Уроки светофора (Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Литовченко Олеся Александровна

 

Пропаганда правил дорожного движения у дошкольников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ

ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 С ТРУДОМ РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                                                                                                                                    Воспитатель МБДОУ № 55

«Звонкие голоса» г.Новороссийска

Литовченко Олеся Александровна

Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о его общественной значимости. Наиболее эффективно в воспитательном плане сочетание приобретаемых детьми знаний с их собственным трудом. Однако, знакомя детей с трудом взрослых, мы не всегда говорим о труженике. Практика же показывает, что если ребенку-дошкольнику специально не рассказывают о человеке-труженике, он самостоятельно извлекает необходимую информацию, наблюдая за его трудом. Трудящийся человек, конечно, предполагается, то есть ребенок понимает, что, например, хлеб выращивают люди, но собственного отношения к этим людям у него не возникает. В таких случаях происходит ознакомление с профессией человека. А желание подражать взрослым, стремление включаться в трудовой процесс возникает у ребенка не всегда. Воспитание положительного отношения к трудящемуся человеку формирует моральные представления дошкольника, его идеалы. "Любовь ребенка к людям труда - источник человеческой нравственности", - писал В.А. Сухомлинский.

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном её использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Важно в самом начале дать ребенку пример для подражания. Таким примером должен стать трудящийся человек. Педагог обращает внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброта, отзывчивость, жизнерадостность. Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку-труженику, мы создаем хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально-положительного отношения к нему могут быть различными. Они зависят от возраста детей, уровня их всестороннего развития. Это и наблюдения, и встречи с рабочими, людьми разных профессий, и специальные беседы, которые проводит воспитатель. Важную роль в этом деле играет искусство, в частности художественная литература, которая активно воздействует на разум и чувства ребенка, помогает понять сложные явления окружающей действительности. А так же мультимедийные средства.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?

Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.

Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

3. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

4. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Младшая группа

 Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом относятся к взрослому человеку. Они присматриваются к действиям мамы, папы, няни, детскому саду, стараются подражать им в играх.

 Младший дошкольник очень близок со взрослым: тот помогает ему во всем - одевает, кормит, гуляет с ним, играет, трудится и малыш воспринимает эту помощь родителей и воспитателя настолько естественно, что не отделяет их действия от собственных, не воспринимает их как труд. Поэтому ознакомление с трудом взрослых целесообразнее начинать не с ознакомления с домашним трудом мамы, воспитателя, как это считают, а с трудом людей, которые непосредственно с детьми не соприкасаются, на действия которых ребенок может посмотреть со стороны, но содержание и, главное, результат их труда ему понятны. Это может быть, например, труд дворника ("Он подметает двор, чтобы всем и тебе тоже было приятно играть на участке"), повара ("Готовит обед для всех детей и для тебя тоже"), шофера ("Привез продукты в детский сад"). В процессе наблюдения за трудом этих людей воспитатель стремится вызвать у детей доброжелательное отношение к ним, желание помочь, подключиться к их деятельности, если это возможно, чем-то порадовать. Проявление детьми внимания, заботы - результат работы взрослого. Такой опыт успешнее приобретается по отношению к близким людям, которые непосредственно заботятся о ребенке. Работа по воспитанию заботливого отношения к близким людям - основа для воспитания доброжелательного отношения и к другим. Ознакомление с трудом повара, шофера, дворника развивает у детей умение видеть и выделять действия, именуемые трудом, работой. Эти линии педагогической работы взаимосвязаны и должны приводить к одной цели. Воспитатель учит малышей заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение. При этом он обращает внимание детей на то, как взрослые заботятся о них, как они трудятся дома, чтобы малышу было хорошо. ("Как мама о тебе позаботилась, какое красивое платье сшила к празднику! Ты маме спасибо сказала, поцеловала её?"). В воспитательных целях педагог использует литературу, где многочисленные образы взрослых (мамы, бабушки) вызывают чувство симпатии. Произведения художественной литературы учат быть внимательным, заботливым, доброжелательным по отношению к другим людям. Детям читают рассказ болгарской писательницы Доры Габе "Моя мама" (из цикла "Моя семья"). После чтения этого рассказа воспитатель предлагает малышам вспомнить, какими словами писательница рассказывает о маме. Детей подводят к ответу, что "мама добрая, хорошая, веселая, любит своих детей". Затем педагог рассказывает о мамах вообще, что они делают дома, на работе, о ком заботятся и как заботятся. В стихотворении Е. Благининой "Вот какая мама" также воспроизведен образ доброй, заботливой мамы. Заканчивается стихотворение утверждением: "Вот какая мама - золотая прямо!" желательно, чтобы рассказывая о своих мамах, дети использовали эту строчку. В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку-труженику не проводится. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдения за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам. Так, при организации наблюдений за трудом взрослых, воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразные: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание отдельного стихотворения и др. Знакомя малышей с трудом дворника, шофера, повара, врача, то есть теми людьми, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б.Заходера "Шофер", "Сапожник", А. Кордамовой "Наш доктор" (в отрывках). Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря им, малыши узнают о том, что доктор - это добрый и смелый человек, он помогает детям, если они заболевают. Можно также рассказывать о враче детского сада, медсестре или о других врачах, которых знают дети. Возможно, это будут их родители. Постепенно малышей как бы "выводят" за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Хорошо, если дворник , шофер, повар, с которыми недавно познакомились дети, придут в группу, чтобы посмотреть, как живут дети. Малышей обрадует приход таких гостей. Он вызовет у них новую волну положительных эмоций. Основной вид деятельности детей, особенно младшего возраста - это игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания эмоционально-положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику. Когда дети играют в шофера, педагог подсказывает им, что можно быть не шофером вообще, а Борисом Ивановичем - шофером детского сада. Такой конкретный образ обогатит игру и поможет детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношении к нему, вызовет желание подражать ему.

 Важно помнить, что формирование положительного отношения к трудящемуся человеку даже в младшей группе не должно ограничиваться лишь наблюдением за его трудом. В поступках, деятельности, в стремлении к самостоятельности дети проявляют свое отношение к человеку-труженику. Такое стремление свойственно детям младшей группы, однако воспитатель поддерживает его, вводя мотив: "Учись всё делать сам, чтобы порадовать взрослых, помочь им". Похвала, поощрение самостоятельных действий ребенка по самообслуживанию, проявлению инициативы в совместной деятельности со взрослыми, способствуют и формированию эмоционально-положительного отношения к человеку труда, и более успешному овладению трудовыми навыками. Таким образом, в младшей группе работа по формированию положительного отношения к трудящемуся человеку заключается в приближении ребенка к взрослому, показе таких его нравственных качеств, как доброта, приветливость, забота о детях, в организации совместной деятельности детей и взрослых, в поддержании интереса к трудовым действиям и их результату. Углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствует изобразительная деятельность дошкольников. Дети младшего возраста ещё не могут изобразить взрослого человека в процессе труда, но им вполне доступно изображение отдельных орудий труда людей тех профессий, с которыми их знакомили. Воспитатель связывает занятия по изобразительной деятельности с наблюдениями, беседами и старается так представить детям тему занятия, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое отношение к труженикам. Так, после наблюдения за трудом дворника можно провести занятие аппликацией, на котором малыши будут наклеивать предметы, необходимые дворнику для работы. При этом воспитатель предлагает детям наклеить "много лопаток, чтобы помочь дворнику быстро и хорошо убрать снег с дорожек на участке детского сада".

Средняя группа.

 В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельные, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознаны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель). Все это позволяет несколько изменить характер педагогической работы, как по содержанию, так и по форме. В средней группе разрабатываются несколько новых тем: "О том, как трудятся наши мамы и папы", "Кто работает на ферме", "О труде людей транспортных профессий", "О труде строителей". Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым, тогда как объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, то есть непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком определеной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика. Раскрывая каждую тему, воспитатель продумывает два аспекта: ознакомление с содержанием труда и ознакомление с деловыми и личностными качествами трудящегося человека. Например, тема: "О труде строителей". Программная задача: Познакомить детей с трудом людей строительных профессий: каменщика, маляра, кровельщика и т.п. Воспитать интерес и уважение к их труду. Раскрывая тему "О труде строителей", воспитатель использует стихи А.Бродского "Мой брат", С.Баруздина "Кто построил этот дом?". Последнее стихотворение желательно прочитать после того, как дети побывали на экскурсии к строящемуся дому и получили представление о труде рабочих-строителей. В этом случае они более эмоционально воспринимают стихи. Стихи С.Баруздина "Кто построил этот дом?" подобно анализируют в старшей группе. Детям средней группы достаточно задать вопрос: "Как вы думаете, кто построил дом, в котором мы живем?". Не нужно добиваться, чтобы воспитанники перечисли все профессии строителей. Особо подчеркивается, что дом строится быстро благодаря дружбе строителей, что люди радуются новым домам. В средней группе дети уже лучше рисуют и могут изображать даже некоторые сюжетные ситуации, причем не только те, что они видели сами, но и те, которые узнают из художественных произведений, при рассматривании картин. Здесь так же, как и в младшей группе, используются творческие занятия.

 Примеры занятий:

 Труд дворника, няни (что нужно для работы);

 Рисование или лепка посуды, а также овощей и фруктов (для работы повара);

 Труд строителя. Рисование на тему: "Дома на нашей улице".

Старшая группа.

 В старшей группе продолжается работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата в младшей и средней группах. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к труженикам. Работая со старшими дошкольниками по темам: "О труде строителей", "О тех, кто делал машины", "О труде колхозников", "Как трудятся наши мамы и папы", "О труде врача и медицинской сестры", воспитатель старается познакомить детей с конкретными людьми-работниками близлежащих предприятий, добиваться того, чтобы у детей сформировался обобщенный образ человека-труженика. В старшей группе одной из распространенных форм ознакомления с трудом являются экскурсии, являющиеся частью воспитательно-образовательной работы. К её проведению воспитатель тщательно готовится. Подготовка включает точное определение цели экскурсии, предварительное ознакомление с местом её проведения и с теми людьми, чей труд дети будут наблюдать, подготовку детей к экскурсии, продумывание последующей работы с ними. Само проведение экскурсий должно отвечать определенным требованиям. Экскурсия должна быть эмоционально насыщенной, непродолжительной, познавательный материал её не должен выходить за пределы того, что дети непосредственно наблюдают. Экскурсии, посвященные ознакомлению с трудом взрослых, должны носить как бы вспомогательный характер, усвоение материала должно быть естественным, непроизвольным. Главное в экскурсии - эмоциональная обстановка, атмосфера доброжелательности и заинтересованности. Показателем успешно осуществленной экскурсии можно считать вопросы детей, которые они задают во время её проведения, а также появление после неё самостоятельных сюжетно-ролевых игр на тему экскурсии. Желательно, чтобы при ознакомлении дошкольников с любой профессией воспитатель находил конкретного человека, конкретный образ в художественной литературе, изобразительном искусстве, о котором можно было бы рассказать им.

 К концу года, когда у детей накопятся общие и конкретные представления о людях-тружениках, представителях различных профессий, можно провести занятие, позволяющее выявить, сформировалось ли у дошкольников положительное отношение к трудящемуся человеку.

Примерное занятие.

Тема: "Зачем люди трудятся?"

Программная задача: Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий. Углублять интерес к труду; закреплять эмоционально-положительное отношение к трудящемуся человеку.

 В ходе занятия воспитатель предлагает: "Сегодня мы с вами будем рассказывать так, как будто загадываем загадки. Одни загадывают, а другие отгадывают. Вспомните тех взрослых, чью работу мы с вами наблюдали, когда ходили к ним на работу. Не называйте нам пока, о ком вы подумали, а расскажите так, чтобы мы догадались". Если дети затрудняются, воспитатель помогает им, предлагает краткий план рассказа: "Расскажи сначала, кому нужен труд этого человека, кому он приносит пользу и почему; потом скажи, что он делает и как работает, что тебе больше нравится в этом человеке". Рассказывая по такому плану, дети непременно говорят, что труд этого человека нужен всем людям, что работает он хорошо, старается все делать так, чтобы всем было приятно. Говоря о личных качествах работника, они подчеркивают его трудолюбие, доброжелательность, жизнерадостность. Когда воспитанники догадаются, о ком шла речь, педагог просит их выбрать из имеющихся у него картинок ту, на которой изображен данный труд. Вторая часть занятия проводится в форме включения детей в воображаемую производственную ситуацию: "Давайте вместе помечтаем. Представьте себе, что вы стали взрослыми. Расскажите о себе, кем вы будете работать, что будете делать после работы". Такая воображаемая ситуация воспринимается детьми с большим интересом. Они хотят трудиться так же хорошо, как те взрослые, о которых они только что рассказывали. Когда нужно придумать, что они будут делать после работы, дошкольники часто отвечают: "Буду играть со своими детьми, буду их водить в кино, покупать им конфеты", то есть и в этой ситуации, прямо не относящейся к труду, они подражают взрослым. Работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, по воспитанию уважения к трудящемуся человеку, важно сочетать с организацией трудовой деятельности детей и воспитанием у них таких нравственно-волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, добросовестность, взаимопомощь. Это два звена одного процесса формирования личности ребенка. Если мы будем только рассказывать детям о труде взрослых, показывать примеры их самоотверженного труда, но не будем приучать их самих добросовестно выполнять свои трудовые обязанности (пусть ещё очень простые), мы будем воспитывать людей, любящих лишь со стороны наблюдать и даже положительно оценивать труд других людей, но не желающих и не умеющих работать. Если же главное внимание мы обратим только на воспитание трудовых навыков и умений, но не покажем красоты, радости труда на общую пользу, то можно создать опасность воспитания дельца, так называемого "делового" человека. Именно в создании общественной значимости труда формируется гражданское сознание, черты социально-активной личности. Воспитатель добивается добросовестного выполнения старшими дошкольниками трудовых поручений и заданий (в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"). Давая детям поручение убрать на участке, воспитатель добавляет при этом: "Работайте так, чтобы не стыдно было показать наш участок дворнику Андрею Петровичу". Такая ориентация на оценку знакомого детям человека-труженика способствует добросовестному выполнению задания и как следствие, воспитанию необходимых нравственных качеств. При ознакомлении дошкольников с трудом взрослых важно обращать их внимание на то, что труд - это нелегкое дело, что для достижения результата нужно приложить немалые усилия, но чем больше сил вложит человек в свою работу, тем большую радость он испытывает. Дети часто, особенно дома, слышат слова устал, устала, видят родителей после трудового дня, иногда слышат эти слова и от воспитателя, и от няни в детском саду. И вот уже сам ребенок, чуть потрудившись, говорит: "Я больше не могу работать, я устал". "Быть взрослым трудно, надо много работать? Что делать? Не говорить при детях этих слов? Не показывать им свою усталость? Но это было бы неверно. Ребенок должен видеть, что взрослые устают на работе, что люди, чей труд они наблюдали и который им понравился, тоже устают. Но взрослые должны объяснять, показывать детям, что без усилий нельзя добиться хорошего результата и усталость не мешает появлению радости от сделанной работы. Хорошо, если бы дети чаще слышали слова: "Трудный был день сегодня, устала, но как хорошо поработали, как много сделали". Оптимистическая окраска настроения после завершенной работы возможна и при организации трудовой деятельности дошкольника в детском саду. При этом педагог должен особенно высоко ценить труд тех детей, которые старались выполнить все добросовестно, не торопясь. Завершив общую работу, можно предложить воспитанникам присесть: "Вот и закончили работу, теперь и отдохнуть можно. Кончил дело - гуляй смело".

 Нужно развивать у дошкольников желание брать на себя более сложную часть задания, приучать их не бояться трудностей. Мотивами такого поведения должны стать потребность помочь другому и ответственность за порученное дело. И здесь положительное влияние оказывает пример взрослых. Наблюдая за взаимоотношениями детей в труде, за отношение их к трудовым обязанностям, воспитатель не упускает случая похвалить ребенка, который не выбирал легкую работу, а брался за то, что потрудней. Иногда даже можно предложить воспитанникам проверочную ситуацию: "Нам нужно сегодня сделать одну трудную, но важную работу - вскопать грядки на участке для малышей. Потом будет работа полегче - сажать траву. Кто и что будет делать?"

 При хорошо организованной педагогической работе большинство детей выбирают трудную работу. Воспитатель выполняет желание всех детей, поэтому предлагает сначала всем вместе сделать трудную работу, а потом тоже вместе, что полегче. Такие "упражнения" педагог использует и на занятиях, где учит детей преодолевать трудности, не бояться их. "Будем решать задачи" - говорит он. - Какую задачу вам дать: легкую или трудную?" Если ребенок берется за трудную задачу, но не справляется с ней, воспитатель всё равно хвалит его за попытку, за смелость, но в то же время учит правильно оценивать свои силы и поддерживает желание научиться у товарищей, у взрослых тому, что тот пока не умеет делать. Внимание дошкольников обращается ещё на одну важную сторону отношения к труду, к обязанностям человека-труженика - на его инициативу, стремление к творчеству, к совершенствованию. Важно, чтобы у детей формировалось представление о трудящемся человеке не только как о добросовестном исполнителе, но и как о человеке, способном на творчество и выдумку. Такое отношение к труду нравится детям, если воспитатель сумеет доступно его показать. Например, зная о том, что папа Ромы - рабочий завода - внес немало рационализаторских предложений, педагог пригласил его в группу рассказать детям о своей работе. Беседа получилась интересной и полезной, а главное, имела продолжение: папа Ромы стал часто приходить в детский сад и учить детей мастерить. Он поддерживал и серьезно выслушивал все предложения детей, призывал подумать ещё, обсудить свое предложение с товарищами. Общение с этим человеком приносило детям радость, желание подражать ему не только в труде, но и в поведении, даже манере гоорить. Результатом этого общения было и то, что дети по-другому стали смотреть на любой труд, всюду искали возможность рационализации, творчества. Появились вопросы-размышления: как можно сделать по-другому? Что могут придумать в своей работе шофер, библиотекарь, плотник? Так, постепенно у детей формируется представление о том, что в каждом деле можно проявлять творчество, инициативу, чтобы оно было лучше выполнено и принесло людям больше пользы. Ценным педагогическим приемом, помогающим воспитывать положительное отношение к человеку-труженику, является совместная деятельность детей и взрослых. Дети и взрослые могут вместе трудиться на субботнике в детском саду и во дворе своего дома. Важную роль в формировании у дошкольников эмоционально-положительного отношения к труду, уважения к трудящемуся человеку, играют литература, изобразительное искусство. В старшей группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям - это счастье.

 Для старших дошкольников советскими писателями написано много рассказов о труде врачей, летчиков, моряков, рыбаков. Труд людей этих профессий сопряжен с опасностью, риском для жизни. Рассказы Б.Житкова "На льдине", "Обвал", С.Маршака "Ледяной остров", С.Сахарнова "Два радиста", М.Коршунова "Едет, спешит мальчик", И.Турчина "Человек заболел" и др. с большим интересом воспринимаются людьми. Эти рассказы посвящены одной теме - самоотверженному труду людей. Человек-труженик - главный герой этих рассказов, предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируются представления о коллективном характере труда людей. В беседах, проводимых после чтения произведений, обращается внимание детей не только на главного героя, но и на то, что во многом его деятельность зависит от деятельности второстепенных героев рассказов. Для этого задаются такие вопросы: "Как вы думаете, смогли бы врачи спасти больных, если бы им не помогли другие люди? Расскажите об этом. Нужна ли была помощь других людей? В чем она заключалась? (И.Винокуров "Сквозь буран", И.Турчин "Человек заболел"). В основном дети правильно отвечают на эти вопросы, но в заключении беседы, подытоживая ответ, воспитатель подчеркивает значение моральной поддержки одного человека другим, приводя примеры из текста. Как и в предыдущих возрастных группах, в старшей используются занятия по изобразительной деятельности для закрепления знаний и представлений детей о труде людей, эмоционально-положительного отношения к человеку-труженику. Приобретенные старшими дошкольниками изобразительные навыки и умения значительно обогащают их творчество. Дети уже имеют изображать человека в движении, в соответствии с темой построить композицию рисунка, аппликации, передать колорит. Эти навыки и умения в течение года отрабатываются под руководством воспитателя на предметном рисовании или занятиях аппликацией. Например, перед темой "Шофер - интересная работа" дети рисуют различные виды транспорта на 2-3 занятиях, усваивая обобщенные способы изображения этих предметов. Затем эти знания воспитанники используют в сюжетном рисовании. Формы ознакомления детей с трудом взрослых и воспитания эмоционально-положительного отношения к трудящимся могут быть разнообразными. Это и экскурсии к месту работы взрослых, встречи и беседы, приглашение взрослого в детский сад, чтобы посмотреть, как трудятся дети, чтобы научить их чему-то, участие в праздниках труда, подготовка подарков, игры, чтение, последующий разбор художественных произведений, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и др. Такие формы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о человеке труда, который является примером для подражания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

 Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо углублять и закреплять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности. Итак, основными факторами, эффективно влияющими на трудовое воспитание, на формирование духовно-нравственных чувств и качеств старших дошкольников, являются следующие:

 Нравственно-положительные личные и общественные интересы, убеждения и потребности родителей; их добросовестное, ответственное отношение к производственному и домашнему труду, трудолюбие; преемственность между поколениями (молодые родители, их отцы, матери);

 Осуществление целенаправленного воспитания: понимание родителями целей и задач трудового воспитания, его значения в нравственно-волевом и всестороннем развитии ребенка: стремление реализовывать их на практике (организация наблюдения детей за трудом взрослых и посильной трудовой деятельности детей как индивидуальной, так и совместной со взрослыми членами семьи, установление взаимосвязи с детским садом, активность обоих родителей в решении педагогических задач);

 Эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей, других взрослых членов семьи и детей в повседневной жизни труде, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливое распределение домашних обязанностей, демократичность в отношениях между взрослыми и детьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

 В целях изучения представлений детей о нравственных качествах и труде была проведена беседа с детьми старшей  и подготовительной групп.

 На вопросы дети отвечали с большим удовольствием. Но, к сожалению, многие из них затруднились отвечать на вопросы о нравственных качествах людей. У детей очень скудные знания в этой области.

 Затрудняются отвечать на такие вопросы, как: "Кого можно назвать лживым?", "Кого можно назвать справедливым и несправедливым?", "Кого можно назвать смелым и трусливым?".

 Что же касается вопроса о самостоятельном труде дома, то здесь почти все дети отвечали, что они помогают родителям убираться (мыть полы, протирать пыль, пылесосить). Девочки говорили, что помогают мамам готовить. У детей очень поверхностные знания о труде взрослых, о духовно-нравственных качествах людей.

 Поэтому хотелось бы порекомендовать больше внимания уделять трудовому воспитанию, в процессе которого будут формироваться необходимые духовно-нравственные качества, такие как любовь, доброта, уважение, отзывчивость, помощь другим, аккуратность, бережливость и другие необходимые качества для полноценного формирования личности.

 Вследствие чего хотелось бы, чтобы воспитатели читали побольше художественной литературы о людях-тружениках. Обсуждали положительные качества этих людей, приглашали бы людей-тружеников, знакомили бы детей с их трудом. Для того чтобы у детей был яркий положительный пример, кому бы детям хотелось подражать.

 Так как воспитание детей дошкольного возраста имеет подражательный характер и это касается не только трудового, а воспитания в целом. Дети дошкольного возраста, особенно старшего, очень эмоциональны, очень восприимчивы и очень внушаемы. И наша задача - стараться заложить в них всё "самое хорошее", чтобы из них получились ценные для нашего общества личности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.

К.Д. Ушинский

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.

В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.



Предварительный просмотр:

З а к а л и в а н и е

     Что надо предпринимать, чтобы ребёнок не был подвержен частым простудным заболеваниям? Необходимо закаливание.

     Закаливание основано на способности и организма, отвечать определёнными реакциями на раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические. Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимы правила: закаливания проводить систематически, ежедневно. Приходишь к более сильным раздражителем постепенно.  Соблюдать индивидуальные подходы к детям. Основные средства закаливания  - воздух, вода, солнце. Закаливание воздухом – прежде всего помещения два-три раза в день проветривать. В осенне-зимнее время приучать ребёнка спать, с открытой форточкой  обязательно гулять! Одевать детей соответственно погоде и сезону.  Закаливание водой – более интенсивное средство.  К водным закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание, душ, купание. Начинают водные процедуры с ежедневного мытья ног прохладной водой. Температура 22 – 240 .  Ребёнок держит ноги в воде 2-3 минуты.  Постепенно температуру воды снижают. После водной процедуры ноги насухо вытирают. Температура воды для обтирания – сначала 30-320, постепенно её снижают до 20-180. В это время в помещении не должно быть сквозняка. Хорошая закаливающая процедура – ежедневное умывание водой. Начинают умывание водой комнатной температуры.

    Приятным гигиеническим и закаливающим средством являются ванны и душ. С целью закаливания ванны следует начинать с t воды 35-340, постепенно снижая её до 30-290. при любой водной процедуре нужно считаться с ощущениями и самочувствием ребёнка. Только та процедура достигает цели, укрепляет организм, которая доставляет ребёнку удовольствие.

Купание летом в озере, реке или море вызывает у ребёнка радость. Это наиболее сильная процедура, так как она на организм оказывает воздействие и не только вода, но и воздух, и солнечные лучи. Солнечные лучи способствуют улучшение обмену веществ, они благоприятно действует на кожные покровы, состав крови. Солнечные лучи убивают многие болезнетворные микробы. Лучшее время для солнечных ванн от 10 ч. до 11 ч. 30 мин. в

 средней полосе, а в южных областях с 8 до 11 ч.

    Солнечным ваннам должны предшествовать воздушнее. Продолжительность первой солнечной ванны 4-5 мин., постепенно увеличиваем время. После солнечной ванны рекомендована водная процедура – купание, обливание или душ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма " Мы в безопасности"Пояснительная записка.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это про...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (памятка)

Памятка по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма...

Методическая разработка. Планирование " Профилактик детского дорожно – транспортного травматизма". Средняя группа.

Методическая разработка. Планирование "Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма". Средняя группа....

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Данная методическая разработка направленна на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо формировать у детей с раннего возраста умения быть осмотрительным и осторожным. В да...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Приключения Буратино и его дорожная азбука"

Методическая разработка предполагает организацию детской деятельности в форме игры – приключения, где дети знакомят главного героя с азбукой безопасности, в доступной им форме осваивают правила ...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жи...