Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Федорченко Татьяна Владимировна

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

Также, будет способствовать   определению уровеня знаний персонажей произведений, названия произведений, авторов произведений; выявлению умения называть произведения по иллюстрациям;  умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи), развивитию речь, память, внимание, чувство рифмы, и воспитаниюь интереса к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_hudozhestvennaya_podgotovitelnaya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи и чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе № 4

на тему: «Путешествие по миру литературы»



Подготовила и провела:

воспитатель Федорченко Т.В.

       

.

  


Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

Задачи:

Образовательные:  определить уровень знаний персонажей произведений, название произведений, авторов произведений; выявить умения называть произведения по иллюстрациям; выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

Развивающие: развивать речь, память, внимание, чувство рифмы.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.

Образовательные области: Речевое, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: Книги, иллюстрации, портреты писателей и поэтов

Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы.

Но прежде я хочу предупредить: если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.

Ребята, ответьте, какие вы знаете жанры литературных произведений? (Ответы детей: сказки, рассказы, пословицы, поговорки, былины, стихи.)

Воспитатель. Молодцы правильно. А на чем можно отправиться? (Ответы детей)
Воспитатель. Нас ждет полет на ковре- самолете, несколько остановок в сказочном королевстве, в краю рассказов, в мире стихов и в городе былин. Усаживайтесь удобней мы отправляемся. (Звучит музыка «В стране сказки»)

Воспитатель: Вот наша первая остановка «Королевство фольклора». 

Скажите, что мы называем фольклором. (то, что придумал и сочинил народ)

Что относится к фольклору? (песенки, прибаутки, небылицы, сказки, былины)

Чтобы отправиться дальше, нам нужно вспомнить песенку, прибаутку и небылицу из русского фольклора и фольклора народов мира.

Песенка

Лиса рожью шла,
Лиса грош нашла.
Лиса мыльце купила,
Лиса рыльце умыла.
Волк шёл стороной,
Лиса улицей,
Волк пел петухом,
Лиса курицей.
Волк саночки купил,
Лису в санки посадил.
Не доехав до села,
Лиса выскочила.

Прибаутки

«Братцы, братцы!..»

 - Братцы, братцы! Я медведя поймал!

 - Так веди его сюда.

 - Да он не идёт!

 - Ну, так сам иди.

 - Да он меня не пускает! Ай!

«Федул, что губы надул?..»

 - Федул, что губы надул?

 - Кафтан прожег.

 - Починить можно.

 - Иглы нет.

 - А велика ли дыра?

 - Один ворот остался.

«Ты пирог съел?»

 - Ты пирог съел?

 - Нет, не я!

 - А вкусный был?

 - Очень!

«Где кисель – тут и сел»

Где кисель – тут и сел.

Где пирог – тут и лег.

Где блины – тут и мы.

Где щи с мясом – тут и место наше.

«Глупый Иван…»

Глупый Иван

Ни людям, ни нам:

Огонь маслом тушит,

Решетом в воде звезды ловит,

За мухой гоняется с обухом,

За комаром – с кнутом;

В колодец – воду льет,

В лес – дрова везет.

Личико беленько,

Да ума маленько.

«Сбил-сколотил – вот колесо»

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах,  хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

Небылицы

«Богат Ермошка»

Богат Ермошка –

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка

На окошке

Шьет рубашку

Для Ермошки!

Собачка-пустолайка

Лепешки печет.

Кот в уголке

Сухари толчет.

Утка в юбке

Холсты тачет.

Селезень-сапожник

Пироги печет.

Петушок в сапожках

Песни поет.

Курочка в сережках

Избушку метет.

Вымела избушку,

Положила голичок:

 - Ляг, голичок,

Под порог на бочок!

«Вы послушайте, ребята»

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам висят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертит.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертит!

Знай, медведю кричит:

 - Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

Английская песенка «Перчатки» (перевод С.Я. Маршак)

Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
— Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

— Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
— Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

— Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!


Французская народная
в обработке Нины Гернет и Сергея Гиппиуса

В поле гуляли трое гуляк,

После прогулки делали так:

Апчхи!

Апчхи!

Чхи!

- Молодцы, все вспомнили! Отправляемся дальше

Воспитатель: Следующая остановка  в королевстве фольклора  «Город сказок»

 Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

 Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки). 

Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Ответы дет ей: Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…) Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Ответы детей: Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)
 Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
 
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Теплый хлеб» Паустовский К., «Конек – горбунок » Ершов П., «Сказка о семи богатырях» Пушкин А.С.,)
 Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ)

Воспитатель: А какие сказки зарубежных авторов вы знаете? (Г.Х Андерсен «Дюймовочка», Ф. Зальтен «Бемби»)

 Дидактическая игра «Волшебный экран»

Воспитатель: Это чудесный экран.  При помощи его я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку, из которой этот предмет.

Воспитатель: Из какой сказки мужское платье? ( «Василиса Прекрасная»),

рыбка?  («Волк и лиса»)

сапоги? («кот в сапогах)

чум? («Айога»)

лошадь ( «Теплый хлеб»)

перо жар – птицы («Конек - горбунок»)

яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Воспитатель: Ребята вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка: 

«Нам пора передохнуть

Потянуться и вздохнуть

Покрутили головой и усталость вся долой!

1,2,3,4,5, шею надо разминать.

Встали ровна. Наклонились 1- вперед и 2- назад

Потянулись, распрямились.

Повторяем все подряд.(повороты)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

Воспитатель: Молодцы, спасибо. А мы едем дальше. И следующая наша остановка называется «Город былин»

Воспитатель: Почему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. А главными героями былин были – богатыри. Ребята, а кто такие богатыри? (Ответы детей: герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

 Воспитатель: Послушайте отрывок и скажите из какой это былины:

«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.»

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

«Добрынюшке-то матушка говаривала,

Да и Никитичу-то матушка наказывала:

- Ты не езди-ка далече во чисто поле,

На тую гору да сорочинскую,

Не топчи-ка младыих змеенышей,

Ты не выручай-ка полонов да русскиих,

Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,

Та Пучай-река очень свирепая,

А середняя-то струйка как огонь сечет!»

«Добрыня и змей»

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше!

Воспитатель: Ребята, следующая наша остановка «Край рассказов» Воспитатель: Скажите, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.) 

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите к какому рассказу иллюстрации?

(«Фантазеры», «Стожок», «Слон»)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и пересказать один из этих рассказов? (Ответы детей)

Игра  «Найди  автора».

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? (писатели, авторы)

 ( Портреты писателей на доске, а в руках у детей маленькие иллюстрации к произведениям)

(Г.Х. Андерсен,  А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, П. П. Ершов, А. Куприн)

- У вас в иллюстрации к произведения. Нужно выйти к доске и поместить свою иллюстрацию к автору, назвать, какое произведение он написал.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Едем дальше. Следующая наша остановка «Мир стихов»

Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? (в стихах есть рифма)

Воспитатель: Что такое рифма? (это созвучные слова)

Воспитатель: Сейчас я на доску размещу иллюстрации, а вы вспомните к какому стихотворению эта иллюстрация и кто его автор.

«Зима! Крестьянин, торжествуя..» А.С. Пушкин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Н. Рубцов «Про зайца»

Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

Лучезар Станчев

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.

Снег!

Итог.

 Воспитатель: Молодцы!

Ну что, мы совершили чудесное путешествие в мир литературы. А теперь пора возвращаться домой. Но прежде, чем вернуться, давайте вспомним, где мы были и что делали. Что вам больше всего запомнилось и понравилось,

Воспитатель: Ребята, за ваши правильные ответы и за старания Королева Книга принесла вам сказочную книгу, которые вы можете почитать в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и логического мышления в подготовительной к школе группе

Конспект "Зимушка-зима". Составлять короткие рассказы по заданной теме - загадке, продолжать учить детей составлять загадки с опорой на предметные картинки....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физиче...

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов»

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группена тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме ...

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....