Логоритмика -метод всестороннего развития ребёнка
презентация урока для интерактивной доски по теме

Таркова Оксана Валерьевна

В данном проекте рассказывается о том ,что Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект631.09 КБ
Файл Конспект 22.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логоритмика

Слайд 2

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Э. Жак-Далькроз

Слайд 3

С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Инновационная направленность. Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии .( пальчиковая гимнастика, психогимнастика , дыхательная и артикуляционная гимнастика) Актуальность

Слайд 4

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. цель

Слайд 5

- Развивать общую и мелкую моторику; -Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма; -Развивать артикуляционный аппарат; -Закреплять умение ориентироваться в пространстве Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи; Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактических пособий Сроки реализации 2 года задачи

Слайд 6

Развитие общей и мелкой моторики Развитие и корректирование двигательной сферы Развитие артикуляционного движения Устранение речевых нарушений Развитие внимания, речи ,памяти и фонематического слуха Улучшение ориентирования в пространстве Социальная реабилитация ребенка Предполагаемый результат

Слайд 7

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Принцип последовательности. Принцип повторений умений и навыков. Принцип активного обучения. Принцип результативности. ПРИНЦИПЫ

Слайд 9

Вводная ходьба, ориентирование в пространстве Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса Артикуляционные упражнения Ритмические игры Упражнения на развитие внимания и памяти Пение песен ,вокализов Чистоговорки , речевые игры Пальчиковые игры, сказки Игра на музыкальных инструментах Коммуникативные игры Подвижные игры, хороводы, физминутки Комплекс упражнений

Слайд 11

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка. Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения. Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры. Родители разучивают речевой материал с ребенком дома Сотрудничество специалистов

Слайд 12

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой . Вывод

Слайд 13

Немного истории: Немного истории :

Слайд 14

Танец, музыка и поэзия были неразделимо связаны. Танец – поэзия движения, и его взаимосвязь с музыкой – поэзией звуков – замечалась людьми во все времена. Даже сейчас музыкальные периоды называются именами, первоначально данными танцам: так, есть эпоха вальса, эпоха гавота, эпоха менуэта

Слайд 15

Эмиль Жак-Далькроз Émile Jaques-Dalcroze Имя при рождении: Émile Jaques Род деятельности: композитор , педагог , создатель ритмики Дата рождения: 6 июля 1865 (1865-07-06) Место рождения: Вена , Австро-Венгрия Подданство: Швейцария Дата смерти: 1 июля 1950 (1950-07-01) (84 года) Место смерти: Женева , Швейцария Эмиль Жак-Далькроз , ( фр. Emile Jaques-Dalcroze ; 6 июля 1865 года , Вена — 1 июля 1950 года , Женева ) — швейцарский « Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Слайд 16

Влади́мир Алексе́евич Гиляро́вский Василий Алексеевич Гиляровский Дата рождения: 26 декабря 1875 ( 7 января 1876 )(1876-01-07) Место рождения: г. Бузулук Самарской губернии Дата смерти: 1959 год (1959) Место смерти: Москва Страна: Российская империя , СССР Научная сфера: психиатрия Место работы: Институт психиатрии АМН [1] Учёное звание: академик АМН СССР , профессор Альма-матер : МГУ Известные ученики: Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский , Известен как: Основоположник психиатрии в СССР Награды и премии ,, Заслуженный деятель науки РСФСР

Слайд 17

Звукоподражательные и речедвигательные упражнения предполагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе - упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения преследуют цель формирования подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни детей и в быту. Слова, предлагаемые детям для повторения, просты по своей структуре. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией

Слайд 18

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник « Логоритмика ». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза , признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Учебник « Логоритмика ».

Слайд 19

Основная информация Имя при рождении Karl Heinrich Maria Orff Дата рождения 10 июля 1895 (1895-07-10) Место рождения Мюнхен , Германия Дата смерти 29 марта 1982 (1982-03-29) (86 лет) Место смерти Мюнхен, Германия Страна Германия Профессии композитор , педагог Жанры классическая музык а “ Schulwerk ” -обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”

Слайд 20

Автор впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи, естественно-научную основу, принципы и методы и разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм своеобразной активной терапии. Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Учебник ГА. Волковой — первая книга в нашей стране, посвященная проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией.

Слайд 21

Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений. Логоритмика как наука

Слайд 22

Изучение литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение № 25

конспект  

Логоритмика

метод всестороннего

развития ребёнка

                                                                                Музыкального руководителя

Тарковой О.В.

                                                                                                  для детей старшего

                                                                                         дошкольного возраста

Липецк 2012

Актуальность.

С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Инновационная направленность.

 Логоритмические занятия  включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. .( пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика)

ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной методики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ЗАДАЧИ

-Развивать общую и мелкую моторику;

-Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;

-Развивать артикуляционный аппарат;

-Развивать и закреплять умение ориентироваться в пространстве(умение ориентироваться в пространстве напрямую связанно с развитием речи, мышлением и интеллектом ребёнка)
-Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий,   дидактических пособий;

-Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи.

Предполагаемый результат

В результате проделанной работы, дети

стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально –

двигательным занятиям, освоили необходимый объѐм движений танцев, а так же различные имитационные движения; у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка.

Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в

обучении их игре на детских музыкальных инструментах.

Ребята стали понимать ориентировку на себе (правая - левая рука,

нога) и от себя (направо, налево, вперѐд, назад). Они научились хорошо

ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные построения: в

шеренгу, в колонну, по диагонали, врассыпную, по линии танца,

противоходом и т.д.

У них появились такие личностные качества, как уверенность,

активность, целеустремлѐнность, желание показать свои достижения

зрителям. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены

сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и

воспроизведения, проявление творческого воображения.

Диагностические карты на начало эксперимента (сентябрь )

и его окончание (май ) дают наглядное подтверждение важности

и необходимости такой работы с детьми.

ПРИНЦИПЫ

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.  

 Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

        

Содержание занятий

Виды упражнений :

- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 

- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса

- Артикуляционные упражнения

          - Ритмические игры

 - Упражнения на развитие внимания и памяти

 - Пение песен и вокализов

 - Чистоговорки

 - Речевые игры

 - Пальчиковые игры и сказки

 - Игра на музыкальных детских инструментах

 - Театральные этюды

 - Коммуникативные игры

 - Подвижные игры, хороводы, физминутки.

Сотрудничество специалистов

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

Сроки реализации

   Занятия рассчитаны на 2 года обучения. Логоритмические занятия       проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю

Длительностью 25 мин музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем.

Обобщение вывод

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

    Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Немного истории:


Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений [Жак-Далькроз, 1913]. Формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика.

Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление —
логопедическая ритмика.

В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением. В логопедическую практику этот прием вошел под названием «речь с движениями».

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития.

К. Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода (единство слова-музыки-движения), способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец [Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, 1979]. Использование стремления детей к творчеству, двигательной экспрессии, упрощение требований к технике игры на инструментах позволило ввести элементы его метода музыкального воспитания в программы общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений.
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений.

Изучение литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.

Литература

1 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. - М.: Педагогика, 2008.

2 Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением

Детство-пресс Санкт-петербург ;1999.

3 «Логопедическая ритмика» ГА. Волковой, 2002 г

4 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.

5 Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000.

6  Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.

     М.:Академия, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных методов всестороннего развития ребёнка.

Зона ближайшего развития - области максимально эффективной работы педагогов и психологов.- Уровень актуального развития ребёнка - самостоятельная деятельность ребёнка.- Уровень потонцеального развития...

Презентация «Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста...

«Лепка – метод всестороннего развития ребенка»

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста....

«Лепка – метод всестороннего развития ребенка»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ...

Песочная терапия, как метод всестороннего развития ребенка.

quot;Часто руки знают, как решить загадку,с которой интеллект боролся напрасно", — писал К.Г.Юнг. Психологи давно пришли к выводу, что с помощью простых приемов и обычных м...

Логоритмика-метод всестороннего развития ребёнка.

 Логоритмические занятия  включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эф...

Практикум для педагогов «Педагогическая песочница, как средство и метод всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с играми из песка;- научить практическим умениям в играх с цветным песком  и песком на световых столах в работе с детьми;- .создать условия для плодотворной творче...