Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
методическая разработка (средняя группа) по теме

Шекалина Марина Ремовна

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина). Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения  артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа. Я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 дополнительного образования «Развивалочка»

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

                                                                                              Воспитатель:

                                                                                              Шекалина Марина Ремовна

Санкт – Петербург

2009г.

Программа

 дополнительного образования «Развивалочка»

воспитателя Шекалиной Марины Ремовны направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

Пояснительная записка к программе.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности  устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно - образное. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества. Я строю свою деятельность на основе игровых методов и приемов. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения  артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. На занятиях, я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.

Цель: Обеспечение познавательного развития личности ребёнка, с использованием развивающих игр и элементов мнемотехники.

Задачи четвёртого года жизни:

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими,
  2. Укрепление мелкой моторики,
  3. Развитие внимания и памяти,
  4. Знакомство со счётом и цифрами, в пределах  5.

Задачи пятого года жизни:

  1. Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими,
  2. Укрепление мелкой моторики,
  3. Развитие внимания и памяти,
  4. Знакомство со  счётом и цифрами, в пределах  10.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

  1. Обучение детей приёмам мнемотехники,
  2. Использование развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

Программа разработана для детей от 3 до 5 лет. Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе, в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия регламентируется возрастом детей.

К концу первого года обучения дети должны:

  1. Слышать гласный звук в слове, называть предметы с заданным звуком, правильно произносить гласные звуки, определять, есть ли заданный звук в слове;
  2. Узнавать гласные буквы, уметь обвести  и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
  3. Уметь группировать предметы по цвету и величине, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, иметь представление об образовании чисел в пределах 5;
  4. Знать несколько мнемотехнических методов («фотоаппарат», « волшебный круг»,        « прятки»).

К концу второго года обучения дети должны:

  1. Слышать звук в слове, определять – с какого звука начинаются слова, придумывать слова на заданный звук;
  2. Узнавать согласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
  3. Иметь представление о числах в пределах 10  на основе действий с конкретными предметными множествами;
  4. Уметь моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу;
  5. Знать несколько мнемотехнических методов («коллаж», «волшебный квадрат», «повтори движение»).

Формы подведения итогов: обобщающие занятия по изученным темам.

Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:

Первый год обучения:

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими (20),
  2. Укрепление мелкой моторики (4 занятия),
  3. Развитие внимания и памяти (4 занятия),
  4. Знакомство со счётом и цифрами, в пределах  5 (4 занятия).

Второй год обучения:

  1. Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими (23 занятия),
  2. Укрепление мелкой моторики (3 занятия),
  3. Развитие внимания и памяти (3 занятия),
  4. Знакомство со  счётом и цифрами, в пределах  10(6 занятий).

Содержание дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения:

 №п/п  

Тема

Месяц

Неделя

Содержание

1.

Ознакомление со звуком «а».

октябрь

1

Д/упр. «Баюканье куклы», «Скажи «а», «Не разбуди Катю», п/ игра «Ручками захлопали…»,

2.

Знакомство с буквой «а».

2

«На что похожа буква?», «Из каких частей состоит», «Составь из палочек», «Вылепи из пластилина»,

3.

Ознакомление со звуком «у».

3

д/и «Где позвонили?», «Позови паровоз», «Ауканье», д/упр. «Дует ветер».

4.

Знакомство с буквой «у».

4

«На что похожа буква?», « Сравни с другими буквами», «Найди такую же среди других»,

5.

Ознакомление со звуком «и».

ноябрь

1

д/и «Угадай, что звучит», «Угадай, на чём играют», «Покажи и назови», п/и «Лошадки»

6.

Знакомство с буквой «и».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

7.

Ознакомление со звуком «ы».

3

д/и «Пароход», «Мышки – мишки», п/и «Козлята и волк»,

8.

Знакомство с буквой «ы».

4

«На что похожа буква?», «Составь из палочек»,

9.

Знакомство с палочками Кюизенера

декабрь

1

Сравнение по длине, классификация по длине и цвету, упражнение в счёте, д/и «Сушим полотенца»,

10.

Ознакомление со звуком «э».

2

д/и «Одуванчик», «Кто в домике живёт?», «Кто внимательный?», «Разрезные картинки»,

11.

Знакомство с буквой «э».

3

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

12.

Развивающая игра «Обезьянка»

4

Развитие внимания, умения точно скопировать образец,

13.

Ознакомление со звуком «о».

январь

1

д/и «У Ляли болят зубы»,

14.

Знакомство с буквой «о».

2

«Обведи и закрась», «Составь из палочек»,

15.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Сравнение по длине и обозначение словами результата сравнения, образование числа 2, цифры 1 и 2,

16.

Развивающая игра «Сложи узор»

4

Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию

17.

Ознакомление со звукосочетанием «йа»

февраль

1

д/и «Ослик потерялся», «Чья вещь?», «Угадай что (кто) это?»,

18.

Знакомство с буквой «я».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

19.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Моделирование предмета из четырёх палочек, сравнение по высоте, количественный и порядковый счёт

20.

Развивающая игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

4

Знакомит с геометрическими фигурами, с их положением на плоскости, готовит детей к овладению письмом

21.

Ознакомление со звукосочетанием «йу»

март

1

д/и «Оля заболела», «Разложи картинки», «Угадай, кому что?»,

22.

Знакомство с буквой «ю».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

23.

Развивающая игра «Сложи квадрат»

3

Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом,

24.

Приёмы мнемотехники

4

д/и «Рисуем слово», «Рисуем цепочку из слов»,

25.

Ознакомление со звукосочетанием «йо»

апрель

1

д/и «Телефон», «Где сова?», «Запомни, что я сказал»,

26.

Знакомство с буквой «ё».

2

«На что похожа буква?», «Составь из палочек», «Обведи и закрась»,

27.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 3, 4, цифра 3, 4, учить считать в пределах 3, 4, ориентировка в пространстве,

28.

Приёмы мнемотехники

4

Развитие способности видеть и запоминать увиденное, д/и «Фотоаппарат», «Волшебный круг», «Прятки»,

29.

Ознакомление со звукосочетанием «йэ»

май

1

д/и «Слушай внимательно», «О чём рассказали картинки?»,

30.

Знакомство с буквой «е».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,  «Обведи и закрась»,

31.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 5, цифра 5, сравнение предметов по длине, преобразование конструкции предмета,

32.

Развивающая игра «Точечки»

4

Развитие математического мышления, обучение счёту,

Содержание дополнительной образовательной программы.

Второй год обучения:

 № п/п

Тема

Месяц

Неделя

Содержание

1.

Ознакомление со звуками «а, у, и, о, ы, э».

сентябрь

3

д/и «Ауканье», «У Ляли болят зубы», «Пароход», «Кто внимательный?», п/и «Лошадки»,

2.

Знакомство с буквами «а, у, и, о, ы, э».

4

Учить находить буквы «а, у, и, о, ы, э» на кубиках и называть их, буквосочетания «ау», «уа»,

3.

Ознакомление со звуками «йа, йу, йо, йэ».

октябрь

1

д/и «Чья вещь?», «Кто что делает?», «Телефон», «Слушай внимательно»,

4.

Знакомство с буквами «я, ё, е, ю».

2

Учить находить буквы «я, ё, е, ю» на кубиках и называть их,

5.

Знакомство с палочками Кюизенера.

3

Сравнение предметов по длине, образование чисел от 1 до 5, цифры 1,2,3,4,5,

6.

Развивающая игра «Сложи узор».

4

Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию

7.

Ознакомление со звуком «м, мь, н, нь».

ноябрь

1

д/и «Кто позвал мишку?», «Говорящая кукла»,

8.

Знакомство с буквой «м, н».

2

Познакомить с большими кубиками «М», «Н» и маленькими,

9.

Знакомство с палочками Кюизенера.

3

Сравнение предметов по длине , закрепление знания чисел в пределах 5,

10.

Развивающая игра «Сложи квадрат».

4

Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом,

11.

Ознакомление со звуками «б,бь,п,пь».

декабрь

1

д/и «На чём играет Люба», «Пускание корабликов», п/и «Топ-топ-топ»,

12.

Знакомство с буквами «б» и «п».

2

«Найди кубик, который я назвала», «Найди себе пару»,

13.

Ознакомление со звуками «в, вь, ф».

3

д/и «Угадай, что делают», п/и «Прятки», «Сова»,

14.

Знакомство с палочками Кюизенера.

4

Образование числа 6, 7, цифра 6, 7, (аналогично 4),

15.

Знакомство с буквами «в» и «ф».

январь

1

«Подбеги к кубику, который я назову», «Найди себе пару»,

16.

Ознакомление со звуками «г, гь, к, кь».

2

д/и «Чего не стало», «Гусёнок и жеребёнок», «Подбери по цвету»,

17.

Знакомство с буквами «г» и «к».

3

«Найди кубик, который я назвала», «На что похожа буква?», «Составь из палочек»,

18.

Ознакомление со звуками «д, дь, т, ть».

4

д/и «Где позвонили?», «Гости»,

19.

Знакомство с буквами «д» и «т».

февраль

1

«Найди себе пару», «Обведи и закрась»,

20.

Ознакомление со звуками «ш ,ж».

2

д/и «Лес шумит», «Шар лопнул», «Жук жужжит»,

21.

Приёмы мнемотехники

Знакомство с буквами «ш» и «ж».

3

«Рисуем мнемотаблицу»,

22.

Ознакомление со звуками «с, сь, з, зь,».

4

д/и «Насос», «Зайчики», «Комары»,

23.

Знакомство с буквами «с» и «з».

март

1

«Подбеги к кубику, который я назову»,

«Составь из палочек»,

24.

Ознакомление со звуком «х», буква «х»,

2

д/и «Муха – цокотуха», «Цапля и лягушки», «Составь из палочек»,

25.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 8, 9, цифра 8, 9, (аналогично 4),

26.

Ознакомление со звуками «ц, ч».

4

д/и «Синица», «Найди картинки», «Чижик», «Поезд»,

27.

Знакомство с буквами «ц» и «ч».

апрель

1

«Подбеги к кубику, который я назову»,

«Обведи и закрась»,

28.

Ознакомление со звуками «щ», буква «щ»..

2

д/и «Кому что нужно?», «Разведчики»,

«Вылепи из пластилина»,

29.

Развивающая игра «Точечки»

3

Развитие математического мышления, обучение счёту,

30.

Ознакомление со звуками «л, ль», буква «л».

4

д/и «Самолёт гудит», «Лошадки», «Обведи и закрась»,

31.

Знакомство с палочками Кюизенера

май

1

Образование числа 10, цифра 10, (аналогично 4),

32.

Ознакомление со звуками «р», буква «р».

2

д/и «Тигр рычит», «Буря».

33.

Приёмы мнемотехники

3

Повторение пройденного

34.

Занятия - викторины

4

Весь пройденный материал

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Основной формой организации занятий является игра. Используются игровые упражнения с речевым материалом: потешками, считалочками, рассказами, стихами, игровыми сценками, сопровождаемые движениями или без них. Использую  рассказы по картинкам, лепку и рисование.

Список литературы.

  1. Н. Г. Комратова, Учимся говорить правильно, М., 2005г.
  2. В.В.Волина, Праздник букваря, М., 1995г.,
  3. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова, Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера, М., 2009г.,
  4. И. В. Бодрова, Мнемотехника для детей, СПб., 1998г.,
  5. Б.П.Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры, М., 1990г.,
  6. И.А.Алексеева, Игры и занимательные занятия, СПб., 1993г.,
  7. В.В.Воронкова, Обучение грамоте и правописанию, М., 1995г.,
  8. Л.П.Савина, Пальчиковая гимнастика, М., 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сказкотерапевтическая песочная терапия как средство и метод дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста

Песочная терапия и сказкотерапия давно распространена в наших детских садах. Воспитатели активно используют методы на своих занятиях, музыканты строят планы своих мероприятий по сюжетам знакомых сказо...