"Влияние речевых дефектов на психическое развитие дошкольника"
материал по теме
Развитие речи тесным образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Воздействие речи на все высшие психические процессы весьма значимо. Исследователи указывают, что " у детей с речевыми нарушениями имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: речь восприятие внимание воображение мышление память
Если психические (познавательные) процессы развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.
Познавательные процессы являются психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.
Исследователи занимавшиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева - исследовали разные периоды восприятия ; Г. С. Гуменная - изучала особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова - исследовали внимание ; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова - изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов – исследовал воображение .
Исследования показали, что «у многих детей с речевыми нарушениями при сохранном интеллекте имеются выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». (Е.М. Мастюкова)
Внимание Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной.
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: Неустойчивостью; Низким уровнем произвольного внимания; Трудностями в планировании своих действий.
Восприятие Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями и простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
У дети данной категории наблюдается нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, что ведёт к : Недостаточному овладению звуковым составом слова; Ограниченному накоплению словарного запаса; Нарушению формирования грамматического строя речи; Трудностям в овладении письмом и чтением.
Память Память – это форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
У детей с нарушением речи заметно снижена : Слуховая память и продуктивность запоминания; Смысловая и механическая память , недостаточна сформирован процесс смыслового запоминания.
Воображение Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий.
Специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
Мышление С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь……»
Дошкольники с нарушением речи характеризуются относительно развитым наглядно-действенным мышлением, но отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Можно выделить ряд особенностей: Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением; Затрудняются в классификации и выделении лишнего предмета; Затрудняются в умозаключении по аналогии; Испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.
У детей с нарушением речи на процесс мышления влияют: Нарушения самоорганизации ( недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, трудности в установлении причинно-следственных связей); Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер ( психофизическая расторможенность или заторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию ).
Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость выработки единой стратегии специалистов и педагогов в решении коррекционно-логопедических задач, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
«От нашей мудрости и любви зависит будущее ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на психическое развитие дошкольника
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. ...
Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие дошкольников.
Консультация для педагогов ДОУ....
Игра и её влияние на психическое развитие дошкольника
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...

«Влияние семейных традиций на психическое развитие дошкольника» (консультация для родителей)
В современное время этот вопрос особенно актуален, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что эмоциональный контакт родителя с ребенком сводится к минимуму, возникает ...
Консультация для родителей "Влияние современных гаджитов на психическое развитие дошкольников"
Гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.Влияют ли телефоны, планшеты, компьютеры на здоровье детей?...

Влияние речевой активности на познавательное развитие дошкольников через использование разных видов детской деятельности.
quot;Прекрасная сама по себе детская речь, имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления".К. И. Чуковский....

Сценарий общесадового родительского собрания на тему "Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников"
Вопрос о влиянии гаджетов на детей — одна из наиболее актуальных тем современного общества. В мире, где технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни, родители часто задаются вопросами...
