Сценарий общесадового родительского собрания на тему "Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников"
консультация по психологии

Зайцева Александра Руслановна

Вопрос о влиянии гаджетов на детей — одна из наиболее актуальных тем современного общества. В мире, где технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни, родители часто задаются вопросами: насколько полезно или вредно использование смартфонов, планшетов и компьютеров детьми?

Чтобы ответить на этот вопрос в МКДОУ №3 "Радуга" было проведено общесадовое родительское собрание на тему "Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников»

Участники:

Заведующий, педагог-психолог, родители воспитанников разновозрастных групп.

Цель:

Дать представление родителям как гаджеты влияют на развитие ребенка и совместно с воспитателями представить регламент работы с ними в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

Рассказать родителям, как гаджеты влияют на эмоциональное и речевое развитие ребенка, двигательную активность и пищеварение. Дать практические рекомендации по поводу того, и как использовать современны технологии в развивающих целях.

Оборудование:

Зал, стулья, проектор, экран, презентация.

Примерное время - 1 час.

Специалист  расскажет:

— сколько времени без вреда для здоровья ребенок может проводить перед экраном;

— что с ребенком произойдет, если будет сидеть в гаджетах сверх нормы;

— какие мультики можно смотреть и в какие игры играть;

— как сбросить статическое напряжение после планшетов, телефонов, телевизоров;

— чем можно занять ребенка вместо электронных устройств.

Часть 1. Вступительная

Заведующий обращается с приветственным словом к родителям воспитанников. Обозначает актуальность темы,  послужившей поводом для родительского собрания и передает слово педагогу-психологу.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы и воспитатели не раз слышали от родителей жалобы, что ребенка не оторвать от телевизора, планшета, смартфона. Спрашивали, сколько времени он может проводить перед экраном без вреда для здоровья, влияет ли это на его развитие, можно ли смотреть телевизор во время еды и какую найти альтернативу электронным устройствам.

Чтобы вы получили ответы на эти вопросы, мы пригласили на родительское собрание  педагога-психолога.

Часть 2. Основная

Выступает специалист.

  1. Актуальность.

Слайд 1. В эпоху бурного развития информационных технологий компьютеры, телевизоры, телефоны, планшеты воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без них ни досуг, ни обучение и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к использованию гаджетов, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел.

В качестве подтверждения вышеизложенного мы приведем данные опроса воспитанников нашего ДОУ (в опросе участвовали дети старших и подготовительной  групп. В ответ на вопрос : «Что ты делаешь дома после детского сада и в выходные дни?»

91% - детей назвали игры в телефон/планшет, просмотр видео на них

72% - смотрят телевизор

48% - играют в игрушки;

42% - гуляют;

26 %- занимаются;

25% - рисуют.

Опрос говорит сам за себя, наши дети предпочитают общение с «мерцающим экраном» другим видам деятельности. Хочу отметить, что просмотр именно тв отходит на второй план и сейчас детям интереснее играть в смартфоны, смотреть видео.

Слайд 2. Конечно же, никто не отрицает значение современных гаджетов и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру.

По данным Всемирной организации здравоохранения, детям до 3 лет сидеть перед экраном планшета, смартфона, компьютера нельзя. От 3 до 6 лет — не более 30 минут в день. Детям 7–10 лет — не более 1 часа в день, подросткам 11–17 лет — максимум 3 часа в день, но с перерывами на физкультминутку.

Слад 3.

Что произойдет, если не придерживаться правил пользования гаджетами? Ребенок начнет плохо спать, поскольку мозг ночью обрабатывает информацию. Станет капризным и раздражительным. Кадры в мультиках сменяются каждые 3–5 секунд, а мозг ребенка обрабатывает информацию за 5–10 секунд, поэтому он не понимает, что нужно усваивать, а что нет. К тому же будет плохо ориентироваться в эмоциях взрослых. Это связано с тем, что мультяшные лица не содержат мимических и жестовых нюансов и поэтому отличаются от эмоциональных проявлений в реальной жизни. Если ребенок долго сидит перед экраном, у него могут появиться тики и подергивания мышц. Все потому, что не происходит двигательной активности, которая необходима дошкольнику. В итоге ребенок станет расторможенным и физическую активность будет сложно контролировать.

Мы провели анкетирование среди родителей и подавляющее большинство опрошенных заявили именно о проблемах в поведении детей после использования гаджетов. О перегрузке нервной системы, повышенной возбудимости.

Слайд 4.

Если вы все-таки загружены домашними делами и занимать детей приходится мультиками, чтобы свести вред к минимуму, выбирайте советские мультфильмы. В них медленнее, чем в иностранных, сменяются кадры, герои имеют более естественный внешний вид, речь содержит правильные грамматические конструкции.

После просмотра мультфильмов дайте ребенку подвигаться, так он сбросит статическое напряжение. Поиграйте в догонялки, обнималки и целовалки. Выйдите на улицу и позвольте ребенку побегать, поваляться в листьях или снегу.

Если выйти на улицу нет возможности, предложите ребенку сделать гимнастику для глаз: «Давай сделаем зарядку для глаз: сначала сильно поморгай, посмотри на кончик носа, потом на самую дальнюю точку, вон на тот дом, и опять на нос».

Используйте мультфильмы для развития ребенка. Попросите мультик пересказать, задавайте наводящие и альтернативные вопросы. Например, мишка в лесу встретил зайку или лисичку? Хвалите ребенка за ответы. Попросите поразмышлять о моральных сторонах персонажей. Например, что чувствовали герои, правильно ли они поступили, что бы ты сделал на их месте.

Если у ребенка есть любимые герои, купите аналогичные игрушки или сделайте их сами. Проигрывайте бытовые ситуации, обязательно давайте ребенку какую-нибудь роль, даже если он не говорит. Это будет побуждать его к общению.

Вместе с ребенком рисуйте или лепите героев мультфильмов, устройте выставку. Приучите малыша заботиться о других на примере любимого героя — его нужно покормить, помыть, одеть, уложить спать.

Просмотр мультфильма "Пожиратели мозга"

Слайд 6. Отдельно хочу отметить влияние на речь ребёнка.

Современные исследования показывают, что с каждым годом количество детей с задержкой речевого развития увеличивается.

Ещё во внутриутробном развитии малыш слышит и различает голоса и окружающие шумы. Родившись, младенец может различать по интонации голоса своих родственников. К сожалению, современные родители разговаривают меньше не только с самим малышом, но даже между собой. Придя с работы, молча поглощают информацию, уткнувшись в электронные устройства. Таким образом, у крохи возникает дефицит общения. В раннем детском возрасте ему преподносят какие либо гаджеты. Так начинается воспитание детей экраном. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет.

Чем быстрее малыши   нажимают на кнопки, тем большемногих  родителей приводит это в восторг, они думают, что их ребенок вырастет компьютерным гением. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки с примитивными фразами, которые очень увлекают детей. Также и просмотр мультиков. Когда ребенок смотрит на экран, у него работает зрительный канал восприятия, а не слуховой, даже если герои много разговаривают. Потом такой ребенок не сможет с первого раза понять, что ему говорят. А это основа обучения в школе. Учеными доказано, если ребенок в возрасте до года проводит по два часа в день перед телевизором, это в шесть раз увеличивает риск речевых нарушений.

 Такие дети начинают позже говорить, речь их бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Происходит нарушение речевого развития.

Слайд 7. При поступлении в детский сад многие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Ведь овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. 

Слайд 8. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся подрастающему поколению в будущем. Поэтому всё-таки не стоит совсем запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Сложно представить ребенка, который никогда не смотрел телевизор и не держал в руках мамин телефон. Сами по себе гаджеты - не зло. Нужно уметь использовать их во благо. Надо лишь контролировать  и учить ребёнка правильному общению с гаджетами. Стоит придерживаться следующих советов:

 1. Знакомя малыша 1,5-2 лет с гаджетами, взрослым необходимо давать информацию о них, как и  о других предметах. Не нужно формировать у ребенка образ «запретного плода».

 2. Принимайте участие в выборе подходящих возрасту игр и мультфильмов, которые будут оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию.

3. Встаньте на путь разумного ограничения. Сразу же установите правила пользования гаджетами, режимные моменты.

4. В дошкольном возрасте, особенно в безречевой период, взрослые должны вместе с ребёнком работать с гаджетом, дополняя яркие картинки своими комментариями. Ребенок развивается в деятельности. И не просто в деятельности, а в совместной работе с родителями. Когда ребёнок начнёт разговаривать, необходимо обсуждать с ним сюжет, поведение героев, учить высказывать своё мнение о полученной информации. Таким образом закладывать основы развития связанной речи у  детей.

5. Есть перед экраном крайне нежелательно. Это приводит к нарушению пищеварения. Когда ребенок сосредоточен не на еде, у него не вырабатываются во рту ферменты, пища хуже перерабатывается. К тому же, когда внимание сосредоточено на мультиках, он не понимает, когда наступает насыщение. В дальнейшем это может привести к перееданиям.

6. За два часа до сна все гаджеты убирайте, чтобы восстановить баланс между процессами возбуждения и торможения в мозге.

7. Ориентируйтесь на своего ребёнка. Если у ребёнка уже есть проблемы с концентрацией внимания, гиперактивностью, если вы уже столкнулись с задержкой речевого развития, для таких детей лучше вообще пока исключить гаджеты из пользования.

Слайд 9. Немного из личного опыта. Я сама являюсь мамой дошкольника, который не представляет своей жизни без планшета. Хорошо ли это влияет на его психику? Возможно, не всегда. Но бывает ли это необходимо мне? Однозначно, да.

Дорогие родители, особенно мамы, в своей психологической деятельности с семьями я всегда придерживаюсь простой истины ««Сначала наденьте маску на себя, потом на ребёнка» . У многих из нас похожая семейная ситуация. Отцы детей много времени проводят на работе, бабушки/дедушки далеко и полная забота о ребёнка, а зачастую и о нескольких ложится на наши плечи. И лично по моему мнению, мама, пребывающая в перманентном эмоциональном стрессе может нанести гораздо больший психологический вред ребёнку, чем время, проведённое им перед экраном. И если вам необходимо это время для себя, дайте себе эту возможность. Не нужно крайностей, всё хорошо в меру.

Так, в своих анкетах многие родители пишут о родительском контроле. Это могут быть различные приложения, функции в них. Это то, чем многие из нас, включая меня, пользуются, а кто ещё нет, я предлагаю начать. Это действительно облегчает жизнь и защищает наших детей от нежелательного контента. Пример таких приложений на слайдах.

  1. GoogleFamilyLink

Поддерживаемые устройства (ребёнок): Android 7.0 и выше.

Поддерживаемые устройства (родитель): Android 7.0 и выше, iOS 13 и выше, веб.

Цена: бесплатно.

Приложение от Google позволяет отследить, сколько часов ребёнок проводит в смартфоне, какие приложения открывает, что скачивает или что собирается купить в GooglePlay.

Родители могут удалённо запретить загрузку подозрительного контента, ограничить время использования интернета в браузере (Chrome), блокировать телефон на ночь или в любое другое время. Независимо от мнения взрослых, FamilyLink самовольно отрезает пользователям младше 13 лет доступ к сервисам YouTube.

  1. «Экранное время»

Поддерживаемые устройства (ребёнок): iOS 12 и выше.

Поддерживаемые устройства (родитель): iOS 12 и выше, macOS 10.15 и выше.

Цена: бесплатно.

Встроенная функция iOS для родительского контроля, которая предоставляет подробный отчёт с наглядным графиком использования гаджета, включая данные о количестве поднятий, времени, проведённом в приложениях и на сайтах. Родители могут настроить лимиты в различных категориях и конкретных программах, добавить необходимые приложения в «белый список», а также задать часы покоя и контакты, с которыми можно общаться детям.

3. KasperskySafeKids

Поддерживаемые устройства: Android 5.1 и выше, iOS 12 и выше.

Цена: бесплатно или премиум‑подписка за 1 190 рублей в год с двухнедельным пробным периодом.

В создании приложения KasperskySafeKids участвовали практикующие психологи. Поэтому основная фишка — более 100 профессиональных рекомендаций для родителей, которые вы получаете, пользуясь сервисом.

В бесплатной версии собраны инструменты, которые показывают, что ваш ребёнок ищет в интернете, на какие сайты заходит, какими программами пользуется и сколько времени проводит в Сети. При желании всё это можно регулировать, ограничивать и отключать.

4. AirDroidParentalControl

Поддерживаемые устройства: Android 7.1 и выше, iOS 11 и выше.

Цена: бесплатно или подписка за 60 долларов в год на 10 устройств.

AirDroidParental призван обеспечить максимальную безопасность вашего ребёнка и снизить потенциальную зависимость от телефона. Вы легко сможете отслеживать геолокацию в реальном времени и просматривать маршрут передвижения в течение дня. Также доступен полный контроль используемых приложений согласно выбранному графику и детальная статистика по ним.

Вы будете видеть уровень заряда детского устройства, а при желании даже происходящее на экране. Если есть подозрения, что ребёнок общается с сомнительными контактами, можно синхронизировать уведомления, и тогда все сообщения с его телефона будут одновременно приходить и на ваш.

Подводя итог, современные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими. Телефон, компьютер, планшет - никуда не денутся. Ребёнок научится их использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное. Задача родителей помочь маленькой личности идти по такой непростой и интересной дороге, как получение знаний и нового опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".

Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ  "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопроса...

Родительское собрание "Сюжетно-ролевая игра в процессе всестроннего развития дошкольника"

Презентация с докладом для проведения родительского собрания...

Родительское собрание во второй младшей группе "Проблемы речевого развития дошкольников"

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную де...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

Сценарий нетрадиционного родительского собрания на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка»

Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива...

Консультация для родителей "Влияние современных гаджитов на психическое развитие дошкольников"

Гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.Влияют ли телефоны, планшеты, компьютеры на здоровье детей?...

Консультация для родителей "Влияние гаджетов на психическое развитие дошкольников"

В данной теме мы поговорим о влиянии современных технологий, особенно гаджетов, на психическое развитие дошкольников. Рассмотрим как позитивные, так и негативные аспекты использования гаджетов, а такж...