Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)
    материал по теме

    «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».

         Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку, если он включается в нее, активно развиваться.

         Методика развития речи располагает множеством приемов, один из них – это метод «Звучащих картинок».

         Для малышей самые привычные речевые образы – это малые фольклорные жанры.

         «Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время урок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.

         Картинка состоит из двух частей: основной (заголовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание), дети также могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, почувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.

         Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Ребенок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.

         Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.

    Последовательность работы

    -Введение в тему той песенки (потешки), с которой педагог будет знакомить детей.

    -Проговаривание потешки педагогом.

    -Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.

    -Рассматривание основной части «звучащей картинки».

    -Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.

    -Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).

    -Проговаривание потешки по изготовленной картинке.

         Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

    "Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации".

         Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению книг и потребности в них через решение следующих задач:

    -Формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;

    -развитие литературной речи;

    -приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

         Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста), и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать обучение этому, как правило, и ведутся споры.

         Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.

          Формирование навыка чтения - задача начального образования.

          Идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов.

         Еще один подход это совместное медленное чтение (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций).

         Последовательность такого чтения включает в себя четыре обязательных этапа.

    -Первый этап. Рассматривание книги с ребенком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли. Главный результат этапа – возникновение желания прочитать книгу.

    -Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст.

    -Третий этап. Обсуждение прочитанного. Предлагается рассказать, в чем суть текста.

    -Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (можно разыграть рассказ в лицах, разыгрывание пантомимы, можно нарисовать, а потом озвучить, пересказать с использованием иллюстраций). Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности в первую очередь воздействует художественное произведение.

         В использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие: эмоциональной отзывчивости; активности и объективности читательского воссоздающего и творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном, аналитическом и синтезирующем уровнях; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. 

         Важно чтобы специфические задачи ставились и эффективно решались, в том числе и на этапе дошкольного образования.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad3.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».

         Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку, если он включается в нее, активно развиваться.

         Методика развития речи располагает множеством приемов, один из них – это метод «Звучащих картинок».

         Для малышей самые привычные речевые образы – это малые фольклорные жанры.

         «Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время урок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.

         Картинка состоит из двух частей: основной (заголовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание), дети также могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, почувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.

         Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Ребенок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.

         Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.

    Последовательность работы

    -Введение в тему той песенки (потешки), с которой педагог будет знакомить детей.

    -Проговаривание потешки педагогом.

    -Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.

    -Рассматривание основной части «звучащей картинки».

    -Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.

    -Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).

    -Проговаривание потешки по изготовленной картинке.

         Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

    Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации.

         Содержание этой области должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению книг и потребности в них через решение следующих задач:

    -Формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;

    -развитие литературной речи;

    -приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

         Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста), и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать обучение этому, как правило, и ведутся споры.

         Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.

          Формирование навыка чтения - задача начального образования.

          Идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов.

         Еще один подход это совместное медленное чтение (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций).

         Последовательность такого чтения включает в себя четыре обязательных этапа.

    -Первый этап. Рассматривание книги с ребенком. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли. Главный результат этапа – возникновение желания прочитать книгу.

    -Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст.

    -Третий этап. Обсуждение прочитанного. Предлагается рассказать, в чем суть текста.

    -Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (можно разыграть рассказ в лицах, разыгрывание пантомимы, можно нарисовать, а потом озвучить, пересказать с использованием иллюстраций). Главное на этом этапе – взрослый должен понять, на какие сферы читательской деятельности в первую очередь воздействует художественное произведение.

         В использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие: эмоциональной отзывчивости; активности и объективности читательского воссоздающего и творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном, аналитическом и синтезирующем уровнях; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.  

         Важно чтобы специфические задачи ставились и эффективно решались, в том числе и на этапе дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»

    Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...

    Конспект открытого занятия НОД развитие речи и чтение художественной литературы "Снегири"

    Данное занятие нацеленно на обучению детей связной речи, дети учатся употреблять сложноподчененные предложения, передавать харрактерные особенности внешнего вида птиц, а так же расширяют словарн...

    "Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей.

    Уважаемые педагоги! Этот материал поможет вам по - новому взглянуть на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Вы узнаете, как добиться результата, опираясь на наглядно - действен...

    Конспект занятия на тему: «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей

    На данном занятии дети продолжают осваивать грамматическую структуру простого предложения, учатся формировать навыки свободной и грамотной речи, проговаривая четверостишие «Блиночки», закр...

    Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы

    Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  образовательной области «Речевое развитие», разделы Развитие речи и Чтение художественной литературы...