть точно такое же изображение Цветочного озера. Найдите самый главный цветок в круге. Раскрасьте его. Посмотрите: рядом с цветочком растут его близкие. Кто они? Раскрасьте  их. Подумайте, какие это цветы? Запишите свои  ассоциации. Есть ли в этом Цветочном озере друзья главного цветочка? Напишите, что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Подумайте, что мешает цветам. Где найдут они свои силы? Напишите ответы на эти вопросы.

        Психолог: «У каждого озера есть свои границы. Выберите цвет, который подходит для берегов вашего озера. Подумайте, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит? Что вы сейчас чувствуете?» (Ответы участников).

Обозначив свои границы, мы понимаем, где заканчивается наша территория, наш внутренний мир и начинается мир других.

(Участники становятся в круг).

        Психолог: «А сейчас озеро готово открыть вам новую тайну. В середину круга встаньте те, кто почувствовал тревогу. Озеро души дарит вам волшебные водоросли как путеводные нити в лабиринтах судьбы». (Участники, стоящие на границе круга, берут в руки клубки разноцветных нитей и протягивают концы нитей тем, кто стоит в центре круга. Под медитативную музыку все начинают двигаться по часовой стрелке).

        Психолог: «Сейчас вы будете украшать мандалу различными предметами. Главное украшение – это люди, которые стоят в центре. Это задание мы будем выполнять молча. Людей, стоящих в центре круга, мы попросим принять удобное для них положение. Мы будем украшать круг молча, можно использовать самые различные предметы, нити.

Просите – и вам откроется, мечтайте – и это сбудется.

Психолог: «Давайте поделимся мыслями, чувствами по поводу выполненной работы. Озеро души подарило каждому свой опыт, кто-то отдал свое тепло, кто-то в своей душе открыл новое.

Делитесь – и вам вернется.

Психолог: «А теперь мы отдохнем. (Медитация).

Сядьте удобно, расслабьтесь. Берега озера утопают в зелени. Я люблю бывать там. Свежий воздух, прохлада, шелест травы всегда притягивают меня. Я опускаюсь в траву, закрываю глаза. Я расслабляю ноги, руки, лицо: дышится легко, ровно, глубоко. Травы, мои любимые травы упоительно пахнут, придают мне силы и уверенность. Я открываю глаза и вижу свой любимый цветок. Он склонился надо мной, приветствует меня. Дышится легко, ровно, глубоко. Кругом тишина. Только журчит вода, где-то поет птица свою назойливую песенку. Я радуюсь вместе с ними каждому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко. Как прекрасен мир! Я смотрю в голубое небо. Причудливые ватные облака спокойно плывут по голубому воздушному морю. Дышится легко, ровно, глубоко. Насладившись прохладой, я встаю с цветочного ковра. На память земля дарит мне цветок или травинку. Я знаю, что это мое, то что мне нужно… Я возвращаюсь домой.

        А теперь откройте глаза. Зарисуйте или напишите, какую траву или цветок вы взяли с собой. Положите его в символический мешочек. А теперь у двоих из вас есть возможность забрать с собой свой ароматический мешочек. (Участники выбирают травы, которыми заполняют свои мешочки – включаются обонятельные ассоциации).

Природа дает Вам силы.

Вечереет. Над озером спускается птица-ночь, а вокруг озера один за другим вспыхивают ночные огоньки. Как человеческие странники, как искры ночных светил, они помогают заблудшим душам вырваться из тьмы страха, обмана, лжи. Их тепло согревает, и ты понимаешь, что великая сила скрыта в тебе самом, только ты сам можешь вырваться из пелены ночи. А рядом всегда есть кто-то, кто протянет тебе свой горящий огонёк…

Смотри – и ты увидишь, слушай – и ты услышишь.

А сейчас мы с вами сделаем горящую мандалу.

Зажигаются свечи.

участники вытягивают руку со свечой к центру, идут по кругу, ступая аккуратно, не спеша, с зажженными свечами в руках.

затем вытягивают одну руку со свечой к центру, снова идут по кругу в другую сторону.

затем встают в пары и синхронно выполняют упражнения, вверх-вниз, влево вправо.

 очерчивают круг  горящими свечами, ставят их на пол по кругу, сами становятся в центр круга.

Психолог: «Возьмитесь за руки, станьте ближе друг к другу. Закройте глаза. (Звучит  медитативная музыка). Вы находитесь в центре, где соединяются человеческая  сила, разум, эмоции. Вы не одни, вы не одиноки. Вы крепко стоите на ногах. Вы знаете, что делать. Вы верите, что все будет хорошо. Впереди открытия и радости, удачи и поражения.

Впереди огромная жизнь, и это здорово!!!

Уходя, не забудьте забрать свою свечу, которая будет вам напоминать о пребывании в Стране Озера души. А теперь каждый, кто покидает эту страну, подойдет к мандале чувств, найдет свой образ, мысленно попрощается с ним и обретет свое настоящее имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""

Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...

МАСТЕР- КЛАСС «ПРАЗДНИК ДУШИ»

Профилактика эмоционального выгорания, укрепление и сплочение педагогического коллектива...

Мастер-класс "Открытка "От души""

Данный мастер-класс основывается на правополушарной технике рисования! Благодаря выбору данной методики, открытка получается не только эстетичной, но и сделанной с любовью, ведь при технике отключаетс...

Мастер – класс «Посеем в детских душах доброту!»

семинар-практикум «Православный компонент в образовательном пространстве ДОУ»...

Презентация к мастер – классу «Посеем в детских душах доброту!»

семинар-практикум «Православный компонент в образовательном пространстве ДОУ»...

" МАТРЁШКА - СИМВОЛ РОССИИ И РУССКОЙ ДУШИ" мастер - класс для педагогов.

ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с историей возникновения матрёшки, учить поэтапно раскрашивать матрёшку красками на деревянной основе, прививать интерес к русской народной культуре. МАТЕРИАЛ: карандаш,л...

Мастер-класс: Метафорические ассоциативные карты «Душа в картинках»

Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми, родителями, педагогами....