Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."
материал по теме

Першина  Екатерина  Александровна

 

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук».

Цель: 
•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
•    научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:
1.    Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
2.    Изготовление приглашений на собрание для родителей.
3.    Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
4.    Организация выставки развивающих игр.

Участники:
•    воспитатели;
•    родители.
Форма проведения: собрание – практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание. Тема: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

Цель: 
•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
•    привести  примеры  игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:
1.    Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
2.    Изготовление приглашений на собрание для родителей.
3.    Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
4.    Организация выставки развивающих игр.

Участники:
•    воспитатели;
•    родители.

Ход собрания.
1.    Организационная часть.

Тема нашего собрания посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.
2.    Основная часть.

Нас   педагогов и, конечно же, вас,  родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.  Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

   И.М.Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты: память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.   Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления  в школу...
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой
форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.
3. Практикум  «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из солёного теста».
На столах дощечки для лепки, стеки, солёное тесто разного цвета – красное, зелёное, жёлтое.
Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Букет роз».
    Я делаю основание для букета. 
     Родители раскатывают небольшие шарики из зелёного теста, используя, стеки разрезают листочки.
    Листочки располагаем на основание.
    Затем показываю, как делать розы, используя зубочистки. Раскатываем жёлтое тесто на полоски  длиной 6 - 7 сантиметров.
     Накручиваем на зубочистку, получился бутончик. К бутончику лепим лепестки. Также делаем цветок из красного теста.
     Полученные бутончики  прикрепляем на основание. Букет из красных и жёлтых роз готов.
4. Сообщение  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка

   Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

   Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину ,тесто.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики (от  мелких  до  средних  размеров).

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка  (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался.)

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свой пальчик, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один пальчик – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец – большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Нанизывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Шить, вязать на спицах.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после собрания.
Эти игры: 
    развивают мелкую моторику рук;
    развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
    формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
    способствуют развитию речи;
    развивают творческие способности;
    косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
3 часть. Заключительная. 

Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук. Показываю участникам слайд – шоу. В нём зафиксированы дети, как выполняли некоторые упражнения в группе.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать. Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Развитие мелкой моторикирук ст дошк.

Развитие мелкой моторикирук ст дошк....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИГАИМИ

Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного,...