Конспект НОД по развитию речи с элементами грамоты в подготовительной к школе группе «Разговор о маме»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Литягина Татьяна Николаевна

упражнять в чтении слов: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», учить объяснять значение слова «мачеха»;

учить детей называть знакомые пословицы и поговорки о матери, находить начало и конец пословицы, упражнять в чтении пословиц;

оживить впечатления детей о маме в ходе просмотра презентации с фотографиями мам и детей «Лучшей мамочке на свете посвящается…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД32.96 КБ
Файл Презентация к НОД382.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с элементами грамоты в подготовительной к школе группе

«Разговор о маме»

Программное содержание: 

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- упражнять в чтении слов: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», учить объяснять значение слова «мачеха»;

- закреплять знания о звуках и буквах;

- учить выкладывать звуковую модель слова «руки», видоизменять его, превращая в слово «рука», рассказывать, что изменилось;

- упражнять в выкладывании из букв слова «руки», учить видоизменять его, превращая в слово «рука», рассказывать, что изменилось;

- упражнять в делении слов «руки», «рука» на слоги, определении места ударения в словах, учить находить схему слогового деления слов;

- учить детей называть знакомые пословицы и поговорки о матери, находить начало и конец пословицы, упражнять в чтении пословиц;

- учить детей объяснять значение выражения: «У мамы золотые руки», определять последовательность и количество слов в предложении в д/у «Живые слова»;

- оживить впечатления детей о маме в ходе просмотра презентации с фотографиями мам и детей «Лучшей мамочке на свете посвящается…»

Материал и оборудование: 

- демонстрационный: репродукция (иллюстрация) картины с изображением женщины-матери, фишки на магнитах для звукового анализа слов, магнитные буквы: Р, У, К, А, И, слова на карточках: «мать», «мама», «мамочка», «мамуля», «матушка», «мачеха», слова на карточках: «Материнская ласка…», «конца не знает.», «Нет лучше дружка…», «чем родная матушка.», «Сердце матери…», «лучше солнца греет.», указка, презентация к занятию, презентация «Лучшей мамочке на свете посвящается…»;

- раздаточный: пенал по грамоте для звукового анализа слов, буквы на тарелочках, схемы слогового деления слов, листочек с заданием «Подарки для мамы» на каждого ребенка.

Ход НОД: 

Дети стоят у магнитной доски-мольберта.

1 часть. – Ребята, вы любите отгадывать загадки?  Тогда отгадайте-ка мою загадку:

«Кто вас крепко любит?

  Кто вас утром будит?

  Книжки вам читает,

  Песни напевает?

  Кто вас обнимает,

  Хвалит и ласкает?»  (Мама)

На доску выставляется иллюстрация женщины-матери.

- Сегодня мы поговорим о самом близком и дорогом для каждого из нас человеке на свете – это маме. Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А, если ребенок заболел, то вылечит, выходит.

На доску прикрепляются слова на карточках.

Давайте вместе с вами прочитаем слова на доске: «мать», «ма-ма», «ма-моч-ка», «ма-му-ля», «ма-туш-ка», «ма-че-ха».

Ребята, а кто из вас может сказать, кто такая мачеха? Верно, мачеха – это не родная мама. В сказках обычно мачеха всегда бывает злой. А вспомните сказки, в которых была злая мачеха. (Шарль Перро «Золушка», братья Гримм «Белоснежка», р. н. с. «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Игра с мячом.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть с мячом и поговорить о ваших мамах. Давайте для начала вы нас познакомите со своими мамами. Я буду вам бросать мяч и спрашивать, как зовут вашу маму, а вы будете ловить мяч и называть, как зовут вашу маму по имени и отчеству, а потом опять бросить мяч мне. (Дети говорят: «Мою маму зовут Ольга Владимировна» и т. д.) Какая ваша мама? (Дети называют: мама добрая, любимая, нежная, ласковая, заботливая, хорошая, веселая, умелая, умная, красивая, счастливая, хозяйственная …) А сейчас ответьте на вопрос: «Что умеет мама?» (Дети отвечают: мама умеет готовить, шить, вязать, кататься на велосипеде, стирать белье, убираться, печь пироги, гладить, играть в шахматы, читать книги …)

2 часть. – О матери сложено много пословиц и поговорок. Вспомните их. (Дети называют: «Материнская ласка конца не знает», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет», «Сердце матери лучше солнца греет») Молодцы, ребята!

Только вот у нас беда – перепутались все пословицы! Надо найти начало и конец пословицы, сложить ее и прочитать, что получилось. (Дети выполняют задание у магнитной доски-мольберта)

 Ребята, а вы слышали выражение: «У мамы золотые руки»? У мамы, что действительно, руки сделаны из золота? Попытайтесь объяснить, почему так говорят? (Ответы детей)

Работа за столами.

 – Дети, подойдите к своим столам. Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова «руки». Произнесите слово «руки». Какой 1-й звук в слове? Ярослав, иди к доске, а вы, ребята, выполняйте задание у себя на столах. В слове «руки» первый звук «Р», что это за звук: гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (твердый) Какой фишкой мы его обозначим? (синей) А теперь сам рассказывай дальше. (Второй звук в слове «руки» - У – это гласный, обозначаем его красной фишкой, третий звук – КЬ – согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, четвертый звук в слове «руки» - И – гласный, обозначаем красной фишкой)

- Сколько всего звуков в слове «руки»? (В слове «руки» четыре звука) Сколько гласных звуков? (Гласных звуков всего два) Назовите их. (У и И) Сколько согласных? (Тоже два согласных звука) Сколько твердых согласных? (Один) Назовите его? (Р) Сколько мягких согласных? (Тоже один) Назовите его. (КЬ) 

Ребята, выложите слово «руки» из букв под схемой. Прочитайте, что у вас получилось. (РУ – КИ) Давайте превратим слово «руки» в слово «рука». Что надо для этого сделать? (Надо заменить букву И на букву А. На схеме надо заменить фишку, обозначающую мягкий согласный КЬ, на фишку, обозначающую твердый согласный К, т. к. в слове «рука» третий согласный К - твердый) Прочитайте, какое слово у вас теперь получилось? (РУ – КА) Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Живые слова». Коротким словом «У» будет Миша Ш., словом «мамы» - Матвей, словом «золотые» - Артем, словом «руки» - Ксюша Г. Живые слова, выходите! Ребята, давайте прочтем, что у нас получилось. (У мамы золотые руки) А теперь, живые слова, поменяйтесь местами! (Золотые руки у мамы. Руки золотые у мамы) Что вы замечаете? (Короткое слово У – предлог, находится всегда рядом со словом «мамы»)

3 часть. 

- Ребята, в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. И сегодня я предлагаю вам сделать подарки для своих мам. А какие подарки получит мама, вы узнаете, когда впишите пропущенные буквы.

Задание «Подарки для мамы (Соедини слоги и прочитай слова, впиши пропущенные буквы)» 

                      Соедини слоги и прочитай, что мы подарим маме

                   Впиши пропущенные буквы, узнай, что мы подарим маме

(Дети выполняют задание самостоятельно за столами) Прочитайте, что мы подарим маме. (Ду – хи, те – ни, лак, бусы)

 – Молодцы, ребята! Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Смотрим на экран. (Презентация к занятию «Подарки для мамы»)

- Вы сегодня хорошо занимались, порадовали меня и своих мам, приготовили для них замечательные подарки. А сейчас мы с вами еще раз посмотрим вашу любимую презентацию «Милой мамочке на свете посвящается…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соедини слоги и прочитай, что мы подарим маме. ТЕ ХИ ДУ НИ

Слайд 2

Соедини слоги и прочитай, что мы подарим маме. ТЕ ХИ ДУ НИ

Слайд 3

Впиши пропущенные буквы, узнай, что мы подарим маме. Л…К Б…СЫ

Слайд 4

Впиши пропущенные буквы, узнай, что мы подарим маме. ЛАК Б УСЫ

Слайд 5

ПОДАРКИ ДЛЯ МАМЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

ООД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Коррекционно-образовательные цели:  -Формирование представлений о космосе;-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и...

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Данная разработка может быть использована на последнем занятии по развитию речи. Составлена с учетом ФГОС....

Конспект ННОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенками».

Усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ....

ООД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в Сказочный лес"

Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений Задачи:- образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; совершенствовать умения детей ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...