Главные вкладки

    Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

     

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности. Мной разработана программа, целью которой является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

    Программа разработана и рассчитана на 1 год, на одну возрастную группу с 6 до 7 лет, адресована педагогам и воспитателям детских садов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_grazhdansko-_patrioticheskogo_30.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

    «Детский сад «Алёнушка» п. Сосновка»

    Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дом – моя страна»

    (возраст детей от 6 до 7 лет)

    Максимова Н.А., воспитатель

    п. Сосновка

    2012

    Программа

    гражданско-патриотического воспитания детей

    «МОЙ ДОМ – МОЯ СТРАНА»

    Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

    В.А. Сухомлинский

    Пояснительная записка

    Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания:

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности.

    В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

    Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

    Реализация программы должна начинаться с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Цель программы:

    Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

    Задачи программы:

    1) Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

    2) Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

    3) Воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности.

    4) Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.

    5) Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.

    6) Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

    Основные принципы программы:

    1. Гражданско-патриотическое воспитание.
    2. Духовно-нравственное воспитание.
    3. Гуманистическая направленность воспитания.
    4. Культуросообразность.

    Принципы отбора содержания образования:

    1. Научность и локаничность.
    2. Учет требования типовых программ.

    Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность.

    Для реализации программы предлагаем следующие методы:

    Наглядный:

    1. чтение педагогом рассказов;
    2. показ сказок (педагогом, детьми);
    3. рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    4. проведения дидактических игр;
    5. экскурсии по поселку, целевые прогулки;
    6. моделирование сказок.

    Словесный:

    1. чтение литературных произведений воспитателем;
    2. чтение стихотворений детьми, воспитателем;
    3. беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
    4. ответы на вопросы педагога, детей;
    5. проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, режиссерские игры и др.);
    6. сообщение дополнительного материала воспитателем;
    7. загадывание загадок;
    8. рассматривание наглядного материала;
    9. рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
    10. проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

    Практический:

    1. организация продуктивной деятельности;
    2. проведение игр различного рода;
    3. организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
    4. проведение экскурсий различного направления;
    5. организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями;
    6. изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

    Формы работы с детьми:

    1. Познавательно-образовательная деятельность, беседы, игры нравственного и гражданско-патриотического содержания.
    2. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
    3. Экскурсии, целевые прогулки (по поселку, району).
    4. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
    5. Организация выставок рисунков, поделок, семейных фотоальбомов, стенгазет (совместная деятельность детей и родителей).
    6. Постановка музыкальных пьес гражданско-патриотического содержания.
    7. Утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники.

    Предполагаемый результат.

    Программа гражданско-патриотического воспитания должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями и гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

    Результатом будет являться развитие творческих способностей, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание высших ценностей, идеалов, ориентирование на толерантность.

    Предлагаемая мной программа включает в себя следующие блоки:

    Блок 1. «Я и моя семья».

    Цель блока: Мир ребёнка начинается с его семьи, осознания себя. Укрепить знания о гуманном отношении к своим близким, уточнить знания о семейных традициях, историях. Составление семейных альбомов, стенгазет о семье; рисование портретов родных.

    Блок 2. «Из прошлого в будущее нашей России».

    Цель: Показать образ защитника Родины через образы реально существующих исторических личностей. Изучение геральдики (заключается в осознании смысла знака и символа). Знакомство с промыслами России. Формировать основы гражданско-патриотического чувства: любовь, гордость за свой народ, свою страну; уважение к культуре страны. Приобщение к творчеству всемирно известных людей: поэтов, писателей, композиторов, художников. Знакомство со службой солдат, снаряжением русских воинов. Расширить объем знаний о космосе. Воспитывать чувство патриотизма.

    Блок 3. Родной поселок. Родная природа.

    Цель: Дети получат сведения о родном поселке, об истории его возникновения, о его промышленности, видах транспорта, сельских зданиях, трудовой деятельности людей.

    Учебно-тематический план к программе «Мой дом – моя страна»

    Блок 1. «Я и моя семья».

    Тема 1: «Ты и твоё имя».

    Цель: Познакомить детей с правом на имя, способствовать социально-нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

    Тема 2: «Дружная семья».

    Цель: Закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство  привязанности к членам своей семьи.

    Тема 3: «Моя родословная».

    Цель: Воспитывать чувство долга и внимания к ближним; раскрыть понятия «род», «родители», «семья»; вызвать интерес к истории своего рода.

    Тема 4: «Наши бабушки и дедушки» (мероприятие, посвященное Дню пожилого человека)

     Цель: воспитывать уважение, проявлять заботу, быть внимательными и милосердными в отношении пожилых людей. Отмечаемый во всем мире День пожилых людей станет хорошим поводом для организации праздника в детском саду в знак уважения к бабушкам и дедушкам.

    Тема 5: «Моя любимая мама» (мероприятие посвященное празднику Дню Матери)

    Цель: Поддержание традиций бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев.

    Тема 6: «Мой любимый папа!» (мероприятие, посвященное 23 февраля)

    Цель: Пропаганда здорового образа жизни; воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.

    Тема 7: «В гостях у детства» (мероприятие, посвященное Дню защиты детей)

    Цель: Формировать у детей понятия «Право на отдых», «Право на образование»; дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей»; воспитывать желание проявлять творческую инициативу, предоставив для этого равные возможности всем детям.

    Тема 8: «В семейном кругу» (игра-общение, посвященная Дню семьи)

    Цель: популяризация базисных семейных ценностей (супружества, родительства, родства), демонстрация воспитательного потенциала семьи в развитии и самореализации детей и взрослых; чествование семей, ответственного и солидарного родительства.

    Блок 2. «Из прошлого в будущее нашей России».

    Тема 1: «Русские богатыри».

    Цель: Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Тема 2: «Святой Георгий Победоносец».

    Цель: Формировать у детей интерес к истории нашей Родины, рассказать о Святом Георгии Победоносце, дать понятие «Святой».

    Тема 3: «Защитник земли русской – Александр Невский».

    Цель: Дать детям понятие, что во все времена на защиту нашего Отечества вставали храбрые, смелые войны, что народ с благодарностью чтит память защитников России.

    Тема 4: «На поле Куликовском».

    Цель: Ознакомить с историей Куликовской битвы, и значении ее для Руси, о мужестве и отваге воинов. Вызвать у детей патриотические чувства, гордость за дела своих предков, интерес к отечественной истории; обогащать словарный запас.

    Тема 5: «Москва – город герой. Отечественная война 1812 года. Наши герои».

    Цель: Воспитывать любовь к Родине, Москве, героям Отечественной войны 1812 г. Формировать потребность в получении исторических знаний. Развивать любознательность, интерес к истории Москвы.

    Тема 6: «Великая Отечественная Война».

    Цель: Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины. Показать детям фотоматериалы с изображением орденов и медалей.

    Тема 7: «Никто не забыт, ничто не забыто…» (мероприятие, посвященное Дню Победы).

    Цель: Продолжать знакомить детей с историческими событиями нашей страны; развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

    Тема 8: «Мир - это главное слово на свете».

    Цель: Воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины, любовь к ней. Ознакомить с пословицами. Рассказать о защитниках Отечества. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Развивать мелкую моторику рук, внимание.

    Тема 9: «Знакомство со службой пограничников».

    Цель: Воспитывать гражданско-патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать чувство гордости за воинов – защитников. Познакомить со службой пограничников.

    Тема 10: «Во имя жизни на земле».

    Цель: Воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине, гордости за нее. Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны (Предварительная работа: 1. Чтение детям художественных произведений о Родине и Великой Отечественной войне. 2. Знакомство с творчеством художников военных лет. 3. Рассматривание иллюстраций «Оборона Москвы», «Поле боя», «Труженики тыла». 4. Слушание песен и музыки военных лет).

    Тема 11: «Россия – Родина моя» (мероприятие, посвященное дню России)

    Цель: Познакомить детей с праздником день России, воспитывать чувство патриотизма к своей стране.

    Тема 12: «Что хранит оружейная палата».

    Цель: Познакомить детей с воинским снаряжением русских воинов

    Тема 13: «Родина моя – бескрайняя Россия».

    Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну России.

    Тема 14: «Космонавтами мы будем» (игра-досуг, посвященное Дню космонавтики)

    Цель: Расширить объем знаний детей о космосе; закрепить двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях; развивать ловкость, быстроту, координацию движений; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

    Блок 3. Родной поселок. Родная природа.

    Тема 1: «Беседа о родном крае»

    Цель: Формировать у детей представление о малой Родине. Знакомить детей с родным поселком, с коренными жителями севера – ханты и манси, их бытом.

    Тема 2: «Где работают ваши родители? Люди, каких профессий живут в нашем поселке».

    Цель: Познакомить детей с трудом людей, приехавших работать на север.

    Тема 3: «Зима на Севере. Кто живет в седой лесотундре».

    Цель: Ознакомить детей с природой родного края, учить беречь природу, поощрять желание больше узнать о ней.

    Тема 4: «Народная северная культура, ее богатства и красота».

    Цель: Ознакомить с культурными ценностями и традициями северного народа, устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками, обрядами.

    Тема 5: «Ненецкие народные праздники».

    Цель: Ознакомить с праздниками весеннего одаривания небесного Бога-Грома, день оленевода.

    Тема 6: «Праздники народа ханты».

    Цель: Ознакомить с праздниками медвежий праздник, вороний день, проводы лебедя.

    Тема 7: «Праздники народа манси».

    Цель: Ознакомить с праздниками медвежий праздник, вороний день, праздник трясогузки.

    Тема 8: «Декоративно-прикладное искусство Севера».

    Цель: Ознакомить с видами декоративно-прикладного творчества: биссероплетение, вышивание национальных узоров на одежде и предметах быта.

    Темы образовательной деятельности можно взаимозаменять в зависимости от наступающего праздника, либо поменять местами блоки для удобства работы педагога


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "

    Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем  - это основа и условие развития...

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

    В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

    Программа гражданско- патриотического воспитания дошкольников "Мой дедушка- моя гордость".

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Бижбулякского районаДетский сад «Дюймовочка» с. Бижбуляк.Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дед...

    Программа «Гражданско-патриотическое воспитание» «Душа – России»

    В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене ...

    Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

    Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

    Программа гражданско-патриотического воспитания "Моя Родина"

    Программа предназначена для методистов и воспитателей дошкольных учреждений. Программа направлена на формирование основ птриотизма у детей дошкольного возраста ....

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...