Дебаты на тему "Интегрированные занятия - дань моде или необходимость?"
методическая разработка по теме

Кондрючая Татьяна Николаевна

Деловая игра с педагогами в форме дебатов. Интегрированные занятиях и их месте в учебном процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_debatov_na_temu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дебаты на тему "Интегрированные занятия - дань моде или необходимость?"

(Деловая игра с педагогами)

Цель: Систематизировать знания педагогов о технологии интегрированного занятия. Способствовать формированию у педагогов индивидуальной позиции, умения отстаивать собственное мнение.

Участники: заведующая, старший воспитатель, воспитатели детского сада

Ход дебатов

1. Участники

Ведущий: Для проведения дебатов мы с вами сформируем две команды участников. Каждая команда будет состоять из 5 человек, которых мы будем называть спикерами.

1 команда – команда “Утверждение”

Воспитатель Измалкова Л.П

Воспитатель Мартынова О.Н.

Воспитатель Корнева Н.А.

Воспитатель Гайдышева М.А.

Воспитатель Музафарова Е.В.

2 команда -  команда - "Отрицание"

Воспитатель Бадакова Г.Б.

Воспитатель Шубина Е.Ю.

Воспитатель Колоскова Т.М.

Воспитатель Дьякова О.В.

Воспитатель Демченко Н.М.

Вступление:

Ведущий (старший воспитатель Кондрючая Т.Н.): В связи с введением нового Государственного общеобязательного стандарта образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

Тема наших дебатов "Интегрированные занятия: мода или необходимость"

Во время встречи команда воспитателей представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса "Интегрированные занятия необходимы в учебном процессе детского сада" и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции - это команда "Утверждение" ("У"). Другая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию - антитезис "Нет необходимости введения интегрированных занятий в учебный процесс детского сада".

Соответственно, эта команда - "Отрицание" ("О"). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который входят: заведующая Камзеева О.А., Кантемирова Е.И., учитель-логопед Островерхова Е.А., Петруша О.И.

Я сегодня буду в роли таймкипера - человека, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Правила дебатов:

Команда воспитателей “У”: Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему ("Мы считаем, что:...) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить:) и называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

Команда воспитателей “О”: Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что:…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить:).

Ведущий: "Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет об интегрированных занятиях и их месте в учебном процессе детского сада".

- Итак, как вы понимаете тему наших дебатов: "Интегрированные занятия: мода или необходимость?"

Выступление команды "Утверждение":

       -  “Мы считаем, что задачи детского сада – обогатить речь и представление ребёнка об окружающем его мире, научить видеть в нём закономерности, зависимости, взаимовлияние. Научить ценить прекрасное, развивать познавательную активность. Все это возможно раскрыть в учебной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки. 

      Интегрированные занятия построены по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств в развитии детей и проводятся систематически. Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Считаем тему актуальной, являющейся скорее необходимостью, чем дань моде”.

Выступление команды "Отрицание":

    -  “Нам кажется, что сегодня следует обсудить: тенденцию увеличения количества занятий в режиме дня, на которых дети получают отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, так как это не формирует целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Увеличение количества занятий сказывается на здоровье дошкольников. К тому же недостаточное физическое развитие влияет на интеллектуальность и наоборот. Поэтому, интегрированные занятия считаем большой нагрузкой для детей, процесс интеграции поверхностным, а значит в них нет необходимости”.

Ведущий: Раунд вопросов от участников педагогического процесса, которые к нам поступили.

1. "В содержание интегрированных занятий берется небольшое количество программного материала со всех разделов программы, когда на обычных занятиях рассматриваемый объект подается с одной позиции, но более полно. Считаете ли вы интегрированное занятие результативным с точки зрения познавательной компетенции?"

    Ответ команды “У”:

    -  “Интегрированное занятие  построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств развития детей и проводятся систематически. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми”.

   Ответ команды “О”:

    - “Считаем, что в интегрированных занятиях у педагогов нет единого подхода к проблемам и содержанию проведённого им занятия. У воспитателей возникают противоречия в используемых ими материалах. Считаем, что интегрированное занятие не может быть результативным с точки зрения познавательной компетенции по причине невозможности создания у детей единого (интегрированного) представления о проблеме. Широта кругозора детей, культура суждений, их аргументация различна. Для ребёнка на обычных занятиях рассмотреть подаваемый объект с одной позиции проще, чем на  интегрированных занятиях, когда идёт нагромождение нескольких видов детской деятельности и различных средств в развитии детей”.

2. "Проведение интегрированных занятий предполагает большую нагрузку при подготовке на воспитателя. По вашему мнению, сможет ли педагог регулярно качественно готовиться к занятиям?"

    Ответ команды “У”:

   -  “Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

  За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

 Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.          

Методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Для педагога в подготовке интегрированного занятия важно определить область знания, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения, т.к. направлением работы нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Поэтому считаем актуальными следующие  области знания: музыка, ИЗО, художественная литература, ознакомление с окружающим миром  и т.д. считаем, что проведение интегрированных занятий должно быть не больше одного раза в неделю, чтобы не допустить перенагрузку на воспитателя”.

Ответ команды “О”:

  -  “Проведение интегрированных занятий предполагает большую нагрузку при подготовке на воспитателя. Поэтому, мы считаем, что воспитатель при проведении этих занятий сталкивается с трудностями которые мешают педагогу регулярно и качественно готовиться к занятиям. А именно:

   а) Сложность отбора учебного материала (Необходимо в соответствии с темой и программными требованиями определить области знаний, интеграция которых целесообразна).

   б) Подробное структурирование занятия (Должен быть разработан подробный конспект занятия в соответствии с поставленными целями).

   в) Проблема личной совместимости педагогов (Следует установить тесный контакт на основе сотрудничества. Должен быть общий подход к оценке знаний и умений воспитанников) ”.

 

3. "Интегрированное занятие это перенасыщение ребенка информацией или это расширение его кругозора?"

Ответ команды “У”:

    -“Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

       За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

      Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

  Считаем, что интегрированное занятие – это не перенасыщение ребёнка информацией а расширение его кругозора потому, что интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

воздействуют на психические процессы, которые являются основной формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребёнка.

Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, так как у воспитанников формируется целостная естественно - научная  картины мира”.

Ответ команды “О”:

  - “Считаем, что интегрированные занятия _ это перенасыщение ребёнка информацией, т.к. её изобилие не становится знанием, не формирует целостное представление о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Перенасыщение ребёнка информацией, увеличение количества занятий сказывается на здоровье дошкольников”.

Ведущий: Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов "Правильно ли я вас понял:", "Как вы думаете:", "Не кажется ли вам, что:". Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

 Вопрос команды “У”: “Интегрированное занятие - это интеграция деятельности одного педагога или участие в занятии нескольких педагогов?”

Ответ команды “О”:

    - “Если структура интегрированного занятия состоит из трёх частей, то оно проводится двумя (и более) педагогами. На занятии «Ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительная деятельность» ведущим являются преподавание музыки и ознакомление с окружающим миром, а изобразительная деятельность – вспомогательным.

     Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключению внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребёнка в определённом виде творчества и помочь развить их. Например, на занятии на тему «Зима» используется эвристический метод для систематизации у детей знаний о зиме, её характерных признаках и периодах. В первой части занятия, воспитатель предлагает разгадать ребус для того, чтобы узнать тему занятия. Далее педагог проводит беседу о зиме, её характерных признаках, дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации картин известных художников, решают проблемные ситуации, проводят опыты, самостоятельно определяют периоды зимы.

    Во второй части занятия, которое проводит музыкальный руководитель, звучит музыка А. Вивальди «Зима» – она вводит детей в мир зимних звуков.

    В третьей части занятия воспитатель предлагает детям нарисовать зимние пейзажи.

   Такое интегрированное занятие способствует расширению знаний к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал”.

Вопрос команды “О”: “Какие требования предъявляются к структуре интегрированных занятий?”

Ответ команды “У”:

“Четкость, компактность, сжатость учебного материала (и вместе с тем его большая информационная емкость).

       Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

      Взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия (занятие строится на основе определённого авторского замысла, поэтому все его части должны быть логически взаимосвязаны)

     Доступность изложения материала (Занятие строится с учетом возрастных особенностей детей и должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития воспитанников»).

     Необходимость соблюдения временных рамок занятия”.

Ведущий: Предлагает раунд вопросов, которые задают командам участники группы поддержки. Итак, раунд "Свободный микрофон"

Вопрос: ”Какова методика проведения интегрированных занятий?”

Ответ:

1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения (музыка, изо, художественная литература и т.д.).

2.  Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. ( Например, на занятии по теме «Весна» вы можете систематизировать знания дошкольников о данном времени года через музыку, поэзию, изо)

3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

4. Продумать развивающие задачи.

5. Использовать разнообразные виды деятельности (Например, драматизацию сказки с аппликацией, музыкальным оформлением).

6. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

7.  Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

8.  Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий (социоигровые методы и приёмы, педагогика сотрудничества: не «над», а «вместе» с ребёнком).

Вопрос: “Какие виды интегрированных занятий вы можете назвать?”

Ответ:

  а) Ознакомление с окружающим миром - изобразительная деятельность

  б) Художественная литература – рисование

  в) Ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительная деятельность

Ведущий: Предлагает выступить зрителям и гостям с оценкой хода дискуссии.

Совет справедливых: Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения. Подводит итоги. Сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ

Дата______________________Место____________________Время______________

 УТВЕРЖДАЮЩАЯ СТОРОНА

Позиция - "Интегрированные занятия необходимы в учебном процессе детского сада"

ОТРИЦАЮЩАЯ СТОРОНА

Позиция - "Нет необходимости введения интегрированных занятий в учебный процесс детского сада"

КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ

КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

 Укажите основные области столкновений и обоснуйте решение:

Лучшая игра была показана _______________________________стороной

Лучший спикер__________________________________________________

Лучший вопрос группы поддержки_________________________________

Подпись судьи___________________________________________________

Ведущий: Предлагаем вам наши рекомендации (приложение: буклеты и рекомендации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение чтению, каприз или дань моде.....???

Первый вопрос, который часто задают родители, это вопрос о возрасте, с которого нужно начинать обучение. Уже давно и ученые и практики, работающие с детьми, пришли к выводу, что качественно мозг...

Консультация для родителей.Тема: « Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

Консультация для родителей. Тема: « Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?...

Открытое занятие- дебаты по профилактике пожарной безопасности "Огонь друг- огонь- враг"

Цель: Обобщить знания детей об огне и его значение для человека.Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях. Развивать умения пользоваться полученными знаниями в повсе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»

Некоторые родители полагают, что если ребёнка научить читать в 1.5-2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ещё несколько лет назад трудно было бы диск...

Сценарий урока-занятия «Дом Моды»

: Формировать у детей  представления о мире профессий  с учётом преемственности по ранней профориентации между дошкольным и начальным уровнями образования, способствовать последующему профес...

Конспект сюжетно ролевой игры для детей подготовительной группы. Тема занятия : « Дом моды»

закрепить знания детей о профессиях людей работающих в ателье ; ( администратор, директор, закройщик, портной)...